«Трудными» дети не рождаются, а становятся в процессе взросления. Конечно, не стоит исключать генетическую предрасположенность к агрессии или вспыльчивому характеру. Но в основном это происходит из-за невнимательности родителей. Когда ребенок предназначен сам себе, у него нет поддержки близких людей, он замыкается в своем придуманном мире. И для того чтобы самоутвердиться в обществе, трудный ребенок совершает необдуманные поступки, обращая на себя внимание. Вот тогда и возникают конфликты взрослых и детей. Трудные дети они чаще всего бывают агрессивными, им тяжело справится со своим характером. Они больше всего нуждаются в помощи взрослого (родителя, учителя, психолога)
Причинами отклоняющегося поведения являются:
1.борьба за внимание родителей.
2. борьба за самоутверждение.
3. жажда мщения окружающему миру, взрослым
4. неверие в свой успех.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Психологическое консультирование педагогов и родителей с целью помочь ребенку преодолеть определенные трудности.
Приобщение ребенка к спорту.
Индивидуальные и групповые работы с трудными и агрессивными детьми(упражнения, тренинги, игры, диагностики)
Организация педагогической помощи:
1. Изучение интересов и способностей детей, создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка, вовлечение в кружки, общественно полезную деятельность.
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома «неудачника»
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.
Советы родителям
«Что делать, чтобы ребенок не был агрессивен»
1 .Определите проблемы и нормализуйте семейные отношения.
2 .Ликвидируйте все агрессивные формы поведения (ребенок видит и подражает вам).
3 .Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его.
4 .Требуя что-то, учитывайте возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.
5 .Пытайтесь гасить конфликт сразу, направляя интерес ребенка в другое русло.
6 .Учите общению со сверстниками.
7 .Старайтесь предотвращать агрессивные реакции.
8 .Не внушайте ребенку, что он плохой. Это формирует низкую самооценку, затрудняет общение с внешним миром.
9 .Не используйте агрессивные меры воспитания (шлепки, угол, ремень).
10 .Не позволяйте ребенку даже нарочно стрелять в людей даже игрушечным пистолетом.
11 .Старайтесь оградить от сцен насилия не только в жизни, но и на телеэкране.
Опросные методы:
1. Различные анкеты
2. Опросник БАСА-ДАРКИ
3. Закончи предложение
Проектные методы:
1.Дом -дерево -человек
2.Методика «несуществующее животное».
3.Методика «Бумажка»
4.«Из минуса делаем плюс»
5.«Возьми себя в свои руки»
6.«Волшебный шар»
7.«Доверься»
Упражнение «Закончи предложение»
- У меня накапливается злость в школе от…
- Я терпеть не могу, когда…
- Я не хочу слышать, когда…
- Я просто психую, когда…
- Когда я злюсь, я…
Упражнение «Бумажка»
Цель : Учить выплескивать гнев в приемлемой форме.
- Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет.
Упражнение: «Прогоним нашу злость»
- Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши, надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы тянуться вверх.
Упражнение: «Возьми себя в руки»
Цель: научить детей сдерживать себя.
- Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
Упражнение: «Доверие»
- Группа детей, начинает свой рисунок , а по команде «стоп -передай» передают свой рисунок соседу по часовой стрелке . Так упражнение продолжается, пока ребенок не получит свой первый рисунок.
Упражнение «Дружный дом»
- Цель: формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе;
- Задачи:
- 1. Развитие уверенности в себе; чувства собственного достоинства;
- 2. Формирование доброжелательных отношений в группе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!