Классный час с элементами психологического тренинга
Труд - основа жизненного успеха.
Золото познаётся в огне, человек — в труде.
(Народная мудрость)
Цели:
- обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда,
- выработать позитивное отношения к выбору будущей профессии;
- развивать самостоятельность в принятии решений, касающихся будущего профессионального выбора;
- оказать помощь школьникам в осознании специфики будущей трудовой деятельности,
- формировать позитивное отношение к труду,
- расширить представление о мире профессий.
Ход классного часа
Этап 1.
А. Притча. «Две сохи»
В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей.
Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:
— Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.
— Это безделье тебя изменило, а я стала красивой от труда.
Б. Беседа.
- Кому, прежде всего, приносит пользу труд?
- Какой вывод можно сделать, прослушав эту притчу?
- Итог.
- Стыдиться нужно безделья, всякой «праздной жизни», а любая работа, любой труд делает человека лучше, красивее.
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без труда человек «заржавеет».
В. Что такое труд?
Труд - деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни.
Г. Каким может быть содержание труда?
Труд физический;
Труд умственный (учеба);
Труд художественный.
- Для чего каждому человеку необходимо трудиться?
- Назовите профессии, которые относятся к физическому труду.
- Назовите профессии, которые относятся к умственному труду.
- А какой труд важнее?
Слово учителя.
Труд - это источник радости, удовольствия. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились. И подтверждение этой мысли мы находим в народной мудрости: в сказках, притчах, пословицах и поговорках.
Давайте обратимся к многовековой народной мудрости и послушаем «глас народа». Задание. Перед вами «поломанные» пословицы и поговорки о труде.
Давайте «отремонтируем» их. (1)
1. Кончил дело — | a. лень портит. |
2. Кому работа в тягость, | b. того и люди чтут. |
3. Не откладывай на завтра то, | c. человеком и славится. |
4. Умение работать | d. а на его дела. |
5. Не сиди сложа руки, | e. делает человека работа. |
6. Кто любит труд — | f. так и не будет скуки. |
7. Счастливым и красивым | g. тому неведома радость |
8. Гляди не на человека, | h. дороже золота. |
9. Труд кормит - | i. что можно сделать сегодня. |
10. Всякое дело человеком ставится, | j. гуляй смело |
11. Не спеши языком- | k. а в огороде. |
12. Ищи невесту не в хороводе, | l. спеши делом. |
(Для проверки. 1 –j, 2 – g, 3 –I, 4 – h, 5 – f, 6 – b, 7 – e, 8 – d, 9 –a, 10 –c, 11 – l, 12 – k.)
Этап 2.
1. Работа с личностной сферой
Как называется черта характера, которая говорит об умении человека трудиться? (трудолюбие)
Задание. Запишите в один столбик черты своего характера, которые помогают в жизни, а в другой – те, которые мешают. Какой столбик оказался больше?
Психологическое просвещение. Как формировать свой характер
Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Из этой простой формулы мы можете сделать вывод о том, как важно формировать свой характер и как это делать. Для воспитания характера важны хорошие привычки.
У вас уже есть список черт, которые вы хотели бы воспитать в себе.
А вот и простые упражнения, которые помогут вам в этом. (2, с.66.)
А. Прогулка. Выйдя из дому, вернуться ровно через час (допустимая ошибка 2 мин.). Это упражнение развивает чувство времени и ответственность. Продолжительность прогулки может меняться.
Б. Будильник. После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет «3». Упражнение освоено, если в течение 3 недель подряд вы стаете на счет «3».
В. Зарядка. Начать зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по минуте довести ее 17 минут. Упражнение освоено, если в течение 3 -4 недель подряд вы регулярно ее делаете.
Самодиагностика. Тест на изучение общих способностей «Художник мыслитель».(4) Не только человек хочет достичь успеха, занимаясь каким-либо делом, но и профессия предъявляет свои требования к человеку.
Чтобы сделать верный выбор профессии, надо знать свои особенности.
Давайте выполним небольшой тест и узнаем, профессии какого порядка вам больше подходят.
3. Теперь предлагаю вам поиграть и узнать больше о мире профессий.
Этап 3. Профигры (3)
А. РАЗОГРЕВ. «САМЫЙ - САМЫЙ»
Тот, у кого в руках оказывается игрушка, должен себя похвалить, продолжив фразу: «Я самый...».
Б. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРОФЕССИЯ НА БУКВУ» (3, с.156)
(Упражнение проводится в круге.)
Инструкция. Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
Ведущему желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).
В. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «САМАЯ-САМАЯ» (3, с.257)
Инструкция. Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют.
1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
2. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7. Обсуждение
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными., В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; самая неприличная профессия; самая детская профессия; самая смешная профессия и т.д.
4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО ЕСТЬ КТО?» (3, с.163)
Инструкция: “Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)”.
Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Этап 4. Планирование своего будущего.
Почти у всех есть огород в деревне или дача. И все вы знаете, сто произойдет с огородом, если о нем не заботиться. Тоже самое может произойти и с жизнью человека. Ничего в жизни нельзя пускать на самотек. А что может быть важнее для человека, чем его жизнь, его будущее?! Свою жизнь необходимо планировать. И лучше всего это делать, правильно выбирая профессию. Выбор профессии. Это — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Свою будущую жизнь мы, как правило, планируем. То ж е самое надо делать относительно своей профессии. Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо учесть следующие моменты:
главная цель – кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть,
цепочка ближних и дальних целей,
пути их достижения,
внутренние условия их достижение,
внешние условия их достижения,
запасные варианты.
На упрощенной схеме это выглядит так: Хочу – Могу – Надо (Какие профессии пользуются спросом на рынке труда?).
Эта схема поможет также более внимательно относиться к изучаемым предметам и оценить их значение для своего будущего. (5)
Этап 5. Рефлексия.
Продолжите предложения. 1. Я хотел бы отметить…
2. На классном часе я понял…
3. Классный час был нужен, чтобы…
4. Я хотел бы посоветовать…
Список литературы
1. http://riddle-middle.ru/pogovorki_i_poslovicy/trud/
http://self-health.ru
2. Г.В. Резапкина. Я и моя профессия. Москва. 2000.
3. Н. С. Пряжников. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. Москва. «Вако». 2006.
4. http://psylist.net/praktikum/humi.htm
5. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса «Хороший выбор», Белоусова О.Г., Зотьева Е.Н., Овсяникова Е.А., Чеботарёв С.С., Черторицкая О.Ю., Белгород 2002.
5