Беспалова Надежда Андреевна
Труд ности проф ессионального само определения
подрастающего поколения
Подростковый возраст это сложный период в жизни подростка, поэтому на родителей и педагогов возлагается ответственность за будущее обучающихся и за то, чтобы ребенок верно определил свой профессиональный жизненный путь. На выбор профессии влияет множество разных факторов: свои потребности, самооценка, способности ребёнка, мечты, состояние здоровья, темперамент интересы и другие. Выбор профессии - это сложный процесс, любая профессия - сложный мир, где нужны годы обучения, адаптация, приспособление к множеству разных условий и факторов, поэтому перед выбором профессии необходимо заранее знать из каких профессий выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.
Совр еменное проф ессиональное само определение проходит двумя путями:
- процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Этот путь профессионального развития более адекватный и приводит обучающегося к успеху в профессии.
– процесс проф ессионального само определения, где учит ываются лишь соци ально - псих ологические и соци альные факторы, а личн остные особ енности не доми нируют. То есть проф ессиональный путь строится на стим уляции и внешней мотивации. Субъект в данном случае полу зависим от окру жающих в своем проф ессиональном стан овлении.
Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности.
Проф ессиональное само определение проходит в неск олько этапов:
- зарождение профессиональных намерений в соответствии со своими личными потребностями и с общественными;
- целе направленное проф ессиональное обучение конк ретной деят ельности. На данном этапе прои сходит проф ессиональное само определение личности;
- вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство со служебными обязанностями, с условиями труда, вхождение в коллективные отношения;
- реал изация проф ессиональных устр емлений. Твор ческий подход, уровень маст ерства, отно шение к труду.
Ошибки совершаемые подростком применительно к проблеме профессионального самоопределения.
1 этап. Ошибка в том, что обуч ающийся изна чально ищет учебное учре ждение, в котором бы он хотел учиться, а только потом уже начинает выбирать проф ессию в данном заведении.
- несвоевременность выбора. У подростков не хватает времени, чтобы осуществить выбор профессии.
- ощущение отсу тствия в необ ходимости выбора проф ессии у обуч ающегося. К примеру все родс твенники у подр остка имеют проф ессию педагога, эта проф ессия является традицией. И родители наст аивают на сохр анности традиции, вопреки неже лания ребёнка двиг аться в данном напр авлении.
2 этап. Самооценка подростка при выборе профессии играет огромное значение. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
3 этап. Сбор необ ходимой инфо рмации является важным этапом в принятии решения о выборе желаемой профессии. На данном этапе могут возн икнуть слож ности и ошибки, связ анные с тремя причинами: влиянием свер стников, ролью семьи и личн остными хара ктеристиками.
4 этап. Ошибки связанные с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. Факторы, влияющие на выбор профессии:
- позиция свер стников. Иногда подр остки выбирают проф ессию «за компанию», либо по мест оположению вуза или пред приятия; личные проф ессиональные пред почтения — то, что является потр ебностью подростка;
- позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;
- позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подр остка своим авто ритетом;
- спос обности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они спос обствовали наил учшему выбору профессии;
- уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...
Важную роль в выборе проф ессии играет инфо рмированность, ведь у подр остка на слуху и на виду выбор проф ессий небольшой. В мире проф ессий помогает сори ентироваться изучение проф ессиограмм, возр астает интерес к ранее неиз вестным проф ессиям. Изби рательной напр авленностью, побу ждающей зани маться опре деленной деят ельностью назы вается скло нность. В ее основе лежит желание усов ершенствовать умения и навыки, связ анные с этой проф ессиональной деят ельностью. Проф ориентация — это комплекс психолого-педа гогических меро приятий, напр авленных на опти мизацию процесса труд оустройства в соот ветствии с сфор мированными спос обностями, скло нностями, желаниями, а также с учетом потр ебностей в спец иальностях на рынке труда.
Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своими природными задатками».
Для правильного выбора профессии психология выделяет основные факторы:
- Правильная самооценка подростка, его желаний, способностей, наклонностей, интересов, ограничений и возможностей;
- Наличие начальных умений и знаний в области выбираемой профессии;
- Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Важным моментом профориентации является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.
Наиболее распространенными ошибками и трудностями у молодых людей и подростков при профотборе оказываются:
- Руководство в выборе, основанное на информации из предвзятых или неверных источников информации;
- Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
- Недооценка или переоценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
- Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
- Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
- Давление со стороны авторитетных для школьника и подростка людей, руководство при профориентации эмоциональной составляющей;- Наличие стереотипов;
- Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
- Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию. Различные проблемы поведения и формирования подростков. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.
В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильного выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.