СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные жизненные ситуации и способы их преодоления

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказывают волонтерские организации – группы подростков и старшеклассников на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой вредных зависимостей в системе “ровесник-ровеснику”.

Просмотр содержимого документа
«Трудные жизненные ситуации и способы их преодоления»

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, связанных с молодежной средой. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентациях молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением подростков.

Одной из острейших проблем современного общества является решение проблем роста злоупотреблений ПАВ, распространение ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к пагубному давлению среды требует пристального внимания, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от вредных зависимостей, вызывающих девиантное поведение. Девиантное поведение в подростковом возрасте – это не столько способ решения проблемы, сколько призыв обратить на себя внимание.

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека.

Сегодня востребован здоровый человек. Но, к сожалению, на здоровый образ жизни человека «вдохновляют» в основном его болезни, жизненные кризисы. Подростки ищут спасения от внутреннего дискомфорта: тревоги, депрессии, напряженности, одиночества. Без сформированной ответственности за собственное здоровье они не смогут воспринимать идеи здорового образа жизни. Изменить положение вещей может целенаправленная работа, которая проводится в рамках учреждений образования. Именно в школе нужно формировать ценностное отношение к здоровью, моду на здоровье, культ здорового образа жизни.

Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказывают волонтерские организации – группы подростков и старшеклассников на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой вредных зависимостей в системе “ровесник-ровеснику”.

Пример сверстника является решающим в подростковом возрасте. Волонтеры в своей работе используют принцип активного участия. Поэтому занятие необходимо строить с максимальным вовлечением подростков в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группе, ролевой игры и т.д.

Преимущества занятия:

  1. Позитивное влияние сверстников друг на друга;

  2. Большая степень доверия той информации, которая получена от сверстника;

  3. Общие интересы, общий язык, сравнимый жизненный опыт обучающего и обучаемого



Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактики воздействия вредных зависимостей, организация профилактической деятельности волонтёров, базирующаяся на активном взаимодействии с общественными и государственными организациями.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье посредством использования технологии «равный обучает равного».

  2. Повышение уровня информированности молодежи по вопросам профилактики вредных зависимостей.

  3. Повышение групповой сплоченности и оптимизация психологического климата в подростковой среде.

Целевая аудитория: подростки 14-17 лет

Принятие групповых правил:


«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.

«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.

«Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».

«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.

«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарай­тесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы "Я не понимаю" или "Может, есть другой вариант..."



Ожидаемые результаты занятия:

  1. Увеличится число учащихся, вовлеченных в систематическую работу по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных зависимостей

  2. Повысится уровень знаний в молодежной среде о доступных видах психологической поддержки





Ход занятия

  1. Вводная часть. Игровой разогрев.

Цель: Обеспечить для каждого ребенка максимально комфортное вхождение в группу, создать особую доверительную атмосферу.

Социальный педагог.    Добрый день! Началась новая эра в истории человечества! Нам с вами предстоит быть гражданами третьего тысячелетия. Молодежь — это будущее нашего мира, существующее в настоящем. Чтобы это будущее состоялось, нужно вести здоровый образ жизни. Ведь здоровье — это главная ценность человека в жизни. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Девизом нашего занятия мы взяли народную поговорку «Здоров будешь — все добудешь!» .


Волонтеры: «Мы очень рады вас приветствовать на нашем занятии! Ребята, мы приглашаем вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку!»


Упражнение «Переходящее пожелание».

Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.

Волонтеры: «Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем по кругу говорить друг другу комплименты или желать что-либо. При этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка!»

  1. Основная часть.

Социальный педагог. Притча «Нереализованные возможности».

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.

Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и воскликнул: «Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Всю свою жизнь я ждал, но ничего не произошло».

«Я не это тебе обещал, – ответил ангел. – Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил».

Человек был озадачен.

«Я не представляю, о чем ты говоришь», – сказал он.

«Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» – спросил ангел.

Человек кивнул.

«Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея через несколько лет была дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в царстве».

«И еще помнишь, – сказал ангел, – был случай, когда большое землетрясение сотрясало город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь – найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимания на призывы о помощи и остался дома».

Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.

«Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, тебя уважали бы все оставшиеся в живых в городе», – сказал ангел.

«Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»

Человек опять кивнул, но теперь в глазах стояли слезы.

«Да, мой друг, – сказал ангел, – она стала бы твоей женой, с ней бы тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».

Обсуждение:

– О чем эта притча?

– Что помешало человеку реализовать свои возможности?

– Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сожалели о неиспользованных возможностях?

3. Работа по теме занятия.

Цель: определение основных пунктов поведения человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание).

Оценивая проблему, проводя ее первичную и вторичную оценку и переоценку, человек выбирает пункты преодоления проблемной ситуации.

К основным пунктам преодоления трудной жизненной ситуации относятся:

1. Как разрешить проблему.

2. Поиск социальной поддержки.

3. Как избегать проблему.


3.1. Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.

Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история.

1) История про Мишу

Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…

2) История про Диму

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили пива и пошли гулять.

Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…



Участникам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….


3.2. Упражнение «Корзина проблем».

Цель: ознакомление с процессом оценки последствий ситуации, развитие навыков самопомощи в трудной жизненной ситуации.


Каждый участник на листочке бумаги записывает проблему, которая актуальна для него, которую пока он самостоятельно решить не может. Все листочки сворачиваются и кладутся в «корзину проблем» (можно вместо корзины использовать шляпу или коробку). Все проблемы тщательно перемешиваются. Затем друг за другом участники достают по одной проблеме и обсуждают ее уже всей группой, предлагая различные варианты решения. Человек, который написал эту проблему, имеет возможность, не раскрывая себя, рассмотреть различные варианты решения проблемы, предложенные группой.


Обсуждение:

– Воспользуетесь ли вы советом группы для разрешения своей ситуации?

– Подходит ли вам этот вариант?


3.3. Работа по теме занятия.

Упражнение «Пошаговое разрешение проблемы». Участникам предлагается обозначить какую-либо из проблем и разрешить ее по шагам, используя полученную информацию. Ведущий объясняет, что ребята могут искать пути выхода из этих ситуаций, используя следующий алгоритм (материал представляется участникам либо в распечатанном виде, либо на экране).

Алгоритм решения проблемы. Ведущий раздает участникам распечатанный вариант алгоритма для повышения эффективности работы.

1) Полезное название. Сформулируйте, в чем состоит проблема.

Важно с самого начала работы дать проблеме оптимистическое, не нагруженное отрицательными ассоциациями название, имя, прозвище. Желательно, чтобы оно было кратким, конкретным, содержащим намек на решение проблемы.

2) Полезные объяснения. Сформулируйте причины, по которым возникла данная ситуация. Если причина найдена верно, то чем это может помочь в решении проблемы? Необходимо проверить объяснение проблемы не на истинность, а на полезность, обращая внимание на свои личностные ресурсы и предложенные решения проблемы.

3) Выявление ресурсов. Для решения своих проблем человек может извлечь пользу из недоучитываемых им собственных возможностей, способностей и опыта.

– Вспомните, были ли похожие проблемы в вашей жизни раньше?

– Перечислите возможные варианты разрешения этой ситуации.

– Какие выгоды можно получить, если предпринять определенные проблемы?

  1. Какие сложности могут возникнуть в случае выбора того или иного варианта разрешения ситуации?

  2. Есть ли в вашем распоряжении необходимые условия или средства для успешного разрешения этой ситуации?

– Что из вашего опыта может помочь в решении этой проблемы?

– Что вы умеете делать хорошо?

– Что вам удается?

– Как можно использовать эти умения, качества, способности в решении проблемы?

4) Проблема как учитель.

– Что важного открыла для вас данная проблема? Чему она научила?

– Что поучительного (через несколько дней, месяцев, лет, когда у вас уже не будет проблемы) вы бы могли рассказать своим друзьям, чем могли бы поделиться?

5) Воспоминание из будущего. Пофантазируйте о своем будущем, в котором уже не будет данной проблемы. Положительное представление о будущем помогает изменить взгляд на настоящее и на прошлое, посмотреть на проблему как на переходный период, обогащающий жизнь новым опытом.

– Представьте, что произошло чудо и ваша проблема разрешилась. По каким признакам это улучшение заметили бы вы и окружающие вас люди?

– Благодаря чему стала возможна эта перемена?

– Кто из окружающих внес тот или иной вклад в разрешение проблемы?

– Кого и за что вы будете благодарить?

– Что вы скажете каждому из них?

6) Ступенька прогресса. Эта заключительная фаза алгоритма предназначена для выработки выполнимых продуктивных решений.

По 10-балльной шкале отметьте сегодняшнюю ситуацию и расскажите, что должно измениться, чтобы ситуация улучшилась на 1 балл и что он должен для этого сделать, что изменить (в себе, в отношениях с другими, в ситуации).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Хуже Идеальный

не вариант

бывает




  1. Разминка.

Упражнение «Скульптура трудной жизненной ситуации».

Цель: внимание к личности другого и осознание проявлений своей личности, развитие фантазии.

Участникам дается задание с помощью скульптуру изобразить трудную жизненную ситуацию и показать без слов её разрешение. Первый участник изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Другие участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру одним словом или предложением и достраивают ее с помощью своего тела. Все предложения записываются ведущим и при обсуждении зачитываются. Участники не разговаривают друг с другом во время выполнения упражнения.

Обсуждение:

– Получилась ли у нас изобразить трудную жизненную ситуацию?

– Было ли найдено решение проблемы?

– Какие трудности возникли при выполнении задания?

  1. Работа по теме занятия.

Цель: осознание своей способности оценивать ситуации, степени собственной ответственности, отработка навыков оценки ситуации.

Оборудование: ватман, фломастеры; плакаты с этапами оценки ситуации могут быть подготовлены заранее.

Упражнение «Остановись и подумай». Участникам предлагается записать ситуации принятия решений и проиграть их в процессе ролевой игры, где они будут должны делать реальные шаги в пространстве с шагами модели, произнося рассуждения вслух. Необходимо заранее изготовить плакат с шагами модели «Остановись и подумай».





Цель: развитие навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, анализ адекватного выбора поведенческой стратегии избегания.

1. Введение.

Притча «Протяни руку».

В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, умоляя о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего человека. «Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот мог ему помочь. «Дай мне руку!» – все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда ты сможешь его спасти».

Обсуждение:

– Смельчак хотел помочь тонущему?

– Почему он не мог осуществить свое желание?

– Каким образом можно оказать поддержку другому человеку?



4. Информационный блок.

– Стратегия избегания – это стремление любым способом уйти от проблемы, не думать о ней, забыться или переключиться на другой вид деятельности. Ее применение может быть полезным, а может быть и неадекватным, даже разрушительным. Наша задача – научиться понимать, в каких случаях использование этой стратегии полезно.

Мозговой штурм «Зачем нужна стратегия избегания?»

Участники делятся на несколько групп по некоторым признакам. Каждый раз называя эти признаки вслух (один цвет волос, один пол, день рождения зимой и т.д.).

Каждой группе дается задание привести примеры ситуаций, которых действительно следует избегать, записать их на бумаге.

– По каким признакам можно предположить, что может возникнуть ситуация, которую следует избегать?

– Какие ситуации, которых следует избегать, встречаются в жизни?

– Почему их следует избегать?

Материалы для ведущего.

При обсуждении ситуаций, требующих стратегии избегания, может понадобиться материал с предыдущего занятия «Декларация личных прав и необязанностей человека». Именно в ситуациях, нарушающих личные права и необязанности человека, необходимо использовать стратегию избегания. После обсуждения ситуаций, предложенных участниками тренинга необходимо обратить внимание участников на эти признаки.

5. Работа по теме занятия.

Одной из важных ситуаций, в которых используется стратегия избегания, это ситуации манипуляции.





  1. Упражнение «Минута».

Цель: преодоление физической и психической инертности, активизация внимания участников тренинга на работу в группе.

Оборудование: секундомер.

Ведущий предлагает членам тренинговой группы, сидящим в кругу, закрыть глаза, расслабиться и погрузиться в себя, полностью сосредоточившись на своих внутренних ощущениях и переживаниях. Затем по команде ведущего участники тренинга «засекают» минуту на своих «внутренних (биологических) часах». После того, как каждый участник тренинга решит, что минута прошла, он открывает глаза и молча наблюдает за остальными членами группы. Считается, что упражнение выполнено правильно, если участники тренинга открыли глаза в промежутке 55-65 секунд с момента, когда ведущий дал команду и включил секундомер.

. Упражнение «Волшебные ладошки».

Цель: осознание собственных отрицательных и положительных качеств, сравнение собственного мнения о себе с мнением окружающих.

Каждому участнику раздается по два листка бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листке обводит свою правую ладошку, на другом – левую ладошку. На каждом пальчике правой ладошки предлагается написать все положительные качества, на левой – отрицательные. Затем рисунки пускают по кругу, и каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка. Результаты обсуждаются группой.

3. Упражнение «Узел проблем».

Цель: выявление собственных проблем, получение каждым участником тренинга поддержки со стороны группы.

Оборудование: шнурки или куски бечевки по количеству членов группы.

Каждому из участников дается кусок веревочки, предлагается внимательно посмотреть на него, подумать над тем, с какими проблемами и трудностями он хотел бы справиться в ближайшее время. Предлагается завязать на веревке такое же количество узелков. Далее участников просят поставить задачу решить или начать решать эти проблемы во время проведения программы. Ведущий говорит, что участники на последующих занятиях должны рассказывать, как идет разрешение их проблем, с какими

6. Упражнение «Коридор поддержки».

Цель: завершение, создание доброжелательной атмосферы.

Участники образуют коридор, каждый по очереди должен пройти по коридору, остальные говорят ему комплименты, подбадривают прикосновениями.







































ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


В завершение акции на стену актового зала каждый класс наклеивает ватманы с ладошками под общим лозунгом: «Жизнь прекрасна!... Мы голосуем за жизнь!»



Как в этом мире дышится легко,

Скажите мне, кто жизнью не доволен,

Скажите, кто вздыхает глубоко,

Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет! Я должен рассказать,

Я должен рассказать опять и снова,

Как сладко жить...

Н. Гумилев



Психолог. Я думаю, что сегодняшний час здоровья прошел для вас с пользой. Вы выберете здоровье и скажите пагубным привычкам — НЕТ! 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!