Сычева Лариса Михайловна МБОУ СОШ №167, г. Новосибирск
Тема: Труд. Двойственная природа труда.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Сформировать представление учащихся о труде, о двойственной природе труда.
Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, репродуктивный – упражнение; частично-поисковый.
Дидактические материалы: презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: психология.
Теоретическая часть: определение труда, конкретного труда, абстрактного труда.
Практическая работа: заполнение таблицы.
Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть (3 мин)
Приветствие, контроль посещаемости.
2. Теоретическая часть (20 мин)
Повторение ранее изученного материала: Что такое социально-профессиональные перемещения? Приведите примеры вертикальных и горизонтальных перемещений.
Постановка задачи урока.
Разъяснение нового материала.
Каждый из вас с малых лет слышит слово «труд», видит, как трудятся родители, близкие люди. Но знаете ли вы, что за этим словом скрывается? Мы уже выясняли, зачем человеку трудиться. Да и собственный повседневный опыт учит: чтобы выжить, надо работать.
Труд — это естественное условие жизни любого человека и всего общества, и выступает он как социально обусловленный процесс.
Вместе с тем говорят, что труд всегда связан с деятельностью. Но всякая ли деятельность — это труд? Например, бригада из трех человек сделала подкоп под основанием доменной печи, заложила динамит и взорвала его, предварительно наполнив печь водой. Доменной печи не стало. Труд это или не труд? На этот вопрос однозначно ответить нельзя, пока не узнаешь, ради чего был сделан взрыв и какое он имеет значение для общества. Оказывается, разрушили старую доменную печь с целью подготовки площадки для строительства современного сталеплавильного цеха. Наполнение печи водой позволило при небольшой силе взрыва полностью ее разрушить, так как по физическому закону Паскаля с учетом малой сжимаемости жидкости давление, оказываемое на нее, передается одинаково по всем направлениям. Ну, тогда это труд. Если бы взрыв был проведен с целью вредительства или ради любопытства, то такая деятельность, конечно, не труд, а преступление.
Труд — это разумная и полезная деятельность человека, направленная на достижение определенного результата, образ которого складывается в голове человека заранее как идеальная цель.
Результатом труда могут быть материальные и духовные ценности. Как целесообразная деятельность человека труд начался с изготовления простейших орудий, постепенно становясь более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным.
ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ТРУДА
По своей природе труд всегда носит двойственный характер. С одной стороны, это конкретный труд — процесс взаимодействия человека с природой, с предметами и средствами труда для производства необходимого продукта. Например, труд инженера, монтажника, слесаря, машиниста, портного, учителя и др. представляет собой ту целесообразную деятельность, в результате которой человек преобразует природу и самого себя. Труд способствует накоплению знаний, опыта, повышению квалификации и в этом смысле выступает средством развития человека. С другой стороны, это абстрактный труд — процесс, совершающийся в определенных общественно-экономических производственных отношениях. Он предполагает специфическую форму отношений людей между собой в процессе производства: господства-подчинения или равенства, а также отношений их к собственности.
Попытаемся уяснить себе эту сторону труда, поскольку она неявно выступает, но играет большую роль в профессиональной деятельности. Упрощенно ее можно истолковать так. Отношения господства-подчинения в процессе труда возможны между начальником и подчиненным. Первый дает указания, поручения, проверяет их выполнение, организует работу, требует отчета, чувствует превосходство потому, что в его руках определенная власть над подчиненным. Второй выполняет поручения начальства и не может поступить иначе: он не свободен в своих действиях, и при этом им руководит желание хорошо сделать работу.
Отношения равенства в работе возможны между работниками, имеющими одинаковый профессиональный статус. Они общаются на равных, высказывают свои соображения свободно, советуют друг другу, и при этом каждый из них волен воспользоваться советом или нет — от этого в их отношениях ничего не изменится.
Кроме того, в обоих случаях эти отношения «окрашиваются» еще и тем, как люди относятся к собственности: что каждый из них ставит на первое место — частную или государственную собственность.
3.Практическая работа ( 20 мин)
Заполните таблицу (красным цветом указаны слова, которые должны внести в таблицу ученики):
№п/п | Профессия | Орудие (средства труда) | Предмет труда | Результат труда |
1 | Сталевар | Мартеновская печь | Кокс, чугун | Сталь |
2 | Портной | Швейная машина | Ткани, нитки | Одежда |
3 | Пианист | Рояль, пианино | Ноты | Музыка |
4 | Врач-педиатр | Градусник, мед. Приборы | Больной человек | Здоровый человек |
5 | Физик-атомщик | Знания по физике, спец. Приборы | Атомы, молекулы различных материалов | Открытие новых законов, материалов |
6 | Доярка | Доильный аппарат | Корова | Молоко |
Организационно-заключительная часть (2 мин)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Продолжить таблицу, записав в нее еще три профессии.
Используемая литература: Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учебник для общеобраз. учреждений / П.С.Лернер и др.. Просвещение, 2010.
3