СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Труд и творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор разработки урока – Давиденко Светлана Васильевна, учитель курса «Уроки Гражданственности Донбасса» МОУ СШ № 1 г. Снежное Донецкой Народной Республики.

Предмет – курс «Уроки гражданственности Донбасса».

Класс – 6.

Макросфера – «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики».

Микросфера – «Трудом славен человек».

Тема: «Труд и творчество».

Продолжительность урока – 45 минут.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.

Задачи урока:

Образовательные:

-  сформировать  представления о роли труда  в жизни человека;

- сравнить работу   человека и «работу» животных;

- дать учащимся 6 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.

Развивающие:

- развить творческие способности, фантазию и воображение;

- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;

- научить обобщать полученные знания по теме;

- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;

- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.

Воспитательные:

- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;

- выработать активную жизненную позицию;

- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Формулируемые универсальные учебные действия:

Личностные: формирование готовности к саморазвитию.

Регулятивные: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов.

Познавательные: анализировать, обобщать, имеющиеся данные, соотносить их к собственным опытом и знаниями.

Коммуникативные: развивать коммуникативные  умения учащихся, связанные с работой в группе, публичным выступлением.

 

Планируемые результаты:

Образовательные:

- закрепить понятие труда, как жизненной необходимости человеку.

- закрепить знания о ремесле, творчестве, мастерстве.

Развивающие:

- развитие навыков анализа и сравнения;

- развитие логического и образного мышления;

- формирование умения делать и обосновывать логические выводы;

- формирование навыков самостоятельного поиска информации;

- совершенствование умения учащихся обобщать материалы источников, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

Воспитательные:

- формирование у учащихся отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека;

- воспитание уважительного отношения к труду человека

- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.

Основные понятия: труд, творчество, творение, творец, мастер, ремесленник.

Межпредметные связи: история, технология, изобразительное искусство, окружающий мир, литература.

Оборудование урока: мультимедийная система, раздаточный материал (толковые словари В. Даля, оценочные листы, таблицы).

Используемые технологии: деятельностный и личностно – ориентированный подходы, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, проектные, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы: проблемно – диалоговое общение, поисковый, активные методы обучения (дискуссия, работа в  группах), объяснительно – иллюстративный.

Целесообразность использования указанных методов, технологий обучения.

Урок в первую очередь должен быть эффективным, а для этого необходимы следующие критерии:

- активная мыслительная деятельность каждого ученика на уроке;

- обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и к деятельности других;

- мотивация познавательной деятельности;

- наличие групповой работы на уроке;

- наличие контроля на уроке.

Для достижения активной мыслительной деятельности на уроке учащиеся слушают  объяснение нового материала, участвуют в его закреплении, выполняют самостоятельную и групповую работу.

Для активизации мыслительной деятельности используются следующие  методы и приемы -  «Мозговой штурм», кейс-метод (анализ реальной ситуации), «Проблемный вопрос».

Для обеспечения эмоциональной сопричастности учащихся к  собственной деятельности и деятельности других и достижения высокого уровня усвоения содержания используются групповые технологии. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Такой способ организации работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность на уроке предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

Технология проблемное обучение использована  для достижения следующих целей:

- обеспечение активного характера педагогического процесса;

- создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета;

- формирование у обучающихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы;

В результате использования технологии проблемного обучения

- формируется познавательная мотивация, интерес к предмету;

- интенсивно идёт развитие речи учащихся;

- нет пассивных, все выражают свои мысли; не боятся этого делать;

- появляется удивление – начинает работать мышление.

Для развития у  учащихся командного духа, коммуникабельности и  умения сотрудничать используется технология учебно-поисковой деятельности.

Она обеспечивает развитие умения школьников искать пути решения поставленной задачи, развивает у  учащихся познавательные учебные действия, языковую догадку.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Труд и творчество»

Этап

урока

Виды, формы, методы, приемы работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые

УДД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

момент













Мотивация учебной деятельности

(Слайд 1-2)

Словесное

Приветствие













П риветствует детей, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.


Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будет гибкость мышления: внимание, находчивость, смекалка.

Организовывают рабочее место.




Здороваются с учителем.








- организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность;



- управление своим настроением, умение выражать эмоции.








Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.


Интерактивная игра «Поделись позитивом»

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

Создать позитивное настроение.

Введение темы урока, постановка цели и задач.

(Слайд 3-5)

Прием «Проблемный вопрос»

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников.

-Ребята, начать урок я бы хотела с крылатых слов

М. Горького:

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».

- Как вы понимаете это высказывание великого писателя?

– Как вы думаете, можем мы по эпиграфу назвать тему урока?

(Труд и творчество).

Запишите в тетрадях число и тему урока: "Труд и творчество".

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формированию цели урока: осознание сущности и связи труда и процесса творчества.

В ходе решения задачи обучающиеся определяют тему.













Записывают тему урока.

Предлагают постановку цели урока и задач.

- развитие словарного запаса, устной монологической речи.



- умение аргументировать свою точку зрения.



- умение анализировать, выстраивать логические цепочки

Дети смогут сформулировать и принять учебную задачу.



Совместное «открытие» новых знаний.







(Слайд 6)










Прием «Толковый словарь В. Даля»

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников.

-Что же такое труд?





-Молодцы! А теперь давайте обратимся к толковому словарю

В. Даля и выпишем определение «труд» в тетради

Ответы учеников:

-Труд – это работа.

-Труд – это выполнение заданий, требующее затрат умственных и физических сил.

Самостоятельно прорабатывают словарную статью, делая соответствующие записи в тетрадь.

ТРУД - работа, занятие, упражненье,

дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.

- умение принять учебную задачу;


- анализировать, выстраивать логические цепочки;


- работать с печатными источниками информации,


- умение слушать устную речь учителя

Развивать речь, умение анализировать, делать выводы






Развивать умение пользоваться словарями , быстро находить нужный материал.


Совместное «открытие» новых знаний.

(Слайд 7-10)

Работа в группах

Прием «Творческая лаборатория»

Учитель предлагает сравнить труд человека и труд животных заполняя таблицу в тетради.

Верно. Труд – это работа, которая требует усилий как физических, так и умственных.

Мы ежедневно трудимся и наблюдаем за работой других людей. А приходилось ли вам наблюдать за работой животных?

Внимание на экран.

Вы разделены на группы и работать так же будете в группах.

Обсудите в общем кругу и дайте ответ на следующие вопросы:

-Какой деятельностью занимаются животные?

-Можно сказать, что они работают, трудятся?

-Отличается ли труд животных от труда человека?


Пользуясь представленными слайдами, дают ответы на вопросы, делают выводы и

заполняют схему

«Отличие труда животного от труда человека»

(смотреть приложение 1)


- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;


- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод;


-преобразовывать информацию из

одного вида в другой (таблицу);


- умение работать в группах, подчинять свой характер, темперамент интересам общего дела;


-выполнять учебную задачу в отведенное время,


-высказывать свою точку зрения, аргументировать;


- развивать логическое мышление, культуру речи.


Учащиеся самостоятельно

определяют

особенности труда человека и животных;

приходят к выводу, что животные все эти умения получают по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия, а человек способен планировать, ставить цели, использовать орудие труда.





Метод «Мозговой штурм»

Объясняет условия игры:

-Человек красив и славен своим трудом. Мы оцениваем человека по тому, как он работает и как он относится к другим людям. Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда. М. Пришвин писал, что «все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее – от человека». В труде – смысл жизни. Так было и будет во все времена. Не зря же из глубины веков дошло до нас много пословиц, выразивших отношение человека к труду. Ребята, вам необходимо вспомнить как можно больше пословиц и поговорок о труде.

Работают в группе, записываю пословицы и поговорки о труде, зачитывают их.

-Человек рожден для труда.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Что потрудился, то и поел.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Наше счастье в общем труде.

- Кто трудиться, тот и пользуется.

- Без труда нет добра.

- Без труда меду не едят.

- Без труда в саду нет плода.

- Без труда и отдых несладок.

(Приложеник 2)

- умение логически

мыслить;


-правильно решать поставленные вопросы;


- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;


-уметь слушать и слышать.

На основе устного народного творчества учащиеся делают вывод, что без труда человек не способен прожить полноценную жизнь.

(Слайд 11)

Работа с художественным произведением.

Кейс-метод (анализ реальной ситуации)
























Кейс-метод (анализ реальной ситуации)

Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату. Я думаю, вы знаете, что труд даёт человеку всё необходимое для жизни: пищу, одежду, жильё, предметы быта. Все люди, имеющие возможность трудиться, работают, не требуя благодарности за свой труд. Но любой труд на благо людей должен быть оценён достоинству, потому что он должен приносить «вкусные плоды», съев которые всем будет хорошо. Я не зря так образно выразилась, потому что мы с вами сейчас проанализируем басню Л.Н.Толстого «Старик и яблони»


Вопросы учителя к басне:

-Как вы понимаете смысл басни?




















- Можно ли труд старика - садовода назвать бескорыстным?


Ученик читает басню. Содержание басни: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с

них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

(Приложение 3)





















Отвечают на вопросы учителя:

Старик старался ради людей, которые благодарили его за то, что он посадил дерево, дающее вкусные плоды (яблоки). Результатом его благородного труда пользуются люди, понимающие, что этим творением рук человеческих он обогатил род людской, оставил о себе добрую память, живущую в веках

- Да, этот труд можно назвать бескорыстным, потому что он был на благо людей и старик не требовал никакой похвалы, вознаграждения, благодарности.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;


- осуществлять анализ ситуации;


- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод.


Прослушав басню и обсудив вопросы в общем кругу, учащиеся сделают вывод о том, что такое бескорыстный труд.

(Слайд 12)

Прием «Толковый словарь В. Даля»

Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. Даже яблоневый сад старика из басни Л.Н.Толстого я назвала бы творением рук человеческих. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».

Давайте снова обратимся к словарю и найдем определение слова «творить».

Выписывают из словаря в тетради определение слова «творить»


ТВОРИ́ТЬ - давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит

- умение работать с печатными источниками информации,


- умение слушать устную речь учителя

Развивается речь детей, умение анализировать, делать выводы




Развивать умение пользоваться словарями , быстро находить нужный материал.


(Слайд 13)




















(Слайд 14-15)

Беседа

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.


Учитель подводит учащихся к выводу, что труд мастера является более творческим.

Вопросы к учащимся:

-Как можно назвать человека, который занимается творчеством?










- Любой ли труд является творческим?






-Может ли человек научиться работать творчески?



- Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

Записывают определение «творчество» в тетради.















Отвечают на вопросы учителя

Мастер – человек, достигший высокого мастерства в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

-Да, если человек подойдет к выполнению задания с фантазией, проявив творчество


-Да, для этого нужно проявить ум и фантазию



-Архитектор, стилист, визажист, композитор, художник и т.д.













- уметь ориентироваться в своей системе знаний;


- осуществлять анализ объектов;


- уметь обобщать полученную информацию


-умение работать в группе,


-высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других













Дети смогут определить главное отличие понятия ремесленник и мастер, объяснять отличия.


Разбираются в особенностях труда ремесленника и мастера.


Прием «Проблемный вопрос»

Учитель озвучивает новые проблемные задания

Посмотрите на экран, результат труда или творчества перед вами?

Коллективное обсуждение.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Обучающиеся могут увидеть и объяснить отличия в результате труда мастера и ремесленника. Делают вывод, что труд и творчество взаимосвязаны и в любой профессии важен творческий подход.


Работа в группах.

Прием «Творческая лаборатория»

-Давайте определим, в чем же состоит основное отличие труда от творчества и есть ли сходство между данными понятиями.

определяют основные различия между понятиями «труд» и «творчество»


- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;


- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод;


-преобразовывать информацию из

одного вида в другой (таблицу) 

определяют основные различия между понятиями «труд» и «творчество»


(Слайд 17-21)

Прием «Слайд-шоу»

Творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец. И в данном случае неважно, что то же самое могли придумать задолго до него, — он же этого не знал! Он мыслил, фантазировал, придумывал и добился цели. Наша земля «богата» по-настоящему талантливыми, творческими людьми.

Внимание на экран.

Просматривают презентацию, делают выводы о развитии творчества на Донбассе.

- умение слушать устную речь учителя

Развивать чувство патриотизма и причастности к истории родного края.

Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь влево, вправо

И беритесь вновь за дело.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками, Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

(Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).

Участвуют в физкультминутке.


- профилактики утомления, нарушения осанки и зрения;


- переключить внимание с одного вида деятельности на другой.








Практическая

часть

Прием «Проблемный вопрос»











Учитель озвучивает новые проблемные задания.


- Какие виды творчества вы знаете?

- Занимаетесь ли вы каким-то творчеством?

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры проявления творческих способностей в своей семье.

-понимать роль творчества в становлении личности и в жизни общества,






Выявить творческие способности учащихся.


Прием «Творческая лаборатория»

Все мы разные, каждый индивидуален, но я уверенна, что среди нас много творческих, талантливых людей. Этот талант может проявляться в разных сферах и при разных обстоятельствах. Не стоит скрывать свои творческие возможности, прятать их от окружающих. Сейчас мы попробуем создать что-то новое.

Просматривают видеоролик «Кукла-оберег» и под руководством учителя выполняют творческую работу

-применять полученные знания на практике,


Стремиться к художественному творче­ству, умножающему красоту в мире.

Проверка и контроль знаний

(Слайд 22)

Игра «Закончи предложение»

Учитель предлагает закрепить пройденный материал и выполнить задание.

1. Не всякое дело принято называть….

2. Труд – это деятельность, требующая

3. Труд приводит всегда к ….

4. Все необходимое дает человеку….

5. Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее…

6. Назови людей творческих профессий…

Выполняют задание





1.Трудом




2. Знаний, умений




3. Результату



4. Труд



5. Творчество








6. Архитектор, дизайнер, художник….

- умение применять полученные знания,


- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;


- уметь обобщать полученную информацию, делать вывод;



Итог урока.

Прием «Самооценка»

















Прием «Микрофон»

Предлагает оценить свое отношение к изученному материалу


А теперь давайте оценим нашу работу. У вас на столе лежат листы оценивания. Оцените, пожалуйста, сначала свой труд, затем труд вашей группы.



-Интересно ли было на уроке? Что понравилось?

- Какой опыт, знания вы приобрели?

- Какая группа лучше всего справилась с заданием?

- Какие у вас сегодня были личные достижения?

-Что понравилось и было самым полезным?

-Что можно было бы изменить?

- Какие были трудности?






Заполняют листы самооценивания.

(Приложение 4)












Отвечают на вопросы учителя.



- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;




- умение оценивать свою работу и работу группы.








- умение формулировать и высказывать свою точку зрения;




- умение оценивать свою работу и работу группы.

Провести анализ и оценку работы учащихся на уроке.

Домашнее задание

(Слайд 23)







Объясняет домашнее задание.

Подготовить сообщение «Я и мое увлечение»



Записывают домашнее задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!