Автор разработки урока – Давиденко Светлана Васильевна, учитель курса «Уроки Гражданственности Донбасса» МОУ СШ № 1 г. Снежное Донецкой Народной Республики.
Предмет – курс «Уроки гражданственности Донбасса».
Класс – 6.
Макросфера – «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики».
Микросфера – «Трудом славен человек».
Тема: «Труд и творчество».
Продолжительность урока – 45 минут.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представления о роли труда в жизни человека;
- сравнить работу человека и «работу» животных;
- дать учащимся 6 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.
Развивающие:
- развить творческие способности, фантазию и воображение;
- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
- научить обобщать полученные знания по теме;
- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- выработать активную жизненную позицию;
- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Формулируемые универсальные учебные действия:
Личностные: формирование готовности к саморазвитию.
Регулятивные: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов.
Познавательные: анализировать, обобщать, имеющиеся данные, соотносить их к собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные: развивать коммуникативные умения учащихся, связанные с работой в группе, публичным выступлением.
Планируемые результаты:
Образовательные:
- закрепить понятие труда, как жизненной необходимости человеку.
- закрепить знания о ремесле, творчестве, мастерстве.
Развивающие:
- развитие навыков анализа и сравнения;
- развитие логического и образного мышления;
- формирование умения делать и обосновывать логические выводы;
- формирование навыков самостоятельного поиска информации;
- совершенствование умения учащихся обобщать материалы источников, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
Воспитательные:
- формирование у учащихся отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека;
- воспитание уважительного отношения к труду человека
- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.
Основные понятия: труд, творчество, творение, творец, мастер, ремесленник.
Межпредметные связи: история, технология, изобразительное искусство, окружающий мир, литература.
Оборудование урока: мультимедийная система, раздаточный материал (толковые словари В. Даля, оценочные листы, таблицы).
Используемые технологии: деятельностный и личностно – ориентированный подходы, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, проектные, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии.
Используемые методы: проблемно – диалоговое общение, поисковый, активные методы обучения (дискуссия, работа в группах), объяснительно – иллюстративный.
Целесообразность использования указанных методов, технологий обучения.
Урок в первую очередь должен быть эффективным, а для этого необходимы следующие критерии:
- активная мыслительная деятельность каждого ученика на уроке;
- обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и к деятельности других;
- мотивация познавательной деятельности;
- наличие групповой работы на уроке;
- наличие контроля на уроке.
Для достижения активной мыслительной деятельности на уроке учащиеся слушают объяснение нового материала, участвуют в его закреплении, выполняют самостоятельную и групповую работу.
Для активизации мыслительной деятельности используются следующие методы и приемы - «Мозговой штурм», кейс-метод (анализ реальной ситуации), «Проблемный вопрос».
Для обеспечения эмоциональной сопричастности учащихся к собственной деятельности и деятельности других и достижения высокого уровня усвоения содержания используются групповые технологии. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Такой способ организации работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность на уроке предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
Технология проблемное обучение использована для достижения следующих целей:
- обеспечение активного характера педагогического процесса;
- создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета;
- формирование у обучающихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы;
В результате использования технологии проблемного обучения
- формируется познавательная мотивация, интерес к предмету;
- интенсивно идёт развитие речи учащихся;
- нет пассивных, все выражают свои мысли; не боятся этого делать;
- появляется удивление – начинает работать мышление.
Для развития у учащихся командного духа, коммуникабельности и умения сотрудничать используется технология учебно-поисковой деятельности.
Она обеспечивает развитие умения школьников искать пути решения поставленной задачи, развивает у учащихся познавательные учебные действия, языковую догадку.