СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Труд. Двойственная природа труда. 8 класс ОВП

Нажмите, чтобы узнать подробности

(открывать в архиваторе)

Конспект урока и презентация

Тема: Труд. Двойственная природа труда.

 

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Сформировать представление учащихся о труде, о двойственной природе труда.
  2. Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
  3. Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, репродуктивный – упражнение; частично-поисковый.

Дидактические материалы: презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи: психология.

Теоретическая часть: определение труда, конкретного труда, абстрактного труда.

Практическая работа: заполнение таблицы.

Просмотр содержимого документа
«????.???????????? ??????? ?????»

Сычева Лариса Михайловна МБОУ СОШ №167, г. Новосибирск


Тема: Труд. Двойственная природа труда.


Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Сформировать представление учащихся о труде, о двойственной природе труда.

  2. Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.

  3. Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, репродуктивный – упражнение; частично-поисковый.

Дидактические материалы: презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи: психология.

Теоретическая часть: определение труда, конкретного труда, абстрактного труда.

Практическая работа: заполнение таблицы.


Ход урока

1. Организационно-подготовительная часть (3 мин)

Приветствие, контроль посещаемости.


2. Теоретическая часть (20 мин)

Повторение ранее изученного материала: Что такое социально-профессиональные перемещения? Приведите примеры вертикальных и горизонтальных перемещений.

Постановка задачи урока.

Разъяснение нового материала.

Каждый из вас с малых лет слышит слово «труд», видит, как трудятся родители, близкие люди. Но знаете ли вы, что за этим словом скрывается? Мы уже выясняли, зачем человеку трудиться. Да и собственный повсед­невный опыт учит: чтобы выжить, надо работать.

Труд — это естественное условие жизни любого человека и всего общества, и выступает он как социально обусловленный процесс.

Вместе с тем говорят, что труд всегда связан с деятельностью. Но всякая ли деятельность — это труд? Например, бригада из трех человек сделала подкоп под основанием доменной печи, заложила динамит и взорвала его, предварительно наполнив печь водой. Доменной печи не стало. Труд это или не труд? На этот вопрос однозначно ответить нельзя, пока не узнаешь, ради чего был сделан взрыв и какое он имеет значение для общества. Оказывается, разрушили старую доменную печь с целью подго­товки площадки для строительства современного сталеплавильного цеха. Наполнение печи водой позволило при небольшой силе взрыва полностью ее разрушить, так как по физическому закону Паскаля с учетом малой сжимаемости жидкости давление, оказываемое на нее, передается одина­ково по всем направлениям. Ну, тогда это труд. Если бы взрыв был про­веден с целью вредительства или ради любопытства, то такая деятель­ность, конечно, не труд, а преступление.

Труд — это разумная и полезная деятельность человека, направленная на достижение определенного результата, образ которого скла­дывается в голове человека заранее как идеальная цель.

Результатом труда могут быть материальные и духовные ценности. Как целесообразная деятельность человека труд начался с изготовления простейших орудий, постепенно становясь более разнообразным, совер­шенным, многосторонним, сложным.

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ТРУДА

По своей природе труд всегда носит двойственный характер. С одной стороны, это конкретный труд — процесс взаимодействия человека с природой, с предметами и средствами труда для производства необходимо­го продукта. Например, труд инженера, монтажника, слесаря, машиниста, портного, учителя и др. представляет собой ту целесообразную деятель­ность, в результате которой человек преобразует природу и самого себя. Труд способствует накоплению знаний, опыта, повышению квалификации и в этом смысле выступает средством развития человека. С другой сторо­ны, это абстрактный труд — процесс, совершающийся в определенных общественно-экономических производственных отношениях. Он предпола­гает специфическую форму отношений людей между собой в процессе производства: господства-подчинения или равенства, а также отношений их к собственности.

Попытаемся уяснить себе эту сторону труда, поскольку она неявно выступает, но играет большую роль в профессиональной деятельности. Упрощенно ее можно истолковать так. Отношения господства-подчинения в процессе труда возможны между начальником и подчиненным. Первый дает указания, поручения, проверяет их выполнение, организует работу, требует отчета, чувствует превосходство потому, что в его руках определен­ная власть над подчиненным. Второй выполняет поручения начальства и не может поступить иначе: он не свободен в своих действиях, и при этом им руководит желание хорошо сделать работу.

Отношения равенства в работе возможны между работниками, имею­щими одинаковый профессиональный статус. Они общаются на равных, высказывают свои соображения свободно, советуют друг другу, и при этом каждый из них волен воспользоваться советом или нет — от этого в их отношениях ничего не изменится.

Кроме того, в обоих случаях эти отношения «окрашиваются» еще и тем, как люди относятся к собственности: что каждый из них ставит на первое место — частную или государственную собственность.


3.Практическая работа ( 20 мин)

Заполните таблицу (красным цветом указаны слова, которые должны внести в таблицу ученики):

п/п

Профессия

Орудие

(средства труда)

Предмет труда

Результат труда

1

Сталевар

Мартеновская печь

Кокс, чугун

Сталь

2

Портной

Швейная машина

Ткани, нитки

Одежда

3

Пианист

Рояль, пианино

Ноты

Музыка

4

Врач-педиатр

Градусник, мед. Приборы

Больной человек

Здоровый человек

5

Физик-атомщик

Знания по физике, спец. Приборы

Атомы, молекулы различных материалов

Открытие новых законов, материалов

6

Доярка

Доильный аппарат

Корова

Молоко


  1. Организационно-заключительная часть (2 мин)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Продолжить таблицу, записав в нее еще три профессии.


Используемая литература: Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учебник для общеобраз. учреждений / П.С.Лернер и др.. Просвещение, 2010.

3


Просмотр содержимого презентации
«????. ???????????? ??????? ?????»

Презентацию составила учитель технологии в.к.к. Сычева Л.М.

Презентацию составила

учитель технологии в.к.к.

Сычева Л.М.

Труд — это естественное условие жизни любого человека и всего общества, и выступает он как социально обусловленный процесс.

Труд — это естественное условие жизни любого человека и всего общества, и выступает он как социально обусловленный процесс.

Но всякая ли деятельность — это труд?

Но всякая ли деятельность — это труд?

Практическая работа Заполните таблицу № п/п Профессия 1 Орудие (средства труда) Сталевар 2 Предмет труда Мартеновская печь Портной 3 4 Результат труда Кокс, чугун Пианист Сталь Врач-педиатр 5 Физик-атомщик 6 Доярка

Практическая работа

Заполните таблицу

п/п

Профессия

1

Орудие

(средства труда)

Сталевар

2

Предмет труда

Мартеновская печь

Портной

3

4

Результат труда

Кокс, чугун

Пианист

Сталь

Врач-педиатр

5

Физик-атомщик

6

Доярка

Используемая литература:

Используемая литература:

  • Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учебник для общеобраз. учреждений / П.С.Лернер и др.. Просвещение, 2010.
  • Яндекс.картинки.