СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные вопросы орфографии (подготовка к ГИА)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для подготовки к ГИА

Просмотр содержимого документа
«Трудные вопросы орфографии (подготовка к ГИА)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Б-ГСОШ № 12

________________М.Б. Чичкала


Приказ №________от «___»_______2022г



Рабочая программа

по внеурочной деятельности для 9,11 классов

«Трудные вопросы орфографии: подготовка к ГИА»


Срок реализации программы- 1 год

Возраст обучающихся-15-17лет




Составитель:

учитель русского языка и литературы

Жидкова Ю.А.





х.Балко-Грузский

2022-2023уч.г.

Рабочая программа: «Трудные вопросы орфографии: подготовка к ГИА»

Вид: дополнительный

Направленность образовательной программы:естественно-научная

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « ___» ______2022г., протокол № ____


Согласовано:

Зам.директора по УВР

_____________Н.С. Калина

«___»______________2022г




1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

1.Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);

3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

4. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

-СанПиНа 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

-Приказа Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

-Проекта Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;

-Конвенции о правах ребенка;

-Уставом МБОУ Б-ГСОШ № 12

9.Положение МБОУ Б-ГСОШ №12 «О дополнительном образовании детей»

В настоящее время перед выпускниками основной школы стоит задача успешной сдачи ОГЭ. Одним из эффективных способов подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку является внеурочная деятельность.

Данная программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык 5 – 9 классы», Власенков А.В. Русский язык 11 класс уу- М.: Просвещение, 2021)

Руководитель вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование - менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств, от нас независящих (погода, наличие праздничных и выходных данных государством и т.д.).

В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2022-2023 уч.год, наличием выходных и праздничных дней на 2022-2023 уч.год (23.02., 24.02., 8.03., 1.05, 8.05., 9.05.), расписанием учебных занятий МБОУ Б-ГСОШ №12 в условиях пятидневной рабочей недели программа будет реализована в объеме 34 часов.

Место курса по выбору: программа курса рассчитана на 34 часа, (из расчёта 1 час в неделю), 34 недели.

Цель курса:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;

  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ,ЕГЭ;

  • оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.

Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста;

- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
- формировать навыки литературной и правописной правки текста.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка:

    • морфемика и словообразование,

    • грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),

    • лексика,

    • текстоведение и речеведение;

реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:

  • по орфографии и пунктуации,в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,

  • в извлечении основной информации,в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,ЕГЭ

  • в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,в знании выразительных средств русской речи.


Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).

Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.







Требования к уровню подготовки обучающихся:

личностные:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

-осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту родного языка, уважительное отношение к нему и гордость за него;

-достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе устного и письменного общения;

метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- аудирование и чтение (адекватное понимание информации, владение разными видами чтения, способность извлекать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета;

- говорение и письмо (способность определить цели предстоящей деятельности, способность участвовать в речевом общении, способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение находить орфографические, грамматические и речевые ошибки. Умение выступать перед аудиторией).

2) Применение приобретённых знаний в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство приобретения знаний по другим предметам.

3) Коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

предметные:

1) Овладеть знаниями об основных признаках текста, средствах и видах связи предложений в тексте, типы текстов, практических стилях речи и их признаках, видах тропов и стилистических фигур.

2)Владеть навыками определения темы, идеи и проблематики текста, выявления авторской позиции, выражения своего отношения к проблеме исходного текста, определения изобразительно-выразительных средств художественного текста.

Программа курса состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.

Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста

1. Нормативная база ОГЭ, ЕГЭ, структура и содержание КИМов.

2. Речеведческий анализ текста.

3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.

4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).


Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.

1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.

2. Повторение морфологии.

4. Повторение синтаксиса и пунктуации.

5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.


Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.

2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.

3. Реализация коммуникативного замысла.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ, ЕГЭ. Правила заполнения бланков. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (9, 27).

2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.

Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).

4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).

5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.

Модуль 2. Работа над частью 2 (тесты ч.1-21, 22-26)

Задания части теста связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).

6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.

Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).

7. Повторение морфологии.

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.

Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.

Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.

Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.

8. Лексика и фразеология.

Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.

9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.

10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

11.Повторение синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.

12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.

13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).

14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ, ЕГЭ (часть тест)

Модуль 3 (ч.3)

15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.

16. Контроль знаний (часть сочинение) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ,ЕГЭ (задание 9,27)

17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.




КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Трудные вопросы орфографии: подготовка к ГИА»


9,11 классы


№ п/п

Разделы, темы программы

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

теория

практика

по плану

фактически

1

Модуль 1.

Нормативная база ОГЭ, ЕГЭ, структура и содержание КИМов

1

 

презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов

2.09


2

Работа над частью 1 (изложение).

Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста.

1


работа с текстом
слушание и осмысление прочитанного текста

9.09


3

4

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста.

1

1

работа с текстом

выделение микро- и макротемы

составление алгоритмов

16.09


5

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

 

1

написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя

23.09

30.09



6

7

Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание сжатого изложения.

Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.

 

2

практикум по написанию и анализу сжатого изложения

7.10

14.10



8

9

Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами А, В

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.


 

2

Работа с тестом, заполнение бланков

21.10

28.10


10

11

12

13

14

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.


4

Работа с тестом, заполнение бланков

11.11

18.11

25.11

2.12

9.12


15

16

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению.

 

2

практикум

работа со словарём

16.12

23.12


17

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных

окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.



1

Работа с тестом, заполнение бланков

30.12


18

Словосочетание.

 

1

Работа с тестом, заполнение бланков

13.01


19

Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания.

 

1

работа в группах

составление схем

20.01


20

21

22

23

Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.


3

Составление схем, переработка предложений

27.01

3.02

10.02

17.02


24

25

26

27

Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.

1

3

составление схем предложений, практикум

3.03

10.03

27.03

31.03



28

Контроль знаний. Тест в формате
ОГЭ (часть 2), ЕГЭ (1-21)

 

1

практикум

7.04


29

30


31

32

Модуль 3 (ч.3)

Структура сочинения-рассуждения.

Формулируем тезис. Аргументы в сочинении-рассуждении. Заключение сочинения-рассуждения. Практическое занятие.

1

3

алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, коллективная работа, практикум

14.04

21.04

28.04

5.05



33

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии сочинения.

 

1

Написание сочинения-рассуждения

12.05


34

Анализ работ по критериям. Итоговое занятие.

 

1

анализ и редактирование работ
коллективная работа

19.05


 

Итого

7

27

34 часа

















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2022 Русский язык. 9 класс. – М., 2022.

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2022.

Оганесян С.С. Культура речевого общения//Русский язык в школе. - № 5. – М., 2022.

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2022.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2022.

Роль художественных средств в тексте. – Омск, 2022.

Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д - М., 2022.

Словарь литературоведческих терминов. – М., 2021.

kruqosvet.ru

langrus.ru

personalshoppinq.su

Другие Интернет-ресурсы.









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!