СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Конспект урока русского языка в 11 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И" поможет учителю при подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Конспект урока русского языка в 11 классе)»

Конспект урока русского языка в 11 классе

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.

(Подготовка к ЕГЭ)»

Ход урока

Словарная работа

А) Орфография:

Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.

Б) Словообразование:

Беспристрастный ( пристрастный; приставочный)

Во-вторых (второй; приставочно-суффиксальный)

Поневоле ( неволя; приставочно-суффиксальный

В) Лексика:

Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Укрепление, сплачивание чего-нибудь (КОНСОЛИДАЦИЯ)

Необходимость выбора между взаимоисключающими возможно (АЛЬТЕРНАТИВА)

Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)

Г) Фонетика.  Указать слова, в которых звуков больше, чем букв.

Работа по теме урока.

·  На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

·  Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

·  Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

·  Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

·  Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутстви запятой перед этим союзом.

Теория и практикум:

Запятая перед союзом И ставится

А) В простом предложении:

- между однородными членами перед повторяющимся союзом

Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой. (С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

- между частями сложносочиненного предложения

Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)

Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин)

- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится

А) В простом предложении:

- между однородными членами с одиночным союзом.

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

- между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения

Там синь и полымя воздушней и легко дымней пелена. (С. Есенин)

- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)

Упражнение для закрепления

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом. [— =], и [= — ]. ССП

2 Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

И над пашнею счастливо созревают зеленя. [= — и —], и [ = — ]. ССП

3 Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы. [ = — ], и [= — ]. ССП

4 Брожу по улицам и лужам

Осенний день пуглив и дик. [ = -·- и -·-], [ — = и = ]. БСП

5 Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт. [ — = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.

6 Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр. (С. Есенин)

[ — = и, | - · - |, = -·- и -·- -- и -- ].

!!! Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Работа с текстом.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта. Итак, выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Марченко.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки. (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Вопросы к предлагаемому тексту (работа в группах).

1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста

А) Природа в поэзии Есенина Б) Певец Весны В) Мир есенинских красок Г) Последний поэт деревни

2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ? А) Чем покорил своих читателей Есенин? Б) Каковы характерные черты есенинского стиля? В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?

3. Определите функцию союза И, объясните расстановку знаков препинания в предложениях 1, 3, 5,12, 13, 16.

Тестовое задание.

1.  В каком случае союз И соединяет части ССП?

А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2.  В каком случае перед союзом И нужна запятая?

А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

Г) Тишина и безлюдье.

3.  В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4.  Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Оглушительно бил гром ( ) и сверкали страшные молнии.

А) Простое с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Б) Простое с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочинённое, перед союзом И нужна запятая.

Г) Сложносочинённое, перед союзом И запятая не нужна.

Подведение итогов урока.

Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.

Заполнение таблицы:

Запятая перед союзом И ставится

Запятая перед союзом И не ставится








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!