Тема: «Трудные времена на русской земле»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать умение работать с картой, воспитывать любовь к Родине.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: рассказать о трудных временах на русской земле, сформировать у учеников представление о военном деле на Руси, познакомить учеников с героическими страницами истории Отечества, рассказать о нашествии Батыя и о князе Александре Невском.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определить наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из текста.
Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать чувство гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительно относится к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
Формы и методы обучения: индивидуальная, коллективная, фронтальная; словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические (работа с картой).
Образовательные ресурсы: учебник 4 класс 2 часть А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова; рабочая тетрадь.
Ход урока.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Сегодня мы с вами изучим тему «Трудные времена на русской земле».
Актуализация знаний
- Но вначале мы с вами проверим домашнее задание. Дома вам нужно было выучить тему «Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Вопросы:
1).Что представляли собой рукописные книги?
(Страницы в рукописных книгах были пергаментными, они изготавливались из телячьей кожи. Для письма приготавливали коричневые или черные чернила. Для украшения рукописей использовали краски. Чаше всего это были киноварь – краска оранжево-красного цвета и охра – краска желтого цвета. Книги были великолепно украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками – заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплетам приделывали застежки – кожаные ремешки с петлями. Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем.)
2). Что такое летопись? Кто ее вел? (Летописи – это записи о важнейших событиях, происходивших в Древней Руси. Велись летописи по годам. Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Летописцы – Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Повесть временных лет.)
3). Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?
Учитель задает ученикам вопросы по заданной теме.
- Кто создал славянскую азбуку?
- Что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси?
Ученики отвечают на вопросы с места.
Постановка цели урока
- А сейчас, ребята, мы займемся с вами изучением новой темы. Сегодня вы узнаете о нашествии Батыя, а также о князе Александре Невском.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Александр Ярославович Невский родился в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии.
В 1236 году он был посажен на новгородское княжение. В первые годы своего княжения Александру пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. Для этого Александр построил несколько крепостей.
Но 15 июля 1240 года звон мечей разорвал тишину этих мест. Большое шведское войско на кораблях вошло в реку Неву. Узнав о действиях неприятеля, князь с дружиной поспешили им навстречу. В сражении на реке Неве шведы были разбиты. Новгородского князя после этой победы стали называть Невским. Под этим именем его и сейчас помнят и чтят потомки. Было тогда Александру Ярославовичу 20 лет.
Через два года вторгся на Русскую землю новый враг – немецкие рыцари – конные воины, закованные в железные доспехи. Они захватили город Псков. Угроза нависла над Новгородом. И опять призвали новгородцы на помощь князя Александра Невского.
Зная повадки врага, решил князь дать бой на льду Чудского озера. Эта битва произошла 5 апреля 1242 года. Русские войска повёл в бой храбрый князь Александр Невский. «Помните, у них – сила, а у нас – правда, и мы победим», - такими словами напутствовал Невский своих ратников. Немцы, одетые в металлические доспехи, двинулись острым клином, выставив вперёд копья, навстречу нашим воинам.
Александр Невский придумал для клина ловушку. Он поставил самые сильные отряды по краям. Немцы оказались в окружении и стали отступать на лёд Чудского озера. Лёд треснул, и тяжёлые доспехи потянули врагов на дно озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».
После сражения Александр Невский и его дружина со славой вернулись во Псков (Псков в то время входил в состав Новгородской республики). Колокольным звоном встречали псковичи победителей. И навсегда запомнились им слова Александра Невского, сказанные в тот день: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет».
Именно во Пскове 23 июля 1993 года открыт памятник князю Александру Невскому в честь победы над немецкими рыцарями на Чудском озере.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
- Откройте страницу 60 и рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.)
Рассказ учителя продолжается.
Физминутка:
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
- Присаживайтесь.
Продолжение новой темы. Рассказ учителя.
Учитель ведет рассказ, ученики внимательно слушают.
По ходу рассказа учитель задает вопрос ученикам, они отвечают.
Закрепление ранее изученного материала.
- А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Открываем рабочие тетради на странице 20 и выполняем задание, при выполнении этого задания можете воспользоваться картой изображенной в учебнике на странице 61.
Кто выполнит, покажите свою готовность – поднимите руку.
- Теперь выполните задание под номером 3 в рабочих тетрадях.
Ученики выполняют задания, которые задает учитель.
Учитель интересуется - у всех ли получается, все ли поняли задание.
Учитель подходит к ученикам и проверяет правильность выполнения заданий.
Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
После какого события князя Александра Ярославовича стали называть Невским. Сколько лет ему тогда было?
Где и когда произошла решающая битва с немецкими рыцарями?
Как Невский одержал победу на Чудском озере?
Подумайте, почему битву на Чудском озере назвали Ледовым побоищем?
Какие слова Александра Невского запомнились навсегда?
Итог урока.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Поднимите руку, кому понравился урок.
- Кто старался?
.