Просмотр содержимого документа
«Трудности адаптации первоклассников»
«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом … как если бы от этого зависела Ваша жизнь»
Л. Кьюби
Трудности адаптации первоклассников в школе.
Что такое адаптация первоклассника?
Адаптация-это
естественное состояние человека, проявляю-щееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям
Адаптация
физиологическая социально-
психологическая
Физиологическая адаптация
Процесс физиологической готовности можно разделить на три этапа :
- -«физиологическая буря» (длится первые 2-3 недели). В этот период на начало систематического обучения организм ребенка реагирует очень бурно;
- -неустойчивое приспособление. В это период организм ребенка находит оптимальные варианты реакций на новые условия;
- -относительно устойчивое приспособление. В этот период организм находит подходящие варианты реакции на новые условия.
Социально- психологическая адаптация
Социально – психологическая адаптация к обучению в школе включает в себя :
- -развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики);
- -развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
- -саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);
- -умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.
Первая группа
Дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения :
- относительно быстро вливаются в коллектив;
- осваиваются в школе;
- приобретают новых друзей;
- почти всегда хорошее настроение;
- они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Срок адаптации 1-2 месяца .
Вторая группа
Дети проходят более длительный период адаптации :
- не могут принять новую ситуацию обучения;
- общения с учителем;
- общения с другими детьми;
- могут играть на уроках;
- выяснять отношения с товарищем;
- не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами;
- испытывают трудности и в усвоении учебной программы.
Срок адаптации до полугода.
Третья группа
Дети, у которых социально-психологи-ческая адаптация связана со значитель-ными трудностями:
- отмечаются негативные формы поведения;
- резкое проявление отрицательных эмоций;
- с большим трудом усваивают учебные программы.
Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Проблемы при адаптации
- ребенок совместно со взрослыми выполняет уроки, ему постоянно необходима подсказка взрослого;
- ребенок не понимает как нужно выполнять домашнее задание;
- ребенок часто отвлекается при выполнении домашнего задания;
- ребенок не способен управлять своим поведение на уроке, перемене;
- ребенок испытывает трудности общения с одноклассниками, учителями;
- ребенок испытывает сложность в запоминании материала, даваемого на уроках( не помнит его, не может рассказать его содержание и т.д.);
- ребенок тратит очень много времени на выполнение домашнего задания;
- ребенок испытывает трудности при самостоятельном чтении, проявляет недовольство и нежелание;
- ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать и др.);
- у ребенка ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведение с началом школьного обучения.
Советы родителям
- Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самостоятельными, удачливыми в жизни.
- Внушайте ребёнку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
- Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
- Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
- Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
- Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
- Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
- Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
- Будьте терпеливы, верьте в себя и в ребёнка, радуйтесь каждому мгновению, проведённому рядом с ним. Помните, время летит очень быстро! Дети повзрослеют, и у них начнётся своя жизнь, но уже без вас.
- Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…ваше детство!
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Пусть помнят, что с лихвой получат Всё то, чему его научат… Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе.