СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Трудные времена на русской земле" куратор Ванюшина Елена Евгеньевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Трудные времена на русской земле" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Трудные времена на русской земле" куратор Ванюшина Елена Евгеньевна»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»




КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

МБОУ «СОШ №37» г. Астрахани

Класс 4 «В», Тема: Трудные времена на Русской земле.





Выполнила студентка 3 «А» группы:
Калиева З.Е.

Проверил учитель
Кавазова Г.Н.

Методист АСПК:

Осипова Л.В.

Оценка за урок: __________________



Астрахань, 2021

Класс: 4 «В».

УМК: «Школа России», учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир».

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: Трудные времена на Русской земле

Цель: познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским;

Планируемые результаты:

Предметные:

- Формировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества;

- Формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны;

- Формировать познавательный интерес к историческим материалам.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Определять цель деятельности на уроке;

- Выполнять задание по отбору материала к данной теме;

- Адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

- Воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- Формировать у учащихся стремление больше узнавать об истории своей Родины;

- Проводить ознакомительную работу с понятиями «Золотая Орда», «дань», «крестоносцы».

Коммуникативные:

- Участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;

- Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Личностные:

- Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям в группе;

- Понимать причину успеха в учебной деятельности.

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, доска, дидактический материал, видео физкультминутки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Залина Ерболатовна, и сегодня урок окружающего мира проведу я. Проверьте, все ли приготовлено к уроку? Теперь тихо садитесь на место.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.





Проверяют готовность к уроку.


Слушают учителя.

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке. Достаньте листочки на доске будут вопросы и варианты ответов. Нужно записать номер вопроса и вариант ответа буквой.

1. Летопись — это:
а) запись важнейших событий
б) первая рукописная книга
в) славянская азбука
2. На Руси первые книги писали на:
а) папирусе
б) бересте
в) пергамене
3. Славянскую азбуку создали:
а) Минин и Пожарский
б) Кирилл и Мефодий
в) Геродот и Нестор

 

4. Киноварь — это краска:
а) зеленого цвета
б) оранжево-красного цвета
в) голубого цвета
5.Как назывались заостренные палочки для письма?
а) скребок
б) писала
в) ручка

-Теперь выполним взаимопроверку, обменяйтесь листочками и проверьте.

-На предыдущих уроках мы начали знакомство с историей Древней Руси. Мы узнали о крещении Руси, о возникновении крупных городов. Русь расцветала.  Расширялись территории, строились новые города. В XII–XIII веках наша Русь-Матушка разбивалась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга.

- А сегодня мы окажемся  в XIII веке и тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле».

Постановка учебной задачи.

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Подберите синонимы к слову трудные.

- Как вы думаете, почему времена тяжкие?

- Какие задачи мы должны поставить перед уроком?


 



















Выполняют взаимопроверку.









-Почему времена трудные.

-Тяжкие.

-Потому что был распад и воины.

-Узнать почему времена были тяжкие.

Открытие нового знания

-Ребята, какой век мы изучаем?

-А кто знает, как относятся большинство людей к этой цифре?

-13 век принёс трудности Руси, Русь была на грани рузрухи.

В XIIIвеке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Это были кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Жили монголы в юртах - лёгких домах, сделанных из жердей и войлока. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод. Они редко жили в мире и согласии даже между собой, а с другими племенами и народами враждовали постоянно. Их считали жестокими и свирепыми людьми.

Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Монголы были хорошими наездниками и умелыми воинами. Их дети уже с 2-3 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них. Откройте учебник на стр. 60 и сравните вооружение русского и монгольского воина. Но монгольское войско сильно было не только своей конницей. У него были совершенно новые виды оружия, которого не было у русских. Оружие русских воинов Оружие монгольских воинов

Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привёл к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Рассмотрите карту и проследите последовательность нашествия Батыя на Русь.

Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Семь недель враги штурмовали маленький город Козельск. 4000 монголов были убиты под стенами этого города, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли.

В 1240 году был разграблен и разрушен Киев. Батый основал огромное и пёстрое по национальному составу государство – Золотую Орду. Его центром стал город Сарай (по-монгольски это слово означает «дворец»). Хотя коренные русские земли не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от неё: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

Более двухсот лет властвовали монголо-татары на русской земле. Только в 1480 году Русская земля окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

-13 век

-С опасением, страхом.


Физкультминутка

Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте)

Руки за спину положим, (Руки за спину)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10 раз)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши)

Топаем ногами. (Топаем ногами)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши)

-Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу.

Дети встают из-за своих парт и повторяют движения за учителем.


-Но не только монголы нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Мудрого. . Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году по приказу папы Римского, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов. Новгород оставался единственным городом, не разрушенным монголами. Его стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы.

-Откройте учебник на странице 62. Прочитайте















































-Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестонбсцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).


Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Ярославич с дружиной. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову 15 июля 1240 года.

За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.


Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.


В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.


Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.



Итог урока. Рефлексия

-Ребята, давайте с вами немного поиграем «Захват кочевниками вашего города»

-Вы являетесь жителями этого замка. Ваша задача защитить его. Что защищает этот замок? (забор, ров с водой)

-Я буду кочевником, моя задача его захватить. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если вы не ответите на два вопроса, я перейду через ров. Если вы не ответите еще на 1 вопрос, я перейду через забор.

А если еще на 2 вопроса не ответите, то я захвачу ваш замок.

-Кто возглавил Русь? (Хан Батый)

-Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли)

-Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?( Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском)

-В каком году был захвачен Киев? (В 1240 г. он был захвачен и разрушен.)

- Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда)

- Вспомни название озера, на котором князь Александр разбил крестоносцев (Чудское)

-В каком году была Невская битва (15 июля 1240 года)

- Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами? (Невский)

- Когда состоялось Ледовое побоище? (5 апреля 1242 года)

- Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал. (доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

-Какие города потерпели поражение первыми(Рязань Владимир Козельск)

-Вы большие молодцы. Ответили на вопросы верно. Вам удалось защитить замок.

-Таким образом, Александр Невский – великий человек. Он был возведён в лик святых . Во многих городах ему были поставлены памятники .Не так давно на первом канале проходил проект «Имя России». Именем России был выбран Александр Невский. Роль Александра в истории нашей страны трудно переоценить.

- Ребята, заполните карточки


Закончите начатое предложение.

• Сегодня на уроке я узнал...

• Сегодня я удивился...

• Теперь я могу...

• Было трудно...

• Мне захотелось...

• Я поставил себе на уроке отметку..., потому что...

• Я считаю, что дома мне надо..., так как...

-Всем спасибо за урок. До свидания!