СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности профессионального самоопределения подрастающего поколения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудности профессионального самоопределения подрастающего поколения»

Беспалова Надежда Андреевна


Трудности профессионального самоопределения

подрастающего поколения


Подростковый возраст это сложный период в жизни подростка, поэтому на родителей и педагогов возлагается ответственность за будущее обучающихся и за то, чтобы ребенок верно определил свой профессиональный жизненный путь. На выбор профессии влияет множество разных факторов: свои потребности, самооценка, способности ребёнка, мечты, состояние здоровья, темперамент интересы и другие. Выбор профессии - это сложный процесс, любая профессия - сложный мир, где нужны годы обучения, адаптация, приспособление к множеству разных условий и факторов, поэтому перед выбором профессии необходимо заранее знать из каких профессий выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Современное профессиональное самоопределение проходит двумя путями:

- процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Этот путь профессионального развития более адекватный и приводит обучающегося к успеху в профессии.

– процесс профессионального самоопределения, где учитываются лишь социально - психологические и социальные факторы, а личностные особенности не доминируют. То есть профессиональный путь строится на стимуляции и внешней мотивации. Субъект в данном случае полузависим от окружающих в своем профессиональном становлении.

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности.

Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

- зарождение профессиональных намерений в соответствии со своими личными потребностями и с общественными;

- целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На данном этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

- вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство со служебными обязанностями, с условиями труда, вхождение в коллективные отношения;

- реализация профессиональных устремлений. Творческий подход, уровень мастерства, отношение к труду.

Ошибки совершаемые подростком применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап. Ошибка в том, что обучающийся изначально ищет учебное учреждение, в котором бы он хотел учиться, а только потом уже начинает выбирать профессию в данном заведении.

- несвоевременность выбора. У подростков не хватает времени, чтобы осуществить выбор профессии.

- ощущение отсутствия в необходимости выбора профессии у обучающегося. К примеру все родственники у подростка имеют профессию педагога, эта профессия является традицией. И родители настаивают на сохранности традиции, вопреки нежелания ребёнка двигаться в данном направлении.

2 этап. Самооценка подростка при выборе профессии играет огромное значение. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап. Сбор необходимой информации является важным этапом в принятии решения о выборе желаемой профессии. На данном этапе могут возникнуть сложности и ошибки, связанные с тремя причинами: влиянием сверстников, ролью семьи и личностными характеристиками.

4 этап. Ошибки связанные с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. Факторы, влияющие на выбор профессии:

- позиция сверстников. Иногда подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия; личные профессиональные предпочтения — то, что является потребностью подростка;

- позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

- позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

- способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

- уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...

Важную роль в выборе профессии играет информированность, ведь у подростка на слуху и на виду выбор профессий небольшой. В мире профессий помогает сориентироваться изучение профессиограмм, возрастает интерес к ранее неизвестным профессиям. Избирательной направленностью, побуждающей заниматься определенной деятельностью называется склонность. В ее основе лежит желание усовершенствовать умения и навыки, связанные с этой профессиональной деятельностью. Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с сформированными способностями, склонностями, желаниями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своими природными задатками».

Для правильного выбора профессии психология выделяет основные факторы:

- Правильная самооценка подростка, его желаний, способностей, наклонностей, интересов, ограничений и возможностей;

- Наличие начальных умений и знаний в области выбираемой профессии;

- Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Важным моментом профориентации является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.

Наиболее распространенными ошибками и трудностями у молодых людей и подростков при профотборе оказываются:

- Руководство в выборе, основанное на информации из предвзятых или неверных источников информации;

- Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;

- Недооценка или переоценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;

- Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;

- Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;

- Давление со стороны авторитетных для школьника и подростка людей, руководство при профориентации эмоциональной составляющей;- Наличие стереотипов;

- Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;

- Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию. Различные проблемы поведения и формирования подростков. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильного выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.