Рекомендации педагогу по работе с «отверженными» подростками
Рекомендации педагогу по работе с «отверженными» детьми
Хвалить за каждое выполненное дело.
Успехи подростка обсуждать со всей группой.
Ставить в ситуацию успеха.
Давать «важные поручения» (посильные для данного подростка), которые оценила бы вся группа.
Важно вовремя поощрить подростка за проявленное старание, отметить успех.
Единство требований семьи и образовательного учреждения.
Учет индивидуальных особенностей!!!
Наказывать за проступок, объяснять причину инцидента. Искать положительное в личности подростка, в воспитании – опора на положительное.
Гармонизация отношений подростка в группе сверстников (т.е. не только ребенка нужно «поворачивать» к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох и злобен, как они о нем могли думать).
Следует четко и доступно предъявлять подростку систему педагогических требований.
Отмечать хорошие поступки
«Разумная» требовательность.
Ласковость в отношениях.
Проявляйте терпение и выдержку.
Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.
Рекомендации для педагогов по работе с «отверженными» детьми
Положение подростка в группе, его статус зависит от целого ряда причин. Это личностные качества человека, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами; интеллектуальные качества; отношение к людям; внешние данные; волевые качества; время нахождения в данной группе и многое другое.
Особенно сложным является положение подростка со статусом «отверженные», которых группа не принимает и отвергает. Главная задача для педагога - постараться создать все условия для поднятия статуса в данном коллективе. Педагог может обеспечить это, создавая такие ситуации, которые позволяют обучающимся увидеть своего одногруппника в более выгодном свете. Всем своим поведением учитель должен демонстрировать перед группой ценность каждого обучающегося, свое внимание к нему, положительное отношение. Насмешки, ирония, прерывание ответа недопустимы.
Перечислим некоторые методы воздействия, помогающие изменить статус непопулярного подростка в группе:
Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные требования.
Не злоупотреблять наказаниями.
Подчеркивать «сильные стороны» обучающегося, использовать его положительные черты, умения и навыки.
Демонстрация педагогом своего доброжелательного отношения к подростку.
Организация ситуаций, где подросток может проявить себя с хорошей стороны.
Очень важно бывает сблизить подростка с низким статусом с лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом случае его положение заметно улучшится. Для этого им можно поручить общее дело.
Но главное - это путем кропотливой воспитательной работы помочь отверженному подростку преодолеть те отрицательные черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность - драчливость, вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выработать уверенность в себе и т.д.
Подготовил педагог-психолог М.А. Яковлева