Урок-традиция
«Троицыно утро –
белый перезвон!»
педагоги: Волкова Н.И.
Иващенко Л.В.
Староминская 2015г.
Цель урока: приобщать воспитанников к обычаям и обрядам народных праздников, к культуре своих предков.
Задачи:
- пропагандировать православные праздники «Троица» и «Иван Купала».
-приобщать детей к познавательной и игровой деятельности.
-создавать условия для развития творческих способностей детей.
-развивать у детей любознательность , изобретательность и смекалку.
-формировать здоровые привычки, пропагандировать здоровый образ жизни.
Подготовительная работа:
-изготовление и украшение мешочков-саше для трав.
-изготовление куклы-травницы.
-ткачество из трав : травяные коврики для ароматерапии.
-изготовление берёзовых веников.
-изготовление веночков.
Оборудование:
- столы, накрытые нарядными скатертями, самовар, яичница с зеленью; фито-чай с мёдом;
-караваи и угощения, украшенные берёзовыми ветками и цветами;
-выставка работ воспитанников: коврики из трав, куклы-травницы, волшебные травяные мешочки-саше;
-яркие ленты, веночки из трав и цветов;
-две метлы из берёзовых веток;
-лепестки ромашки с загадками;
Ход урока:
«Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам – белый перезвон.
На резных окошках – ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…»
Сергей Есенин.
1-й вед: Здравствуйте, люди добрые, красны девицы и добры молодцы! Ой, сколько собралось гостей на наш красивый зелёный праздник !
Издавна на Руси, да и у нас на Кубани, отмечался в берёзовых рощах праздник Троица. Именинами Земли-матушки называли праздник Троицы в народе! Отмечается Троица в воскресенье, через семь недель после Пасхи. Семь недель – это пятьдесят дней, считая и сам день Пасхи: отсюда и другое название праздника – Пятидесятница. На Руси праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета, этот день называют «зелёными святками». На Троицын день храм и жилища украшают ветвями, душистой травой и цветами, снова красят яйца, как к Пасхальной неделе.
2-й вед: Главная же роль в « зелёных святках» отводилась берёзке. Без Троицкой берёзки этот праздник всё равно, что Рождество без Ёлки. Берёза – самое любимое дерево у русских людей. Она считается хорошим, дающим энергию, деревом. Для всех христиан берёза – благословенное дерево, укрывшее некогда Богородицу и Христа в непогоду. Берёзку хорошо посадить рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Если под растущую берёзу вылить воду, оставшуюся после купания больного ребёнка, то болезнь дерево на себя возьмёт.
1-й вед: В Троицу шли в церковь с цветами и пахучими травами. Потом травы высушивали и хранили как оберег. А ещё в этот день принято было проливать свои слёзы на цветы или берёзовые ветки, которые держали во время церковной службы.
«Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три». («Евгений Онегин»)
А вот как писал Сергей Есенин:
«Троицино утро, утренний канон,
В роще по берёзкам – белый перезвон.
На резных окошках – ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.»
2-й вед: Букетик или веточки, орошённые слезами, хранили целый год – по поверью, это спасало от засухи. А ещё считалось, что слёзы смывают грехи. Держится поверье, что во время троицкой вечерни надо столько плакать о грехах своих, чтобы на каждый листочек, на каждый лепесток цветов, что держат в руках, капнуло хоть по одной слезинке. Эти слёзы в скитах зовутся «росой благодати».
1-й вед: Отмечали Троицу на природе – в лесах и берёзовых рощах. А начинался праздник Троица в четверг, с праздника Сёмика. Праздник Сёмик – обряд чествования Берёзки, только что надевшей свой зелёный наряд. В этот день расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные берёзовыми ветками и цветами караваи и угощения. Берёзоньку украшали лентами и цветами, подарками её оделяли, венки для неё завивали! Вокруг Берёзки хороводы водили, песни пели и весёлый пир устраивали!
2-вед: А давайте, ребята, и мы сегодня все вместе позовём к нам белую Берёзку из рощицы и будем её чествовать и прославлять! Повторяйте за нами слова:
Рощица, рощица, к нам Берёзку пошли!
К ней, к ней мы на праздник пришли!
- Не идет берёзка, куда же она подевалась?
(Дети хором громко зовут Берёзку, а её всё нет, но на поляне появляется Сёмик-молодец. Звучит народная музыка.)
- Ой, а это кто к нам идёт? Такой зелёненький-презелёненький!
Сёмик: Доброго здоровья, ребятушки! Я – Сёмик! Прихожу в четверг перед Троицей. В старину меня любили и почитали. В этот день в лесу собирали зелёные ветви и сочную траву, чтобы на Троицу – в воскресенье – свой дом ими украсить.
2-й вед: Сёмик, а не видел ли ты красавицу Берёзку? Мы с ребятами хотим порадоваться лету красному, прославить Берёзку и праздник Троицы отметить!
Сёмик: Я бы рад вам помочь, да беда случилась! Любимицу нашу, Берёзоньку, околдовал злой колдун Чародей и превратил её в прекрасный цветок ромашку, а лепестки развесил на зелёных ветках вон того клёна.
1-й вед: Ой, что же нам делать, как нам быть? Ведь без Берёзки и праздника Троицы не будет!
Сёмик: Не расстраивайтесь так, ребятушки, погодите! Чтобы Берёзка к нам вернулась, мы должны собрать все лепестки ромашки и разгадать загадки, которые на них написаны. Итак, ребятки, для вас загадки! Быстро лепесток срывайте, мне подавайте и громко отгадку называйте!
Загадки: Что не сеяно родитьса? (Трава)
Стоят в лесу сестрицы:
Платьица белёны, шапочки зелёны. (Берёзы)
Готовит лакомство, хотя не повариха,
Иголку носит на себе, а не портниха. (Пчела)
Белый передник, зелёная коса. (Берёза)
На большой цветной ковёр села эскадрилья,
То закроет, то раскроет расписные крылья. (Бабочка)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Зелена, а не лук, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.
Вырастает под сосной домик новенький лесной. (Муравьи)
Сёмик: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки! Ой, гляньте-ка, красны-девицы идут и Берёзоньку ведут! Белую, кудреватую, листом листоватую!
Здравствуй, Берёзонька!
Берёзка: Здравствуйте, люди добрые!
Это я, Берёзка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами!
С праздником Вас, Троицей, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, от души желаю!
Будем с вами мы кумиться,
Нам браниться не годиться!
Будем с вами мы дружиться,
Чтобы весь год веселиться!
Берёзка: И сейчас, ребята, я приглашаю всех вас украсить нашу Берёзку яркими лентами и веночками! (Звучит народная музыка. Дети украшают Берёзку лентами.)
Сёмик: Какая красивая Берёзка у нас получилась! До чего же хороша! Ребятки, давайте ей заклички громко кликать!
Кубанская берёзка, тебя мы прославляем!
Счастья и веселья мы тебе желаем!
У красы Берёзки - платье серебристо,
У красы Берёзки – зелены косицы!
Пусть сердца раскроются на святую Троицу!
Веселись, честной народ, начинаем хоровод!
Берёзка: Приглашаю всех ребят на берёзовый хоровод «Кумление»! Становитесь, дети, вокруг берёзки, будем хороводиться и кумиться: обнимать друг друга.
Хоровод «Кумление».
Звучит песня «Во поле Берёзка стояла».
Затем все останавливаются, хлопают в ладоши и приговаривают:
Уж вы, кумушки, вы, голубушки,
Ай, люли, ай, люли, вы, голубушки!
Вы кумитеся, не бранитеся, ай, люли, ай, люли, не бранитеся!
Вы друг с дружкою обнимитеся, ай, люли, ай, люли, обнимитеся!
По окончании игры участники обнимают друг друга.
Берёзка: Молодцы, ребятушки, хорошо покумились! А, значит, теперь в ваших студиях всегда будет править Дружба, Доброта и Взаимопонимание! Молодцы!
1-й вед: Ребята, а сейчас мы устроим для нашей Берёзки состязания! Вы знаете, что в старину подружки друг к дружке добирались на метле из берёзовых веток. Вот и вы тоже будете добираться до своей красавицы Берёзоньки на берёзовой метле.
Игра « Быстрая метла». (Играющие делятся на две команды и выстраиваются друг за другом , командам выдаётся по метле.)
Каждый участник должен проехать на берёзовой метле, объезжая обереги из трав, до конца дистанции и обратно.
2-й вед: А сейчас ещё одно состязание для нашей Берёзки!
Игра «Тропа здоровья и творчества».
Участники делятся на две команды. Каждый игрок должен пройти по тропе из трав, удерживая на голове венок из трав и декоративное яйцо, стараясь его не уронить!
Сёмик: Давайте, ребята, ещё раз похвалим нашу Берёзку!
Берёза наша, Берёзонька!
Берёза наша белая,
Берёза раскудрявая!
Стоишь ты, Берёзонька,
Возле Дома творчества!
На тебе, Берёзонька,
Листочки зелёные,
Под тобой, Берёзонька,
Красны- девицы венки вьют,
Для тебя, Берёзонька,
Травы мятные ткут!
Берёзка: Уж вы милые ребятушки!
Уж, вы, верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные!
За песни нежные, за хороводы безбрежные!
За ваши умелые руки,
За выставку ваших работ,
За подготовку к празднику,
награжу я вас грамотами берёзовыми!
Выносите их скорей, чтоб порадовать детей!
Сёмик: Спасибо тебе, Берёзка, за грамоты! Приходи к нам на следующий год, мы будем ждать!
Пусть вьётся ленточка-полоска
У солнца в ласковом тепле!
Соединись с землёй, Берёзка,
Дай силу травам и земле!
Нашим дорогим гостям мы дарим волшебные мешочки-саше с душистой травой!
Кубанскому краю – здоровые дети!
Знают все люди на нашей планете:
Ткачество травами силу даёт,
Травами держится кубанский народ!
Берёзка: Приглашаем всех ребят на праздничную яичницу и фито- чай с караваем!!!
Сёмик: Наедайтесь поскорей, чтобы было веселей! (Звучит народная музыка и для всех участников организуется кубанский пикник с зеленью и обрядовой едой - яичницей!)
Загадки: Что не сеяно родитьса? (Трава)
Стоят в лесу сестрицы:
Платьица белёны, шапочки зелёны. (Берёзы)
Готовит лакомство, хотя не повариха,
Иголку носит на себе, а не портниха. (Пчела)
Белый передник, зелёная коса. (Берёза)
На большой цветной ковёр села эскадрилья,
То закроет, то раскроет расписные крылья. (Бабочка)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Зелена, а не лук, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.
Вырастает под сосной домик новенький лесной. (Муравьи)