Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Б-ГСОШ № 12
________________М.Б. Чичкала
Приказ №________от «___»_______2022г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности для 9,11 классов
«Трудные вопросы орфографии: подготовка к ГИА»
Срок реализации программы- 1 год
Возраст обучающихся-15-17лет
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Жидкова Ю.А.
х.Балко-Грузский
2022-2023уч.г.
Рабочая программа: «Трудные вопросы орфографии: подготовка к ГИА»
Вид: дополнительный
Направленность образовательной программы:естественно-научная
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « ___» ______2022г., протокол № ____
Согласовано:
Зам.директора по УВР
_____________Н.С. Калина
«___»______________2022г
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
1.Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
4. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
-СанПиНа 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
-Приказа Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
-Проекта Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
-Конвенции о правах ребенка;
-Уставом МБОУ Б-ГСОШ № 12
9.Положение МБОУ Б-ГСОШ №12 «О дополнительном образовании детей»
В настоящее время перед выпускниками основной школы стоит задача успешной сдачи ОГЭ. Одним из эффективных способов подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку является внеурочная деятельность.
Данная программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык 5 – 9 классы», Власенков А.В. Русский язык 11 класс уу- М.: Просвещение, 2021)
Руководитель вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование - менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств, от нас независящих (погода, наличие праздничных и выходных данных государством и т.д.).
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2022-2023 уч.год, наличием выходных и праздничных дней на 2022-2023 уч.год (23.02., 24.02., 8.03., 1.05, 8.05., 9.05.), расписанием учебных занятий МБОУ Б-ГСОШ №12 в условиях пятидневной рабочей недели программа будет реализована в объеме 34 часов.
Место курса по выбору: программа курса рассчитана на 34 часа, (из расчёта 1 час в неделю), 34 недели.
Цель курса:
повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ,ЕГЭ;
оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста;
- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
- формировать навыки литературной и правописной правки текста.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка:
морфемика и словообразование,
грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
лексика,
текстоведение и речеведение;
реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:
по орфографии и пунктуации,в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
в извлечении основной информации,в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,ЕГЭ
в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,в знании выразительных средств русской речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
личностные:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
-осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту родного языка, уважительное отношение к нему и гордость за него;
-достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе устного и письменного общения;
метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- аудирование и чтение (адекватное понимание информации, владение разными видами чтения, способность извлекать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета;
- говорение и письмо (способность определить цели предстоящей деятельности, способность участвовать в речевом общении, способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение находить орфографические, грамматические и речевые ошибки. Умение выступать перед аудиторией).
2) Применение приобретённых знаний в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство приобретения знаний по другим предметам.
3) Коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
предметные:
1) Овладеть знаниями об основных признаках текста, средствах и видах связи предложений в тексте, типы текстов, практических стилях речи и их признаках, видах тропов и стилистических фигур.
2)Владеть навыками определения темы, идеи и проблематики текста, выявления авторской позиции, выражения своего отношения к проблеме исходного текста, определения изобразительно-выразительных средств художественного текста.
Программа курса состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.
Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста
1. Нормативная база ОГЭ, ЕГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ, ЕГЭ. Правила заполнения бланков. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (9, 27).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Модуль 2. Работа над частью 2 (тесты ч.1-21, 22-26)
Задания части теста связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).
6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
7. Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
8. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.
10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
11.Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ, ЕГЭ (часть тест)
Модуль 3 (ч.3)
15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
16. Контроль знаний (часть сочинение) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ,ЕГЭ (задание 9,27)
17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Трудные вопросы орфографии: подготовка к ГИА»
9,11 классы
№ п/п | Разделы, темы программы | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Дата проведения |
теория | практика | по плану | фактически |
1 | Модуль 1. Нормативная база ОГЭ, ЕГЭ, структура и содержание КИМов | 1 | | презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов | 2.09 | |
2 | Работа над частью 1 (изложение). Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста. | 1 | | работа с текстом слушание и осмысление прочитанного текста | 9.09 | |
3 4 | Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста. | 1 | 1 | работа с текстом выделение микро- и макротемы составление алгоритмов | 16.09 | |
5 | Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | | 1 | написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя | 23.09 30.09 | |
6 7 | Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание сжатого изложения. Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий. | | 2 | практикум по написанию и анализу сжатого изложения | 7.10 14.10 | |
8 9 | Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами А, В Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | | 2 | Работа с тестом, заполнение бланков | 21.10 28.10 | |
10 11 12 13 14 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 1 | 4 | Работа с тестом, заполнение бланков | 11.11 18.11 25.11 2.12 9.12 | |
15 16 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | | 2 | практикум работа со словарём | 16.12 23.12 | |
17 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | | 1 | Работа с тестом, заполнение бланков | 30.12 | |
18 | Словосочетание. | | 1 | Работа с тестом, заполнение бланков | 13.01 | |
19 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания. | | 1 | работа в группах составление схем | 20.01 | |
20 21 22 23 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1 | 3 | Составление схем, переработка предложений | 27.01 3.02 10.02 17.02 | |
24 25 26 27 | Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | 3 | составление схем предложений, практикум | 3.03 10.03 27.03 31.03 | |
28 | Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 2), ЕГЭ (1-21) | | 1 | практикум | 7.04 | |
29 30 31 32 | Модуль 3 (ч.3) Структура сочинения-рассуждения. Формулируем тезис. Аргументы в сочинении-рассуждении. Заключение сочинения-рассуждения. Практическое занятие. | 1 | 3 | алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, коллективная работа, практикум | 14.04 21.04 28.04 5.05 | |
33 | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии сочинения. | | 1 | Написание сочинения-рассуждения | 12.05 | |
34 | Анализ работ по критериям. Итоговое занятие. | | 1 | анализ и редактирование работ коллективная работа | 19.05 | |
| Итого | 7 | 27 | 34 часа | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2022 Русский язык. 9 класс. – М., 2022.
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2022.
Оганесян С.С. Культура речевого общения//Русский язык в школе. - № 5. – М., 2022.
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2022.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2022.
Роль художественных средств в тексте. – Омск, 2022.
Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д - М., 2022.
Словарь литературоведческих терминов. – М., 2021.
kruqosvet.ru
langrus.ru
personalshoppinq.su
Другие Интернет-ресурсы.
13