СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудное возрождение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по теме: «Трудное возрождение»

1. Укажите, какие положения были выдвинуты Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР»: а) ввести в допустимых пределах право частной собственности; б) переориентировать экономику на приоритетное развитие легкой и пищевой промышленности; в) ускорить полное огосударствление собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве; г) продолжать преимущественное развитие тяжелой промышленности.

Просмотр содержимого документа
«Трудное возрождение»

Практическая работа по теме: «Трудное возрождение»

1. Укажите, какие положения были выдвинуты Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР»: а) ввести в допустимых пределах право частной собственности; б) переориентировать экономику на приоритетное развитие легкой и пищевой промышленности; в) ускорить полное огосударствление собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве; г) продолжать преимущественное развитие тяжелой промышленности.

2. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали развитие экономики в 1945-1953 гг.? 1) наиболее крупные инвестиции в развитие тяжелой промышленности 2) сдача в аренду части промышленных предприятий 3) высокие темпы развития промышленности 4) низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию 5) ликвидация ряда отраслевых министерств 6) передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства колхозников

3. Характерной чертой «восстановительной пятилетки» 1946-1950 гг. было

1) преимущественное развитие легкой про­мышленности 2) сниженные («щадящие») темпы восстанов­ления хозяйства в условиях послевоенной разрухи; 3)

форсированные темпы восстановления тя­желой промышленности 4) приоритетное финансирование развития сельского хозяйства

4. В экономических дискуссиях второй половины 40-х гг. одержала верх точка зрения: а) Н. С. Хрущева; б) Н. А. Вознесенского; в) И. В. Сталина.

5. Карточная система после войны была отмене­на в: а) 1945 ; б) 1946; в) 1947 гг.

6. Движение «скоростников» в промышленности в послевоенные годы было инициировано: а) А. Г. Стахановым; б) П. Н. Ангелиной; в) Г. С. Борткевичем.

7. За годы четвертой пятилетки было восстановлено и заново построено крупных предприятий: а) 6200; б) 1580; в) 8700.

8. Наиболее высокие темпы промышленного развития были характерны для:

а) центральных районов России; б) Украины; в) Прибалтики.

9. Укажите главный источник быстрого восстановления хозяйства страны:

а) использование труда заключенных; б) репарации с Германии и ее союзников; в) трудовой героизм и самопожертвование советских людей.

10. Уровень сельскохозяйственного производства в СССР в 1945 г. составлял от довоенного: а) 45%; б)50%; в) 60%. г) 70%

11. Довоенный уровень в сельскохозяйственном производстве был достигнут в:

а) 1948 г.; б) 1949 г.; в) в начале 50-х гг. г) в начале 60-х годов.

12. В годы восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне хозяйства в СССР по остаточному принципу финансировались

1) предприятия тяжелой промышленности 2) расходы на вооруженные силы 3) разработки в области ядерной энергетики 4) легкая и пищевая промышленность

Задание №2.

1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После Великой Отечественной войны в СССР ряд экономистов выдвинули положение, что в целях восстановления разрушенной экономики могут быть частично возрождены рыночные механизмы (предлагалось предоставить право свободной торговли сельхозпродукцией, акционировать про­мышленные предприятия и т. д.). Однако путь экономического развития был в итоге выбран другой. Укажите не менее трех причин выбора такого пути. Назовите не менее двух последствий для советской экономики такого выбора.

2. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Уже в 1950 году страна достигла и превзошла довоенный уровень производства. В этом же году СССР вошел в долларовую зону с целью введения рыночных цен в народном хозяйстве. Была проведена денежная реформа, проведенная с целью увеличения вкладов всех категорий населения. В 1951 году одновременно с Великобританией были отменены карточки.


3. Прочтите источник и кратко ответьте на вопросы.

Из секретной докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю министру госбезопасности.

«При земельной собственности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях сельское хозяйство в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться. В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы. Посевные площади колхозов в 1947 г. ещё не достигли довоенного уровня... Колхозы края всё ещё продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так, если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 цнт с га, то в 1946 г. упала до 4,1 цнт... Всего же в 1947 г. колхозы недодали государству 24,5 тыс. тонн хлеба, что составляет 28% по отношению к плану хлебозаготовок. ... Основная масса колхозников получала менее 500 граммов зерна на трудодень. Около половины колхозников выдали... менее 300 граммов, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозников выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба... В погоне за мнимым выполнением и перевыполнением плана госпоставок со стороны местных партийных и советских органов ... применялись недопустимые меры принуждения для вывозки и сдачи на склады семенного зерна. В ряде колхозов 15-процентный аванс на трудодни не выдавался, а весь хлеб вывозили на элеваторы. Планы сдачи хлеба государству в 1947 г. по несколько раз изменялись в ходе выполнения госпоставок в сторону их увеличения... Так, председатель колхоза «Красный уссуриец» заявил: «Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключенного в тюрьме я не вижу»».

1. Под каким названием вошел в историю описываемый в источнике период? Укажите его хронологические рамки и фамилию руководителя СССР.

2. Какие явления в жизни колхозов отмечает автор? В чём он видит причины тяжелого положения в сельском хозяйстве края, непосредственно не пострадавшего от войны? Укажите всего не менее трёх положений.

3. Почему записка была секретной? Назовите не менее двух причин. О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку? Приведите не менее двух черт.