СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Труд. Тема: «Изготовление народной куклы «Мартинички».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с истрией народной куклы Мартинички и технологией изготовления

Просмотр содержимого документа
«Труд. Тема: «Изготовление народной куклы «Мартинички».»

Тема«Изготовление народной куклы «Мартинички».
Тип урока: урок изучения нового материала, урок - творческая мастерская.

Цели урока:

Ознакомление детей с историей народной куклы, выполнение куклы на основе традиционной технологии.
Задачи:


1.Прививать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества.
2. Совершенствовать  навыки работы с шерстяными нитками, ножницами.
3. Способствовать развитию  интереса детей к миру традиционной русской культуры, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.

4. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

5.  Обогащать творческий потенциал детей;

6.  Воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Межпредметные связиТехнология, история, музыка.

Оборудование, материалы, инструменты: мультимедийное оборудование, презентация «Изготовление народной куклы «Мартинички»,шерстяные нитки двух цветов(белые и красные),картонные шаблоны, атласная лента, кружевная лента, ножницы, вязальные крючки.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня у нас необычный урок, мы прикоснёмся и душой, и руками к красоте народного творчества.

II. Изучение нового материала.

1) Вводная беседа

(просмотр видео клипа)

- Ребята, какое настроение у вас вызвал клип? Почему?

- Хотите, чтобы она быстрее пришла к нам в гости и прогнала холод и зиму?

- Сегодня на уроке мы попробуем приблизить этот момент.

- А вы знаете, как издревле на Руси зазывали весну? (слайд 2)

- По традиционному русскому календарю март связан с ожиданием весны и ее призывами. Праздники весеннего календаря на всей территории России начинались с обряда закликания весны, самыми главными участниками были детвора и молодежь. Специально для встречи весны пекли птиц из теста – куликов и жаворонков. Для праздников изготавливали кукол, названных в честь первого весеннего месяца.(слайд 3)

- Ребята, как можно назвать таких куколок? Подберите однокоренные слова к слову «март».

2)Из истории создания куклы.         
   Куколок  вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

     Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. Радостные, словно весенние птички, эти куклы вестили всем – «Весна… Весна… Скоро весна…Весна Мы ждем тебя… Приходи скорее…»

    Сначала куколки  изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.        А уже. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и ноги (штанишки) у мальчиков. Цвета ниток тоже стали намного разнообразнее.

      И конечно, кроме праздничного, притягивающего приход весны, значения эти куколки играли еще и обережную роль. Всё начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий на человека и жилище        

3)Технологияизготовления.        
- Сейчас мы с вами сделаем красных куколок – символ весны.

Для изготовления весеннего талисмана понадобится: ножницы, красная пряжа, картонный шаблон, на который мы будем наматывать пряжу, узкая атласная лента для украшения косы, кусочек кружев для фартучка.

1.Изготавливаем туловище куколки. Наматываем моточек  ниток  на картон  по длинной стороне. (Слайд 4)

2. Под верхний край пропускаем нить и крепко завязываем на три узелка. (Слайд 5)

3. Нижний край разрезаем. (Слайд 6)

4.  Изготавливаем ручки куколке. Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине. (Слайд 7)

 5. Снимаем с шаблона, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а можно сделать ручки-кисточки, поэтому потом кулачки  нужно разрезать и подстричь. (Слайд 8)

6. Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище. (Сл. 9)

7. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки. (Слайд 10)

 8. Крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Мы это сделаем белой нитью. (Слайд 11)

Получается такая вот кисточка с ручками.

Остается только подровнять юбочку и ручки, украсить, и девушка-мартиничка готова.

9. Из желтых нитей делаем косичку. Крючком для вязания продеваем пряжу под нитку на макушке куколки, заплетаем косичку, завязываем ленточку. (Слайд 12)

10. Кусочек кружев подгибаем, в сгиб вкладываем небольшую нитку и завязываем на талии куколки. (Слайд 13)

7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек. (Слайд 14)

- Кому непонятны этапы выполнения куклы? Чтобы вы ничего не упустили во время изготовления, я вам раздам технологические карты.(Раздать технологические карты.)

- Но прежде чем приступить к изготовлению, мартиничек давайте отдохнем.

III. Физминутка (Слайд 15)

 От сосулек – звон, звон!

(хлопки на каждое слово)

Просыпайся – клён, клён!

(кисти рук опускаются вверх-вниз)

Растопился – снег, снег!

(потираем одну ладошку о другую)

Ручейки – с бег, в бег!

(волнообразное движение рук)

    Гром шагает – топ, топ!

     (топаем ногами)

Почки слышно: хлоп, хлоп!

(хлопки на каждое слово)

- Вспомним правила обращения с ножницами. (Слайд 16)

- С ножницами нужно обращаться очень осторожно, не размахивать ими, не оставлять раскрытыми. Обрезки ниток убираем в корзинки для мусора.

А сейчас приступаем к изготовлению мартиничек.        (Слайд 17)

IV. Практическая работа.

(Обход учителя, индивидуальная помощь.)

- Вы сделали куколку – весну, а я вам подарю куколку – зиму. Вам остается их связать парой.

V.Рефлексия.

Ребята, а для чего использовались такие куколки?

 - Почему они так называются?

- Вот наши куколки готовы!        Возьмите их в руки. Давайте вместе произнесем стихи – закличку весны, позовем ее к нам.        (Слайд 18)   (Чтение заклички)

-  От того что вдруг стало теплее у нас в классе появился волшебный цветок. Давайте ему поможем распуститься и стать краше.

Если сегодня вам на уроке понравилось, и было интересно, то приклейте к его серединке красный лепесток, а если вам сегодня со мной было скучно, неинтересно – синий.

VI. Итог урока.

-  Большое спасибо за ваши умелые руки, мне было очень приятно с вами работать! Думаю, после сегодняшнего урока вы сможете порадовать своих друзей и близких вот такими весенними суве





/