СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Трудные времена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру - 4 класс

Просмотр содержимого документа
«"Трудные времена"»

Тема: «Трудные времена на русской земле»


Тип урока: Изучение нового материала.


Цель: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать умение работать с картой, воспитывать любовь к Родине.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: рассказать о трудных временах на русской земле, сформировать у учеников представление о военном деле на Руси, познакомить учеников с героическими страницами истории Отечества, рассказать о нашествии Батыя и о князе Александре Невском.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определить наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из текста.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать чувство гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительно относится к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.


Формы и методы обучения: индивидуальная, коллективная, фронтальная; словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические (работа с картой).


Образовательные ресурсы: учебник 4 класс 2 часть А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова; рабочая тетрадь.


Ход урока.


Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Сегодня мы с вами изучим тему «Трудные времена на русской земле».


Актуализация знаний

- Но вначале мы с вами проверим домашнее задание. Дома вам нужно было выучить тему «Из книжной сокровищницы Древней Руси».


Вопросы:

1).Что представляли собой рукописные книги?

(Страницы в рукописных книгах были пергаментными, они изготавливались из телячьей кожи. Для письма приготавливали коричневые или черные чернила. Для украшения рукописей использовали краски. Чаше всего это были киноварь – краска оранжево-красного цвета и охра – краска желтого цвета. Книги были великолепно украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками – заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплетам приделывали застежки – кожаные ремешки с петлями. Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем.)


2). Что такое летопись? Кто ее вел? (Летописи – это записи о важнейших событиях, происходивших в Древней Руси. Велись летописи по годам. Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Летописцы – Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Повесть временных лет.)


3). Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?


Учитель задает ученикам вопросы по заданной теме.

- Кто создал славянскую азбуку?

- Что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси?

Ученики отвечают на вопросы с места.


Постановка цели урока


- А сейчас, ребята, мы займемся с вами изучением новой темы. Сегодня вы узнаете о нашествии Батыя, а также о князе Александре Невском.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Александр Ярославович Невский родился в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии.

В 1236 году он был посажен на новгородское княжение. В первые годы своего княжения Александру пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. Для этого Александр построил несколько крепостей.

Но 15 июля 1240 года звон мечей разорвал тишину этих мест. Большое шведское войско на кораблях вошло в реку Неву. Узнав о действиях неприятеля, князь с дружиной поспешили им навстречу. В сражении на реке Неве шведы были разбиты. Новгородского князя после этой победы стали называть Невским. Под этим именем его и сейчас помнят и чтят потомки. Было тогда Александру Ярославовичу 20 лет.

Через два года вторгся на Русскую землю новый враг – немецкие рыцари – конные воины, закованные в железные доспехи. Они захватили город Псков. Угроза нависла над Новгородом. И опять призвали новгородцы на помощь князя Александра Невского.

Зная повадки врага, решил князь дать бой на льду Чудского озера. Эта битва произошла 5 апреля 1242 года. Русские войска повёл в бой храбрый князь Александр Невский. «Помните, у них – сила, а у нас – правда, и мы победим», - такими словами напутствовал Невский своих ратников. Немцы, одетые в металлические доспехи, двинулись острым клином, выставив вперёд копья, навстречу нашим воинам.

Александр Невский придумал для клина ловушку. Он поставил самые сильные отряды по краям. Немцы оказались в окружении и стали отступать на лёд Чудского озера. Лёд треснул, и тяжёлые доспехи потянули врагов на дно озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».

После сражения Александр Невский и его дружина со славой вернулись во Псков (Псков в то время входил в состав Новгородской республики). Колокольным звоном встречали псковичи победителей. И навсегда запомнились им слова Александра Невского, сказанные в тот день: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет».

Именно во Пскове 23 июля 1993 года открыт памятник князю Александру Невскому в честь победы над немецкими рыцарями на Чудском озере.


Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

- Откройте страницу 60 и рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.)

Рассказ учителя продолжается.


Физминутка:


Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

- Присаживайтесь.


Продолжение новой темы. Рассказ учителя.

Учитель ведет рассказ, ученики внимательно слушают.

По ходу рассказа учитель задает вопрос ученикам, они отвечают.

Закрепление ранее изученного материала.


- А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Открываем рабочие тетради на странице 20 и выполняем задание, при выполнении этого задания можете воспользоваться картой изображенной в учебнике на странице 61.

Кто выполнит, покажите свою готовность – поднимите руку.

- Теперь выполните задание под номером 3 в рабочих тетрадях.

Ученики выполняют задания, которые задает учитель.

Учитель интересуется - у всех ли получается, все ли поняли задание.


Учитель подходит к ученикам и проверяет правильность выполнения заданий.


Рефлексия.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

После какого события князя Александра Ярославовича стали называть Невским. Сколько лет ему тогда было?

Где и когда произошла решающая битва с немецкими рыцарями?

Как Невский одержал победу на Чудском озере?

Подумайте, почему битву на Чудском озере назвали Ледовым побоищем?

Какие слова Александра Невского запомнились навсегда?

Итог урока.

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Поднимите руку, кому понравился урок.

- Кто старался?


.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!