СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тропы и стилистические фигуры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с основными тропами и стилистическими фигурами, встречающимися  в задании 24 ЕГЭ по русскому языку. Представлены примеры из художественной литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Тропы и стилистические фигуры.»

Тропы и  стилистические фигуры  презентация урока русского языка в 10 классе по подготовке к ЕГЭ Подготовила учитель русского языка и литературы  МКОУСОШ №5 города Беслана РСО-Алания Тедеева Светлана Исламовн а

Тропы и стилистические фигуры презентация урока русского языка в 10 классе по подготовке к ЕГЭ

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МКОУСОШ №5 города Беслана РСО-Алания

Тедеева Светлана Исламовн а

Цели:    - познакомить обучающихся с основными тропами и стилистическими фигурами;  - научить обучающихся находить их в тексте

Цели:

- познакомить обучающихся с основными тропами и стилистическими фигурами;

- научить обучающихся находить их в тексте

Тропы  слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи

Тропы

слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи

Тропы  Антитеза – фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств. Например,  Город пышный, город бедный  Дух неволи, стройный вид...(А.С. Пушкин)  Я царь — я раб — я червь — я Бог!  (Г. Р. Державин)

Тропы

Антитеза – фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств. Например,

Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид...(А.С. Пушкин)

Я царь — я раб — я червь — я Бог!

(Г. Р. Державин)

Тропы   Аллегория – выражение отвлеченных  понятий   в конкретных художественных образах.  Например, в басне И.А.Крылова Свинья – аллегория невежества; Лиса – аллегория хитрости, льстивости; Стрекоза – аллегория легкомысленности, безделья.  Блудный сын – аллегория беспутства, отступничества, мотовства.

Тропы

Аллегория – выражение отвлеченных

понятий   в конкретных художественных образах.

Например, в басне И.А.Крылова Свинья – аллегория невежества; Лиса – аллегория хитрости, льстивости; Стрекоза – аллегория легкомысленности, безделья.

Блудный сын – аллегория беспутства, отступничества, мотовства.

Тропы  Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого.  Например, И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (М.Ю. Лермонтов). … за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец (Н.В.Гоголь)

Тропы

Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого.

Например, И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (М.Ю. Лермонтов).

… за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец (Н.В.Гоголь)

Тропы   Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.  Например, Тут был, однако, цвет столицы,  И знать, и моды образцы… (А.С.Пушкин)  Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан   совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. (Н.В.Гоголь)

Тропы

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

Например, Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы… (А.С.Пушкин)

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан   совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. (Н.В.Гоголь)

Тропы  Литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.  Например, И шествуя важно, в спокойствии чинном,  Лошадку ведёт под уздцы мужичок  В больших сапогах, в полушубке овчинном,  В больших рукавицах… а сам с ноготок!  (Н.А.Некрасов)

Тропы

Литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

Например, И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А.Некрасов)

Тропы  Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства  по цвету, по форме и т.п.  Например, Ель рукавом мне тропинку завесила… (А.Фет)  Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.Есенин)

Тропы

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства

по цвету, по форме и т.п.

Например, Ель рукавом мне тропинку завесила… (А.Фет)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.Есенин)

Тропы  Метонимия (переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности.  Например, Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин)  Зал встал и овации долго не затихали.

Тропы

Метонимия (переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности.

Например, Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин)

Зал встал и овации долго не затихали.

Троп  Оксюморон – сочетание, в котором соединяются несовместимые понятия: живой труп, крупные мелочи, звонкая тишина  Она — пленница свободы,  Он — узник светлой тьмы.

Троп

Оксюморон – сочетание, в котором соединяются несовместимые понятия: живой труп, крупные мелочи, звонкая тишина

Она — пленница свободы, Он — узник светлой тьмы.

Троп  Перифраза – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург).  Люблю тебя, Петра творенье…  Автор «Отелло» писал также и сонеты.

Троп

Перифраза – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург).

Люблю тебя, Петра творенье…

Автор «Отелло» писал также и сонеты.

Тропы  Олицетворение – перенос свойств, действий человека на неодушевленные предметы, животных. Например,  Лазурь небесная смеется,  Ночной омытая грозой,  И между гор росисто вьется  Долина светлой полосой (Ф.И.Тютчев)

Тропы

Олицетворение – перенос свойств, действий человека на неодушевленные предметы, животных. Например,

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой (Ф.И.Тютчев)

Тропы   Сине́кдоха  — разновидность метонимии, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное  Например, Вся школа высыпала на улицу.  Зритель рукоплескал талантливой постановке  спектакля.

Тропы

Сине́кдоха  — разновидность метонимии, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное

Например, Вся школа высыпала на улицу.

Зритель рукоплескал талантливой постановке

спектакля.

Тропы  Эпитет – образное определение предмета или явления. Ср.: свинцовая пуля – свинцовое небо. Эпитет чаще всего выражается полным прилагательным или причастием. Например,  Эти бедные селенья, эта скудная природа…  (Ф. Тютчев)  Под нами с грохототом чугунным  Мосты мгновенные гремят.  (А.Фет)

Тропы

Эпитет – образное определение предмета или явления. Ср.: свинцовая пуля – свинцовое небо. Эпитет чаще всего выражается полным прилагательным или причастием. Например,

Эти бедные селенья, эта скудная природа…

(Ф. Тютчев)

Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят.  (А.Фет)

Тропы  Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства.  Например, Савушкин и смеялся-то по-совиному, громко ухая и посвистывая на вздохе.  Хвост петуха, что хвост павлина: красив да ярок, а бесполезен, даже вреден…

Тропы

Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства.

Например, Савушкин и смеялся-то по-совиному, громко ухая и посвистывая на вздохе.

Хвост петуха, что хвост павлина: красив да ярок, а бесполезен, даже вреден…

Стилистические фигуры  особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) речи

Стилистические фигуры

особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) речи

Стилистические фигуры    АНАФОРА (греч . anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. Например:  Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!   Ай, ребята, пейте — дело разумейте!   (М.Ю.Лермонтов)

Стилистические фигуры

АНАФОРА (греч . anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. Например:

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!  Ай, ребята, пейте — дело разумейте! 

(М.Ю.Лермонтов)

Стилистические фигуры    Асиндетон (бессоюзие) – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Например,  Швед, русский – колет, рубит, режет,  Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин).  Старый мир:  Бесхлебье, бессапожье, бездорожье,  Изнеженность, истрепанность, измор,  Невежество, неверье, неуменье… (Г. Шенгели)

Стилистические фигуры

Асиндетон (бессоюзие) – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Например,

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин).

Старый мир:

Бесхлебье, бессапожье, бездорожье,

Изнеженность, истрепанность, измор,

Невежество, неверье, неуменье… (Г. Шенгели)

Стилистические фигуры  Градация – расположение слов по возрастающей или убывающей значимости. Например,  Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).  Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, унитожить, раздавить. (А.П. Чехов)  Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А.Белый)

Стилистические фигуры

Градация – расположение слов по возрастающей или убывающей значимости. Например,

Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, унитожить, раздавить. (А.П. Чехов)

Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А.Белый)

Стилистические фигуры    Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок слов. Например,  Сравнится ль что в моих стихах  С нежнейшей матери слезами

Стилистические фигуры

Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок слов. Например,

Сравнится ль что в моих стихах

С нежнейшей матери слезами"(В.А. Жуковский)

Блёкнут травы, дремлют хаты.. . По незримому канату протянулись журавли.. .

(Михаил Исаковский)

Стилистические фигуры  Полисиндетон (многосоюзие) (ст. фигура) – повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения. Например,  И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).  Зато и внук, и правнук, и праправнук  Растут во мне, пока я сам расту…(П. Антокольский)

Стилистические фигуры

Полисиндетон (многосоюзие) (ст. фигура) – повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения. Например,

И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту…(П. Антокольский)

Стилистические фигуры  Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным. Например,  Дал ей капель и пошел к Колюшке. Дергаю дверь – не отпирает. С крючка сорвал.(И.Шмелёв)  Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.  Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.  И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.  Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)

Стилистические фигуры

Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным. Например,

Дал ей капель и пошел к Колюшке. Дергаю дверь – не отпирает. С крючка сорвал.(И.Шмелёв)

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)

Стилистические фигуры  Риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа, он задается с целью привлечения внимания адресата. Например,  Любите ли вы театр, как люблю его я?  (В. Белинский)  Куда ты скачешь, гордый конь,  И где опустишь ты копыта?  (М.Ю. Лермонтов)

Стилистические фигуры

Риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа, он задается с целью привлечения внимания адресата. Например,

Любите ли вы театр, как люблю его я?

(В. Белинский)

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(М.Ю. Лермонтов)

Стилистические фигуры  Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения. Например,  Твой ум глубок, что море.  Твой дух высок, что горы (В. Брюсов)  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?

Стилистические фигуры

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения. Например,

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (В. Брюсов)

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?". (М. Ю. Лермонтов)

Стилистические фигуры    Риторическое восклицание – фигура, содержащая в форме восклицания утверждение; служит для повышения эмоционального уровня речи. Например,  Погиб поэт! Невольник чести…(М. Лермонтов).  Тройка! Птица тройка! (Н.В. Гоголь).

Стилистические фигуры

Риторическое восклицание – фигура, содержащая в форме восклицания утверждение; служит для повышения эмоционального уровня речи. Например,

Погиб поэт! Невольник чести…(М. Лермонтов).

Тройка! Птица тройка! (Н.В. Гоголь).

Стилистические фигуры    Риторическое обращени е – высказывание, адресуемое неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.  Например, Клен ты мой опавший, клен заледенелый (С. Есенин).  Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)

Стилистические фигуры

Риторическое обращени е – высказывание, адресуемое неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.

Например, Клен ты мой опавший, клен заледенелый (С. Есенин).

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)

Стилистические фигуры  Умолчание – оборот речи, в котором автор  сознательно оставляет мысль недосказанной, представляя читателю  возможность самому   догадаться, какие слова не произнесены.   Например, Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,   Что уж барону время умереть

Стилистические фигуры

Умолчание – оборот речи, в котором автор

сознательно оставляет мысль недосказанной, представляя читателю  возможность самому

  догадаться, какие слова не произнесены.

  Например, Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,

  Что уж барону время умереть" (А.С. Пушкин).

Стилистические фигуры  Эллипсис – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Эллипсис придает речи стремительный, динамический характер: Мы грады – в пепел, села – в прах  (В. Жуковский).  Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком. (Твардовский).

Стилистические фигуры

Эллипсис – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Эллипсис придает речи стремительный, динамический характер: Мы грады – в пепел, села – в прах

(В. Жуковский).

Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком. (Твардовский).

Стилистические фигуры  Эпифора – повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений.  Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).  Силы даны мне судьбой,  Удача дана мне судьбой,  И неудача — судьбой;  Всё в мире вершится судьбою. (М. Гаспаров)

Стилистические фигуры

Эпифора – повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений.

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).

Силы даны мне судьбой,

Удача дана мне судьбой,

И неудача — судьбой;

Всё в мире вершится судьбою. (М. Гаспаров)

Тест. Определите тропы и стилистические фигуры  И дольше века длится день   И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)  В данном примере представлен троп  а) метафора;  б) эпитет;  в) гипербола;  г) олицетворение;

Тест. Определите тропы и стилистические фигуры

И дольше века длится день  И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)

В данном примере представлен троп

а) метафора;

б) эпитет;

в) гипербола;

г) олицетворение;

Тест. Определите тропы и стилистические фигуры   Ты все пела? это дело:   Так поди же, попляши! (И. А. Крылов)  В данном предложении представлен троп  а) олицетворение;  б) литота;  в) эпитет;  г) ирония;

Тест. Определите тропы и стилистические фигуры

Ты все пела? это дело:  Так поди же, попляши! (И. А. Крылов)

В данном предложении представлен троп

а) олицетворение;

б) литота;

в) эпитет;

г) ирония;

Тест. Определите тропы и стилистические фигуры  При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи, р еки, озера, океаны слез !   В данном предложении представлена стилистическая фигура  а) градация;  б) синтаксический параллелизм;  в) умолчание;  г) анафора;

Тест. Определите тропы и стилистические фигуры

При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи, р еки, озера, океаны слез

В данном предложении представлена стилистическая фигура

а) градация;

б) синтаксический параллелизм;

в) умолчание;

г) анафора;

Проверь себя!  Ответы:  1. В  2. Г  3. А

Проверь себя!

Ответы:

1. В

2. Г

3. А

Домашнее задание  Выучить термины по теме  «Тропы и стилистические фигуры»

Домашнее задание

Выучить термины по теме

«Тропы и стилистические фигуры»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс