СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Труд - основа жизненного успеха. Классный час с элементами психологического тренинга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Золото  познаётся  в  огне, а человек  в  труде.  (Народная мудрость). Расширить представление учащихся о мире профессий.

Просмотр содержимого документа
«Труд - основа жизненного успеха. Классный час с элементами психологического тренинга.»

Классный час с элементами психологического тренинга

Труд - основа жизненного успеха.


Золото познаётся в огне, человек — в труде.

(Народная мудрость)

Цели:

- обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда,

- выработать позитивное отноше­ния к выбору будущей профессии;

- развивать самостоятельность в принятии решений, касающихся будущего профессионального выбора;

- оказать помощь школьникам в осозна­нии специфики будущей трудовой деятельности,

- формировать позитивное отношение к труду,

- расширить представление о мире профессий.

Ход классного часа

Этап 1.

А. Притча. «Две сохи»

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей.

Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

 — Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.

 — Это безделье тебя изменило, а я стала красивой от труда.

Б. Беседа.

- Кому, прежде всего, приносит пользу труд?

- Какой вывод можно сделать, прослушав эту притчу?

- Итог.

- Стыдиться нужно безделья, всякой «праздной жизни», а любая работа, любой труд делает человека лучше, красивее.

-Труд красит человека, а безделье его уродует.

-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

-Без труда человек «заржавеет».

В. Что такое труд?

Труд - деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни.

Г. Каким может быть содержание труда?

  • Труд физический;

  • Труд умственный (учеба);

  • Труд художественный.

- Для чего каждому человеку необходимо трудиться?

- Назовите профессии, которые относятся к физическому труду.

- Назовите профессии, которые относятся к умственному труду.

- А какой труд важнее?

Слово учителя.

Труд - это источник радости, удовольствия. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились. И подтверждение этой мысли мы находим в народной мудрости: в сказках, притчах, пословицах и поговорках.

Давайте обратимся к многовековой народной мудрости и послушаем «глас народа». Задание. Перед вами «поломанные» пословицы и поговорки о труде.

Давайте «отремонтируем» их. (1)

1. Кончил дело —

a. лень портит.

2. Кому работа в тягость,

b. того и люди чтут.

3. Не откладывай на завтра то,

c. человеком и славится.

4. Умение работать

d. а на его дела.

5. Не сиди сложа руки,

e. делает человека работа.

6. Кто любит труд —

f. так и не будет скуки.

7. Счастливым и красивым

g. тому неведома радость

8. Гляди не на человека,

h. дороже золота.

9. Труд кормит -

i. что можно сделать сегодня.

10. Всякое дело человеком ставится,

j. гуляй смело

11. Не спеши языком-

k. а в огороде.

12. Ищи невесту не в хороводе,

l. спеши делом.

(Для проверки. 1 –j, 2 – g, 3 –I, 4 – h, 5 – f, 6 – b, 7 – e, 8 – d, 9 –a, 10 –c, 11 – l, 12 – k.)

Этап 2.

1. Работа с личностной сферой

Как называется черта характера, которая говорит об умении человека трудиться? (трудолюбие)

Задание. Запишите в один столбик черты своего характера, которые помогают в жизни, а в другой – те, которые мешают. Какой столбик оказался больше?

Психологическое просвещение. Как формировать свой характер

Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Из этой простой формулы мы можете сделать вывод о том, как важно формировать свой характер и как это делать. Для воспитания характера важны хорошие привычки.

У вас уже есть список черт, которые вы хотели бы воспитать в себе.

А вот и простые упражнения, которые помогут вам в этом. (2, с.66.)

А. Прогулка. Выйдя из дому, вернуться ровно через час (допустимая ошибка 2 мин.). Это упражнение развивает чувство времени и ответственность. Продолжительность прогулки может меняться.

Б. Будильник. После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет «3». Упражнение освоено, если в течение 3 недель подряд вы стаете на счет «3».

В. Зарядка. Начать зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по минуте довести ее 17 минут. Упражнение освоено, если в течение 3 -4 недель подряд вы регулярно ее делаете.

  1. Самодиагностика. Тест на изучение общих способностей «Художник мыслитель».(4) Не только человек хочет достичь успеха, занимаясь каким-либо делом, но и профессия предъявляет свои требования к человеку.

Чтобы сделать верный выбор профессии, надо знать свои особенности.

Давайте выполним небольшой тест и узнаем, профессии какого порядка вам больше подходят.

3. Теперь предлагаю вам поиграть и узнать больше о мире профессий.

Этап 3. Профигры (3)

А. РАЗОГРЕВ. «САМЫЙ - САМЫЙ»

Тот, у кого в руках оказывается игрушка, должен себя по­хвалить, продолжив фразу: «Я самый...».

Б. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРОФЕССИЯ НА БУКВУ» (3, с.156)

(Упражнение проводится в круге.)

Инструкция. Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профес­сии на данную букву. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называ­ют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким прави­лам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выхо­дит на время из круга).

Ведущему желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении дан­ной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).

В. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «САМАЯ-САМАЯ» (3, с.257)

Инструкция. Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по ва­шему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответству­ют.

1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

2. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7. Обсуждение

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуж­дение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективны­ми., В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; са­мая неприличная профессия; самая детская профессия; самая смеш­ная профессия и т.д.

4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО ЕСТЬ КТО?» (3, с.163)

Инструкция: “Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)”.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Этап 4. Планирование своего будущего.

Почти у всех есть огород в деревне или дача. И все вы знаете, сто произойдет с огородом, если о нем не заботиться. Тоже самое может произойти и с жизнью человека. Ничего в жизни нельзя пускать на самотек. А что может быть важнее для человека, чем его жизнь, его будущее?! Свою жизнь необходимо планировать. И лучше всего это делать, правильно выбирая профессию. Выбор профессии. Это — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жиз­ненные устремления и сделать человека несчастным.

Свою будущую жизнь мы, как правило, планируем. То ж е самое надо делать относительно своей профессии. Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо учесть следующие моменты:

    1. главная цель – кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть,

    2. цепочка ближних и дальних целей,

    3. пути их достижения,

    4. внутренние условия их достижение,

    5. внешние условия их достижения,

    6. запасные варианты.

На упрощенной схеме это выглядит так: Хочу – Могу – Надо (Какие профессии пользуются спросом на рынке труда?).

Эта схема поможет также более внимательно относиться к изучаемым предметам и оценить их значение для своего будущего. (5)

Этап 5. Рефлексия.

Продолжите предложения. 1. Я хотел бы отметить…

2. На классном часе я понял…

3. Классный час был нужен, чтобы…

4. Я хотел бы посоветовать…

Список литературы

1. http://riddle-middle.ru/pogovorki_i_poslovicy/trud/

http://self-health.ru

2. Г.В. Резапкина. Я и моя профессия. Москва. 2000.

3. Н. С. Пряжников. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. Москва. «Вако». 2006.

4. http://psylist.net/praktikum/humi.htm

5. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса «Хороший выбор», Белоусова О.Г., Зотьева Е.Н., Овсяникова Е.А., Чеботарёв С.С., Черторицкая О.Ю., Белгород 2002.



5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!