СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности при формировании ууд

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРУДНОСТИ   ПРИ  ФОРМИРОВАНИИ  УУД

Просмотр содержимого документа
«Трудности при формировании ууд»

Трудности при формировании УУД

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Для развития коммуникативных способностей нужно:

 постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и

взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

 стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге –большему объединению детей в классе;

 используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление,творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

 проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться»



Для успешного обучения должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия:

общеучебные,

логические,

действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• умение структурировать знания;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии









Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них: 

- Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению. 

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению. 

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. 

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения. 

- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. 

- Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. 

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. 

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). 
Что же такое "универсальные учебные действия"? В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. 
Назову ряд примеров из моей практики по формированию УУД в контексте разных учебных дисциплин. 

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока: 
1. Личностные – обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности. 
Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства- стихи и музыка -часто находятся рядом. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Для этого урок поэзии начинаю с мини-сочинений. Мини-сочинение "За окном - сентябрь" дети пишут перед чтением стихотворения А. Дементьева "Сентябрь", "Наступает вечер" перед стихотворением А. С. Пушкина "Зимний вечер". Сравниваем осень у Ф. Тютчева и С.Есенина, зиму А. Пушкина и Е. Баратынского. Много времени отвожу самостоятельному чтению "Читай самому себе". Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. Хрустальный день осени, березу в бахроме, лес под шапкой зимы показываю в природе, а не по словарю. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: "А вы видели…", "А я любовался…". Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов "Мне кажется…", "Я думаю…" 

2. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание,планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). 

3. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические. 

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. 
Например, на уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач . Такие схемы используем при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. При таком контингенте класса в результате контрольных работ только 2-3 ученика допускают ошибки при решении задач, остальные решают безошибочно. Также в своей работе использую единый алгоритм решения задач , «круговые» схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел . Комплект включает в себя карточки единиц 1-9, карточки круглых десятков 10-90 и карточки круглых сотен 100-900. Цифры пишутся черным цветом на синем (единицы), на желтом (десятки), на красном (сотни) фоне. Запись нулей фиксируется, подчеркивая вопрос, сколько единиц в одном, двух-трех десятках, сколько единиц в одной, двух-трех сотнях. Наложением карточек можно образовывать любые числа, раскладывать на разрядные слагаемые. 

Подобные карточки можно использовать и при работе с многозначными числами, а также при счете. 
Идея использования данных пособий позволяет учащимся моделировать свои действия. 
На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку "Пишу грамотно" .Кроме этого, пользуемся карточками- орфограммами. Цвет квадратиков знаком детям с 1 класса. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме. 

'Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. 
Уверенна, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. 

4. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. 
Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. 
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии "Педагогические мастерские в практике начальной школы", которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. 
Например, на уроке чтения по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово" при работе над текстом дается задание по группам: 1- охарактеризовать старика, 2- охарактеризовать мальчика, 3- назвать и охарактеризовать второстепенных героев, 4- определить главную мысль произведения. 

Или, урок окружающего мира по теме "Жизнь животных" проводится в форме пресс – конференции. 
- У нас в гостях бобр (Кирилл П.). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). 
Вопросы журналистов: 
- Как тебя зовут? 
- Где ты живешь? 
- Чем ты питаешься? и т.д. 

На уроке технологии выполняем поделки по технике оригами, но не по готовому алгоритму. Каждой группе даю свою поделку. Постепенно разобрав ее, нужно составить алгоритм складывания данной поделки и обменяться с другой группой. Вторая группа, в свою очередь, должна по составленному их одноклассниками алгоритму, сложить поделку.

Огромную роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность
Во время работы группы продленного дня организую такие формы работы, как взаимная проверка тетрадей, взаимные задания групп, учебный конфликт. На первых порах введения этих форм дети отмечают только ошибки и недодоелки в работе своих товарищей, но в дальнейшем переходят к выявлению причин ошибок, разъясняется их характер. 

Особое место по формированию УУД всех видов имеет проведение кружковой работы, т.к. здесь происходит дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Кружок, который я веду первоначально назывался "Мы изучаем историю". Почему я веду именно кружок истории? Дело в том, что история – это действительность в ее движении. Изучение данного предмета способствует культурному росту личности, формированию системных знаний, кругозора. Работа с картой, изучение фактов и терминов развивает логическое мышление, процессы анализа и синтеза. Способствует воспитанию позитивных черт характера, стремление к личностному росту, самостоятельности, уверенности в себе. Все эти качества соответствуют требованиям современной жизни. Материал кружка охватывает различные области нашей жизни. Весь материал мы с ребятами оформляем в виде рефератов, проектов, игр. 
Подобная комплексная работа по формированию УУД приносит свои положительные результаты. 

Вот несколько примеров. 
Ко мне в 1 класс пришла девочка : старательная, опрятная, способная, ответственная. Но очень замкнутая, стеснительная. Причем эту замкнутость усугублял ярко выраженный языковой барьер. При ответе голос дрожит, дыхание перехватывает. Чаще всего отметка 3, хотя по способностям может больше. На протяжении всего периода обучения я старалась включать ее в групповые формы работы. На сегодняшний день девочка свободно общается со сверстниками, добровольно готовит дополнительный материал к урокам и свободно рассказывает одноклассникам, высказывает свое мнение, посещает два внешкольных кружка, имеет много подруг. И, как следствие этого, практически отсутствует языковой барьер, 3– ий класс закончила на «отлично». 

На переменах мои ученики всегда заняты делом: одни что-то ищут в энциклопедии, другие изучают глобус, третьи – готовятся к проведению очередного классного часа. 

Последнее время замечаю: самые активные ученики класса самостоятельно составляют кроссворды, ребусы, задачи, вопросы к конкурсам по различным предметам. Победителям вручают грамоты, сделанные своими руками. В эту работу активно включаются и остальные одноклассники. 

На уроках у нас каждый может высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. На уроках окружающего мира и литературного чтения дети готовят много дополнительного материала по теме, причем абсолютно добровольно. 
У значительного большинства детей класса присутствует интерес к учебе, развита мотивация – а это залог будущих успехов. 

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей. Поэтому для себя я разработала проект выпускника начальной школы , к которому всегда стремлюсь. 
     


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!