СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Труд дворника осенью». Конспект организованной образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» по ознакомлению с трудом взрослых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание.

  • Расширять представления о профессиях. Познакомить с профессией дворника.
  • Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.
  • Прививать интерес к труду взрослых, воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своём участке.
  • Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в природе.

Просмотр содержимого документа
««Труд дворника осенью». Конспект организованной образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» по ознакомлению с трудом взрослых.»

«Труд дворника осенью».

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» по ознакомлению с трудом взрослых. (Занятие проводится на улице).

Программное содержание.

  • Расширять представления о профессиях. Познакомить с профессией дворника.

  • Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.

  • Прививать интерес к труду взрослых, воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своём участке.

  • Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в природе.

Коррекционно - образовательные задачи:

  • Закреплять знания детей об осени, её приметах

  • Активизировать словарь по темам «Инвентарь», «Профессии».

  • Формировать знания о содержании работы дворника.

  • Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас, поддерживать диалог.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Закрепить представление об инвентаре (метла, совок, носилки, тачка, грабли, ведро). Познакомить детей со способами применения предметов труда в соответствии с их предназначением (метла - для подметания дорожек, грабли - для сгребания листьев в кучу, лопата - для перекладывания мусора в тележку).

  • Соблюдать правила безопасности, содействовать овладению культурой трудовой деятельности: надеть защитную одежду (рукавицы)

  • Развивать стремление к взаимопомощи, учить работать сообща, распределять обязанности между собой.

  • Вызвать у детей радостное, эмоциональное состояние от причастности к труду взрослого, удовлетворение от выполненных действий.

Коррекционно - воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к людям труда, показать значимость профессии дворника.

  • Вызывать желание оказывать посильную помощь взрослым в работе.

Индивидуальная работа:

1. Показать способ правильно и аккуратно сгребать листья в кучу, используя грабли: Мансуру, Ване, Саше, Ксюше.

2. Привлекать к совместному труду на участке Серёжу, Андрея, Женю, Свету.

3. Предложить скучающему ребенку бессюжетные игры с предметами: «Поймай мяч», «Перекинь мне мяч через веревку» и др.

Материал. Грабли, лопаты, носилки, веники, ведерки, тележка, рукавички, метёлки, совочки, мешки для листьев.

Методические приемы. Игры на свежем воздухе, загадывание и отгадывание загадок, беседа, проведение практической работы.


Ход занятия.

I. Психологический настрой. Беседа об осени и осенних явлениях в природе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как стало на улице прохладно, а мы же с вами дружные, весёлые! Давайте возьмёмся за руки и передадим своё доброе, весёлое настроение! Улыбнитесь друг другу! Молодцы!

Листья солнцем наливались

Листья солнцем пропитались

Налились, отяжелели

И по ветру полетели…

Зашуршали по кустам…

Слышно их и тут и там.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит.

Воспитатель: Почему же так много листьев под ногами? Какое время года сейчас?

Ответы детей. Листья опадают с деревьев. Наступила осень.

Воспитатель: После какого времени года наступает осень?

Ответы детей. Осень наступает после лета.

Воспитатель: Кончилось лето, наступает осень и всё вокруг изменилось. Как изменился наш участок? А почему вы думаете, что осень?

Ответы детей. Наступила осень, стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые, птицы и животные готовятся к зиме, люди собирают урожай в саду и в огороде.

Воспитатель: Правильно, листья опадают, часто идут дожди, небо серое, облачное. Несмотря на погоду, нам хочется погулять на участке? Почему? Ребята, посмотрите вокруг! Какой вам кажется природа?

Ответы детей. Природа вокруг красивая. Деревья стоят нарядные, красочные.

Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.

Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают?

Ответы детей. Листопад.

Воспитатель: Разноцветные листья радуют взгляд: жёлтые, красные, оранжевые. (Воспитатель читает наизусть детям стихотворение «Листопад»)

Падают с ветки жёлтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Воспитатель: Так и вспоминаются слова поэта, написавшего строки:

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье!

Воспитатель: Почему в стихотворении слышны грустные ноты настроения?

Ответы детей. Поэту грустно, потому что осень скоро закончится, листья опадут, и наступит долгая холодная зима.

Воспитатель: Так красочно и в то же время скромно отзывался поэт об осени. Но с приходом красавицы – Осени, её чудных красок и богатого урожая у взрослых появилось много хлопот. Каких?

Ответы детей. Сбор урожая, заготовки на зиму, уборка в саду.

II. Беседа о работе дворника.

(Воспитатель загадывает загадку про дворников)

Кто общается с природой,

Но её не видит?

И любое время года

Просто ненавидит?

Кто решает каждый день

Трудную задачку:

Как им мусор вывозить.

Этой старой тачкой?

Угадали или нет?

А в загадке есть ответ.

Подметают дворики

Доблестные. (дворники!)

Воспитатель: Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник»?

Ответ детей. Двор.

Воспитатель: А какие еще профессии вы можете назвать? (Воспитатель напоминает, что отвечать нужно по очереди.) Дети называют разные профессии.

Воспитатель: Как много разных важных профессий! А, может быть, профессия дворника вовсе не нужна? Подумаешь, дорожки подметать - велика ли заслуга?

Предположения детей.

Воспитатель: Какой важной работой занят дворник осенью?

Воспитатель: Как вы думаете, работа дворника лёгкая?

Воспитатель: Это только так кажется. На самом деле нужно утром рано встать, пока все ещё спят, подмести дорожки, а зимой очистить их от снега. Пока ребята в группе, нужно навести порядок на участках. Надо иметь много сил, чтобы работать целый день. Он трудится в любую погоду, круглый год.

Воспитатель показывает предметы: грабли, лопата, метла, ведро. Дети называют предметы и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А эти инструменты кому нужны для работы?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дворнику. А без них он может обойтись?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, нельзя дворнику обойтись без инвентаря.

III. Загадки.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разгадать мои загадки. Я буду описывать орудие труда, а вы отгадывать его название.

  • Этот предмет служит для подметания дорожек. (Метла)

  • Этот предмет нужен для сгребания листьев в кучу. (Грабли)

  • Этим предметом подравнивают кустарники и обрезают сухие ветки. (Секатор)

  • Она служит для рыхления почвы. (Мотыга, тяпка)

  • Ими накладывают мусор в тележку. (Вилы)

  • Ну, и, конечно, то, в чём дворник вывозит мусор. (Тележка)

  • Походить бы по двору-

Все соринки соберу,

Но сама ходить не может,

Ждёт, когда ей кто поможет. (Метла.)

  • Когда наводят дружно

Порядок и уют,

Всё, что совсем не нужно,

Мне люди отдают. (Мусорное ведро)

  • Как одним словом назвать все перечисленные орудия труда (Инвентарь)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Представьте, что дворников бы не было. Что бы тогда было?

Ответы детей. На улицах было бы грязно, везде валялся бы мусор, вместо парков появились бы заросли деревьев и кустарников и т. д.

IV. Пальчиковая гимнастика «Будем овощи считать»

Цель: развивать речь, память.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем овощи считать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Раз – капуста,

Загибают большой палец

Два - лучок,

Загибают указательный палец

Три – румяный кабачок.

Загибают средний палец

Четыре – свекла,

Загибают безымянный палец

Репа – пять.

Загибают мизинец

Всё успели сосчитать.

Разводят руками

Воспитатель: А теперь скажите, важна ли профессия дворника?

Ответы детей. Важна, потому что дворник очищает дорожки от снега и листьев, убирает мусор с площадок, подрезает кустарники и т. д.

Воспитатель: Правильно: важна, нужна и трудна. Так, может быть, мы поможем нашему дворнику. справиться с уборкой участка?


V. Практическая работа «Поможем дворнику убрать мусор».

Воспитатель: А что делает дворник осенью?

Ответы детей. Убирает листья, камни, ветки, мусор.

Воспитатель: Как много работы у нашего дворника, долго ему придётся трудиться.

Воспитатель: Какие предметы помогают дворнику убирать участок, сохранять порядок?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, чем подметает дворник? Чем сгребает мусор? Во что складывает мусор?

Воспитатель: А вы смогли бы помочь дворнику навести на нашем участке порядок? А что мы будем делать?

Воспитатель: Давайте, возьмем орудия труда и поможем нашему дворнику.

Воспитатель предлагает взять всё необходимое для труда: метёлки, грабли, носилки, ведёрки, совочки, рукавицы, тележку, веники, мешки для листьев, два ведёрка для листьев (сравнить вес ведра с сухими листьями и мокрыми) Предложить детям посчитать и сказать, сколько метёлок, совочков, носилок, грабелек и т. д.

Воспитатель: А вы умеете пользоваться этим инвентарём?

VI. Техника безопасности при работе на участке.

Воспитатель: Только помните, что во время работы с орудиями труда нужно быть осторожными, чтобы самим не пораниться и другим не причинить вред. Необходимо для работы надеть перчатки. Как вы думаете, зачем?

Ответы детей. Чтобы не попали занозы под кожу ладоней, если рукоятки шершавые. И чтобы не было мозолей.

VII. Непосредственная коллективная трудовая деятельность детей и взрослых на участке.

Цель: побуждать детей выполнять посильные поручения (помочь дворнику подмести дорожки, собрать подметённые листья); продолжать знакомить с рабочим инвентарём дворника; развивать трудолюбие; воспитывать уважение к труду дворника.

Материал. Веники, ведёрки

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько листьев нападало. Давайте поможем нашему дворнику подмести их и собрать. Воспитатель следит, чтобы никто не скучал и был занят. Дети объединяются парами, группами по интересам. Используют различный инвентарь. Одни дети берут веники и подметают дорожки, собирая листья в кучки. Другие собирают листья в ведёрки и выносят в тачку. Нескольким детям предлагаются грабли, лопата, маленькие метелки. Проводится совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Воспитатель вместе с детьми убирает листву на участке, и повторяют, какие деревья находятся на территории участка.

Воспитатель следит за осторожностью детей в работе с предметами труда, показывает, как правильно держать в руках метлу, грабли, лопату, способы действия с ними. Дети по указанию воспитателя подметают дорожку на участке, сгребают листья в кучу, накладывают их в тележку. Трудовая деятельность занимает 10-15 мин., при этом дети уступают предметы труда другим ребятам.

VIII. Игры на воздухе.

Дидактическая игра «Что умеет дворник.

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть! Давайте уберем инвентарь на место и поиграем в (дидактическую) игру «Что умеет дворник. За правильные и полные ответы я раздаю фишки. Тот, кто наберет фишек больше, будет ведущим в следующей игре. Итак, что умеет делать дворник?

Предполагаемые ответы детей. Дворник подметает, чистит дорожки, убирает двор, сгребает листья в кучу, вывозит мусор и т. д.

Подвижные игры с мячом. Народная игра «Земля, вода, воздух, огонь».

Цель: Учить детей правильно бросать и ловить мяч во время игры. Развитие внимания, координации.

Правила. Для этой народной игры понадобится мяч. Все становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "воздух", огонь". Если ведущий сказал "земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово "воздух" - названием птицы. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему. Те, кому не удается правильно отреагировать на слова ведущего, выходят из игры.


Подвижная игра с речевым сопровождением «В огороде у ребяток».

Цель: формировать умение выполнять движения под текст стихотворения, развивать память, речь.

Дети образуют круг и встают лицом в его центр.

В огороде у ребяток

шагают на месте, высоко поднимая колени

Много – много ровных грядок.

Там растут горох и лук,

выполняют «пружинку», хлопая в ладоши

Помидоры и капуста,

Огурцы и кабачки,

Есть их очень, очень вкусно.

Мы с корзинкою пройдём.

Овощей мы наберём.

Идут по кругу друг за другом

Пробежим вдоль гряд с друзьями,

бегут по кругу друг за другом

Громко – громко крикнем маме:

«Двери, мама, открывай!

Мы несём наш урожай!»

Имитируют стук в дверь. Разводят руки

в стороны, слегка наклоняются вперёд


IX. Итог.

Воспитатель: Молодцы!

Все старались, не ленились.

Все мы славно потрудились!

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите какой у нас порядок. Теперь на нашем участке стало ещё чище и красивее! Мы все вместе хорошо потрудились, быстро справились и помогли нашему дворнику. А как вы думаете, легко было бы дворнику одному?

Ответы детей.

- Какую работу выполняет дворник осенью?

- Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

- Для чего нужна работа дворника?

Воспитатель: У дворника нелёгкий труд. А чем ещё мы можем помочь дворнику?

Ответы детей. Не раскидывать мусор, бумажки.

Воспитатель: Правильно, труд дворника нужно уважать.

9