Пояснительная записка.
Место предмета в учебном плане школы.
Согласно учебному плану во 2 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год - 34 часа.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Учебно – методический комплект:
мет. пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
раб. тетрадь Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.2 класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Коррекционная направленность предмета
Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Формы
организации учебной деятельности
Элементы содержания
Универсальные учебные действия
(УУД)
Измерители
Дата
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов)
1
Тема «Мы рады встрече»
1
Фронтальная работа
Беседа
Разминка «Мячик», Упражнения «Вспомни чувства», «Чувства- воспоминания», «Рисунок радости».
Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия
П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
К Слушают и понимают речь других ребят
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Рисунок сценок из летней жизни
2
Тема «Понимаем чувства другого»
1
Фронтальная, групповая работа
Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками
П Умеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, различать эмоции
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах
Л Формируют положительное отношение к школе
Общий рисунок на заданную тему «Радость»
3-5
Тема «Мы испытываем разные чувства»
3
Фронтальная, групповая работа
Социальные пробы
Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим», «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты»
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Моделируют различные ситуации
К Учатся понимать эмоции и поступки других людей
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Упражнения по инструкции, по образцу
Рисунок по сказке
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов)
6-7
Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами»
2
Групповая и индивидуальная работа
Разминка «Лишнее слово», «Кто сегодня молодец». Упражнения «Качества», «В чем твоя сила», «Сердце класса», «Чьи качества».
Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце»
Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательные моменты школьной действительности
Метод самостоятельных наблюдений
Рисунок по сказке
8-9
Тема «Хорошие качества людей»
2
Групповая и индивидуальная работа
Практикум
Разминка «Какие качества задуманы». Упражнения «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок».
Работа со сказкой «Я не такой как все»
Р Оценивают степень достижения цели
П Доказывают, делают выводы, определяют понятия
К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Оценивают результаты своей деятельности
Диагностические процедуры
Рисунок по сказке
10-11
Тема «Самое важное хорошее качество»
2
Групповая и индивидуальная работа
Развивающие игры
Разминка «Найди лишнее слово», «Качества – шепотом». Упражнения «Сборы в дорогу», «Кто любит людей», «Поделимся любовью». Работа со сказкой «Хвостатик»
Р Учатся прогнозировать последствия своих поступков
П Устанавливают причинно-следственные связи
К Учатся позитивно проявлять себя в общении
Л Соблюдают правила игры и дисциплины
Слушание текста, ответы на вопросы
Рисунок по сказке
12
Тема «Кто такой сердечный человек»
1
Фронтальная работа
Практикум
Разминка «Найди лишнее слово», «Отгадай качество». Упражнения «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце»
Р Определяют и формулируют цель в совместной деятельности вместе с учителем
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Метод самостоятельных наблюдений
13
Тема «Кто такой доброжелательный человек»
1
Групповая работа
Развивающие упражнения
Разминка «Найди лишнее слово», «Какое слово не подходит». Упражнения «Поделимся любовью»,«Волшебные слова». Работа со сказкой «Маленький котенок»
Р Учатся контролировать свою речь и поступки
П Умеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
К Формируют нравственные чувства и нравственное поведение
Л Ориентируются на понимание чувств другого человека
Обсуждение, рисунок по сказке
14
Тема «Трудно ли быть доброжелательным человеком»
1
Групповая работа
Развивающие упражнения
Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано». Упражнения «Я бы хотел стать более», «Золотой ключик». Работа со сказкой «Часы»
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Обсуждение, рисунок по сказке
15-16
Тема «Я желаю добра ребятам в классе»
2
Групповая работа
Развивающие упражнения Практикум
Разминка «Аналогии», «Шифровальщик». Упражнения «Как ведет себя человек», «Я желаю добра».
Работа со сказкой «О подзорной трубе»
Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению
П Включаются в творческую деятельность под руководством учителя
К Учатся работать в группе
Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата
Обсуждение, рисунок по сказке
17
Тема «Очищаем свое сердце»
1
Групповая работа
Развивающие упражнения Практикум
Разминка «Аналогии», «Шифровальщики». Упражнения «Чистое сердце».
Работа со сказкой «Сказка про гусеничку»
Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
П Умеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя
К Понимают смысл простого текста
Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия
Обсуждение, рисунок по сказке
18-19
Тема «Какие качества нам нравятся друг в друге»
2
Групповая работа
Развивающие упражнения Практикум
Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе», «Угадайка». Упражнения «Снежная королева».
Работа со сказкой «Кузя»
Р Осваивают правила планирования, контроля способа действия
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Учатся работать в паре и в группе
Л Проявляют сопереживание к другим людям
Обсуждение, рисунок по сказке
20-21
Тема «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся»
2
Групповая работа
Психогимнастические и ролевые игры.
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка». Упражнения «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся».
Работа со сказкой «Туча»
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Применяют первоначальные способы поиска информации
Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии
Обсуждение, рисунок по сказке
22
Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами»
1
Групповая работа
Психогимнастические и ролевые игры.
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал». Упражнения «Звездочка». Работа со сказкой «Цветок по имени незабудка»
Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников
П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
К Договариваются и уважают разные мнения
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
Обсуждение, рисунок по сказке
23
Тема «В каждом человеке есть светлые и темные качества»
1
Групповая работа
Развивающие упражнения
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Светофорики». Работа со сказкой «Перчатки»
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Обсуждение, рисунок по сказке
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов)
24-25
Тема «Какой Я?»
2
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно-горячо». Упражнения«Цыганка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу»
Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей
Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии
Обсуждение, рисунок по сказке
26-27
Тема «Какой ТЫ?»
2
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку», «Топните те, кто», «Какого цвета твои глаза». Упражнения «Цыганка», «Заяц-Хваста», «Я задумал мальчика», «Интервью», «Прослушивание интервью».
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
Обсуждение, рисунок
28-29
Тема «Трудности второклассника в школе, дома, на улице»
2
Работа в группах по алгоритму
Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели». Упражнения «Копилка трудностей», «Театр».
Рисунок «Трудные ситуации второклассника».
Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации
Л Ориентируются на понимание предложений и оценки учителя, товарищей
Обсуждение, рисунок трудностей
30-31
Тема «Школьные трудности»
2
Работа в группах по алгоритму
Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два - четыре», «Взвигните те, кто…», «Изобрази ситуацию». Упражнения «Помоги Сереже».
Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», «Про львенка и Пашу»
Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения
П Высказывают свое мнение
К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности
Обсуждение, рисунок сказки
32-33
Тема «Домашние трудности»
2
Работа в группах по алгоритму
Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Изобрази ситуацию», «Если я отличник».
Работа со сказкой «О муравьишке», «Верить и стараться».
Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей
К Выполняют различные роли
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Обсуждение, рисунок сказки
34
Тема «Итоговое занятие»
1
Фронтальная работа
Фестиваль игр
Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя
П Учатся работать по предложенному учителем плану
К Строят понятные для партнера высказывания
Л Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки
Итого
34 ч