СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудности при обучеии чтению на английском языке младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе.»

Трудности, возникающие при обучении чтению на английском языке младших школьников на начальном этапе.

В процессе формирования навыка чтения необходимо преодолеть ряд трудностей. Это могут быть трудности, связанные с отработкой техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличающихся от родного русского языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений. Приобретение рецептивного навыка проходит успешнее, если оно сопровождается продуктивной деятельностью, поэтому рекомендуется обучать детей двум вариантам кода: письменному и печатному. Необходимо большое внимание уделить работе над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутреннюю. Важно подвести младших школьников к этапу полного восприятия словосочетаний, устойчивых выражений, предложений целиком для того, чтобы более точно понимать содержимое (пословное чтение замедляет понимание содержания). Во время отработки техники чтения происходит умственная работа по смысловому распознанию лексических форм, поэтому следует обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны.

Чтение – это рецептивная речевая деятельность, которая складывается из восприятия и осмысления письменной речи. При чтении информация поступает через зрительный канал, поэтому решающую роль при чтении играют зрительные ощущения. Чтение сопровождается проговариванием изучаемого текста в форме внутренней речи (про себя), которая становится полной речью при чтении вслух. При чтении важную роль играют моторные ощущения. Читающий слышит себя, поэтому слуховые ощущения являются обязательным элементом чтения. Они дают возможность контролировать правильность собственного чтения и при необходимости, исправить ошибки.

По своей психологической природе ошибки чтения можно разделить на несколько групп:

Ошибки несоответствия между сенсорными и моторными процессами;

Ошибки понимания;

Ошибки мышления.

Ошибки несоответствия между сенсорными и моторными процессами происходят в результате нечеткости речедвигательных процессов (пропуск некоторых звуков при желании быстрее произнести слово) и сенсорных ошибок. Ко второй группе относятся ошибки при различении отдельных букв и восприятии слова в целом. Они наиболее часты на начальном этапе обучения чтению. Так, очень часто ученики путают буквы b и d, d и g, b и p, латинское r и русское ч или п, латинское Н и русское Н. Следом идут ошибки мышления, которые возникают при восприятии текста, исходя из ранее прочитанного. Возможно ложное прогнозирование (под влиянием имеющихся знаний, которые «возникли в памяти» при чтении текста).

Можно выделить ряд трудностей, возникающих при обучении чтению младших школьников:

1. Отсутствие достаточно прочных слухо-речемоторных образов лексического материала, которые имеются. Преодолеть эту трудность можно, если осуществлять так называемое устное опережение.

Для преодоления трудностей, возникающих в начале процесса обучения чтению, необходимо провести устный вводный курс, устное опережение, чтобы накопить необходимый и достаточный для начала чтения иноязычный речевой материал. В процессе накопления материала на иностранном языке, основой для обучения технике чтения является слово. Обучение технике чтения проходит и использованием хорошо известного лексического материала, уже отработанного и усвоенного в устной речи.

З.И. Клычникова [17] утверждает, что суть устного опережения состоит в том, что учащиеся приступают к чтению тогда, когда у них отработана артикуляция звуков, слогов, слов и даже небольших фраз. Вместе с тем такие авторы как: Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина по поводу устного вводного курса отмечают, что предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать ряд трудностей, препятствующих пониманию содержания. Устное опережение помогает понимать то, что читают учащиеся.

2. Необходимость овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками.

Орфографическая система английского языка использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, M, T. Буквы A, B, C, E, H, O, P, Y, X, имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые.

Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина указывают на то, что дети сталкиваются с трудностями при чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down, bread – eat; what – who; they-three, her-river, born – doctor; nice-live; window-how. При обучении чтению младшими школьниками должны быть усвоены основные правила чтения: чтение гласных в открытом и закрытом слогах; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; а также буквосочетаний: -sion, -ous, -igh, -tion. Учащихся также необходимо научить читать слова, которые графически обозначаются по-разному, а произносятся одинаково: ate – eight, blue - blew, beet - beat, ate – eight.

В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что вызывает затруднения у учащихся. В данном случае можно предложить следующее:

- использовать один транскрипционный знак который используется во всех словах, приведенных далее. [o]: dog, crocodile, autumn.

- изучение новых слов, ставя их в один ряд с уже известными по произношению словами: night, fight, kite.

3. Последующий переход к чтению про себя, который должен быть специально организован, а не проходить стихийно. Перед прочтением текста необходимо представить новую лексику и выполнить упражнения на ее отработку, что, в свою очередь, поможет снять трудности для понимания (отработка отдельных слов (послушать и повторить), а затем чтение диалога).

4. Незнакомые лексические единицы. В тексте встречается незнакомое слово/слова, которые, выделены жирным шрифтом. Для облегчения понимания в рамке дается перевод указанных слов и их транскрипция.

Приемы сглаживания трудностей при чтении в младшей школе:

- для успешного овладения техникой чтения следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить упражнения на звуко-буквенную тренировку, разучивать небольшие рифмовки, стишки для отработки сложных звуков).

- проводить тренировочные упражнения с новыми словами на основе изученного материала (прочитай ряд слов, который содержит и новые и уже известные для произношения, прочитай слова с тем или иным звуком, соедини слова с соответствующим звуком или полностью транскрипцией).

- перед прочтением неизвестного текста необходимо отработать представленную в нем лексику (в виде тренировочных упражнений, устного диалога).

- обучать навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи.

- необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться, если необходимо, словарём.

- тексты должны быть подобраны на основе программы, соответствующей определённому периоду и этапу обучения, соответствующими возрастным особенностям, речевому и жизненному опыту учащихся, их интересами;

- обучать технике чтения следует, опираясь на хорошо усвоенный лексический и грамматический материал.

- объем текстов должен быть таким, чтобы можно было прочитать их в течение урока и выполнить к ним задания.

- материал должен быть занимательным и привлекательным, понятными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;

Выбранный педагогом материал, используемый в обучении чтению на иностранном языке формирует необходимые языковые и речевые умения и навыки.