Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителей и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма. Особую сложность создаёт для медлительных детей несоответствие программ и методик.
Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медлительным темпом деятельности.
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребёнка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.
Медлительных детей примерно 10-20%. Это дети, у которых в 1,5 – 2 раза медленнее темп речи, ходьба, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма. Однако качество выполнения всех действий в своём темпе может быть очень высоким. Вспомним структуру деятельности при письме на начальных этапах обучения, которая разделяется на отдельные действия. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медленный ребёнок пишет во много раз медленнее остальных. За счёт какого времени в структуре деятельности (письма) дети могут работать быстрее? Только за счёт сокращения паузы, за счёт нарушения процесса осознания действия, его планирования и контроля. Это нарушает весь процесс формирования навыков и ведёт к нарушению письма, нарушению почерка, ошибкам.
Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребёнка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
И учителя, и родители часто спрашивают: пройдёт ли медлительность? Можно ли заставить ребёнка работать быстрее?
Медлительного ребёнка нельзя заставить писать быстрее.
С возрастом (если ребёнок не будет доведён до нервоза) скорость письма увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма всегда будет ниже, чем у обычных.
Торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
Взрослые, работающие с медлительными детьми, сами это замечают, но видят в этом упрямство, строптивость, нежелание следовать советам: «Я тороплю, а он назло – ещё медленнее…»
Это не «назло», просто скорость работы мало зависит от желания ребёнка.
Во-первых, дети 6 лет плохо регулируют скорость действий. При слове «Быстрее!» они начинают суетиться, громче или тише считать, а скорость остаётся той или даже снижается.
Во-вторых, у медлительных детей интервал времени от сигнала к действию («Выполняй», «Делай», «Начинай») до начала действий в 2,5 – 3 раза больше, чем у сверстников.
Окрик, раздражение, недовольство взрослых ещё больше замедляют подготовительный период, создаётся впечатление, что они не поняли задания, не знают правила, не умеют сосредоточиться. Порой у взрослых просто недостаёт терпения подождать, когда такой ребёнок «соберётся с мыслями».
Эти особенности необходимо учитывать, и когда дети выполняют письменные задания в классе. Медлительный ребёнок вынужден всё время догонять, всё время торопиться.
Ещё сложнее ситуация вызова к доске. Времени на обдумывание, включение в работу нет. Самое трудное или практически невозможное – быстро ответить на вопрос с места. Медлительный ребёнок может прекрасно знать то, о чём его спрашивают, но подстёгивания («Отвечай быстрее», «Не тяни») и негативная оценка (Опять не выучил!», «Садись, не знаешь!») создают не только стрессовую ситуацию ограничения времени, но и эмоциональный дискомфорт, напряжение, страх неудачи и унижения.
Постоянные неудачи обескураживают ребёнка, трудности возникают не только из-за того, что для этого есть реальные причины, но и от того, что теряется уверенность в своих силах. Если при этом наказывает учитель (плохой оценкой) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться «отбивается» надолго, иногда навсегда, и вместо того чтобы искать пути выхода, бороться, ребёнок сдается, теряет интерес и желание учиться. Ребёнок и сам себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания – бесполезными.
Хронический дефицит времени, на который обречён медлительный ребёнок, является таким же сильно действующим психотравмирующим фактором, как и различные отрицательные ситуации.
Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребёнка ограничение времени на отдых. Эти ограничения типичны, поскольку ребёнок многое не успевает сделать на занятиях, приходится навёрстывать дома. Нередко домашние задания превышают по продолжительности все нормы во много раз. В результате ребёнок недосыпает, не гуляет, просто не отдыхает – некогда. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления).
Ещё одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят – «инертны», имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают её. Если во время объяснения математики вдруг спросить, как пишется та или иная буква, ответ ребёнка скорее будет неудовлетворительным, а он всего лишь ещё не смог переключиться, перестроится, оттого и не сумел с ходу ответить на вопрос. Эта трудность переключения, невозможность выполнять быстро меняющиеся задания при быстрой смене деятельности нередко оценивается как «непонимание», «низкие учебные способности», а ребёнок просто не слышит новое задание, так как выполняет предыдущее.
Адаптация медлительных детей к школе во многом зависит и от того, как относились взрослые до школы к медлительности ребёнка.
Чаще всего медлительный ребёнок, к особенностям которого относились до школы негативно, приходит в школу уже убеждённым в том, что он всё делает не так, и в том, что взрослые всегда им недовольны.
Рекомендации для педагогов медлительных детей:
1.Медлительный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо- плохо». Это особенность ребёнка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
2.Медлительного ребёнка нельзя заставить писать быстрее.
3.Торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно ( быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным),но и вредно.
4. Не требуйте от ребёнка быстрого отказа от неверного ответа или неудачной формулировки. Обязательно дайте ему время на обдумывание. Этого времени должно быть столько, сколько надо ребёнку, а не столько, сколько кажется достаточным вам. Помните, что медлительные дети чаще следуют общепринятым стандартным ответам и стараются избегать импровизации.
5. Не требуйте от них немедленных объяснений при работе с новым материалом. Помните, что они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации.
6.Стараться разговаривать и обращаться с ним спокойно, без попреков и понуканий.
7.Любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т. д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон, т. е. веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка
8.Нужно проводить систематическую тренировку подвижности нервных процессов в специально подобранных играх.
Рекомендации для родителей медлительных детей:
1. Медлительного ребёнка нельзя заставить писать быстрее.
2.Не требуйте от ребёнка немедленного включения в работу. Помните, что его активность в выполнении нового вида заданий нарастает постепенно.
3. Не отвлекайте и не переключайте его внимание в момент выполнения заданий.
4.Нельзя ограничивать время на отдых.
5.Ровный тон и доброжелательное обращение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
6.Ребенку с инертными (малоподвижными) нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном, даже при мытье рук и т. д. Эти жизненные стереотипы очень важны для любого ребенка, но во много раз важнее они для медлительного. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться