Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней №18»
Разработка классного часа
по трудовому воспитанию младших школьников
в 3 классе
на тему:
«Трудом славен человек»
Подготовила:
учитель начальных классов
Станко Элиана Владимировна
квалификационная категория:
специалист
педагогический стаж: 5 лет
Стаханов
2017 г.
Тема. Трудом славен человек
Цель: Содействие формированию исторической памяти, пропаганда лучших достижений культурного, духовного и трудового наследия Луганщины, выявить уровень знаний и расширить представления детей о профессии шахтёр. Развивать кругозор, мышление, устную речь, наблюдательность, внимание, коллективизм. Воспитывать любовь к трудовой деятельности, бережное отношение к результатам труда.
Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, игровое поле и карточки с заданиями, шахтёрская каска, «чёрный ящик», аудиозапись «Мой папа – шахтёр!», салфетки, пластмассовые продукты для тормозка.
Ход классного часа
Звучит гимн Луганской Народной Республики
Не зря сегодня наш классный час начинается с гимна Луганской Народной Республики. Ведь славная история нашего города - это часть бессмертной истории нашей молодой республики, сегодняшний день - это хороший повод для того, чтобы чаще задавать себе вопрос: кто мы, откуда, где наши истоки, каким будет наше ближайшее будущее, какое место труд занимает в нашей жизни? Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек», а эпиграфом к нему я выбрала такие слова:
Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.
Горький М.
Луганщина - прекрасный, живописный, щедрый степной край. Первый луч солнца согревает Луганскую землю: ее бескрайние поля, покрытые золотыми колосьями пшеницы, терриконы на горизонте, древние курганы с седыми ковылями, величественный Северский Донец.
Луганщина - наша родина, край шахтерской славы, трудовой отваги и мужества. А наш город Стаханов – является частью всего этого.
Тихо на рассвете на Лугани.
Сквозь гирлянды ранних огоньков
Вырастает контурами зданий
Город мой, ровесник двух веков.
На корабль сверкающий похожий,
Отовсюду виден далеко,
Мне столичных сутолок дороже
Город заводчан и горняков.
Мы очень много знаем о нашем городе, этой теме было посвящено очень много мероприятий и уроков за предыдущий год. Поэтому сейчас я вам предлагаю немного поиграть.
Викторина
1. Родиной какого движения является наш город? (Стахановского)
2. В честь кого назван наш город? (А.Стаханов)
3. Кто такой Алексей Стаханов? (Шахтер)
4. Какой рекорд он поставил? (По добыче угля)
5. А сколько же тонн угля он добыл за смену с 30 на 31 августа? (102 тонны)
6. А где Алексей Стаханов поставил свой рекорд? (г. Ирмино, шахта 22 съезда)
7. Где находится памятник А. Стаханову? (Возле парка Горняк)
8. Какой памятник стоит напротив Дворца культуры? (Ленин)
9. Какой предмет напоминает Дворец культуры с высоты птичьего полета? (Самолет)
10. Как назывался город раньше? (Кадиевка)
11. В каком году был освобожден город от немецко-фашистских захватчиков? (3 сентября 1943 года)
Не беда, если кто-то не знал правильного ответа на вопрос викторины. У вас всё впереди. Главное – не забывать, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества».
Наш город – единственный город на земле, который носит имя труженика, обычного рабочего Алексея Стаханова. А какая профессия была у него?
Игра «Крестики - нолики»
- Вы разделились на две команды: команда «Крестиков» и «Ноликов». Откуда такие странные названия? Да ведь играть мы будем в самую известную и простую игру «Крестики-нолики».
Условия игры: команды по очереди делают ход, в каждом игровом поле находится задание, которое необходимо выполнить. За правильно выполненное задание команда ставит на игровое поле свой знак: крестик или нолик. (на доске)
1 ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО  | 2 СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ  | 3 ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ПО ОПИСАНИЮ  |
4 ЧЁРНЫЙ ЯЩИК | 5 ЗНАКИ ШАХТЁРСКОЙ СЛАВЫ  | 6 АУКЦИОН  |
7 ШАХТЁРСКИЙ ТОРМОЗОК  | 8 МОЙ ПАПА (ДЯДЯ, БРАТ, ДЕДУШКА) – ШАХТЁР  | 9 ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО  |
Сектор №1. «Черное золото»
- Что такое «чёрное золото»?
- Знаете ли вы, почему уголь называют «чёрное золото»? Послушайте сказку.
"В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
"Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!"
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: "Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: "Уголёк, не помни зла, вернись!" Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину).
- Чего только не делают из угля! Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.
- За 1 минуту напишите, где применяется каменный уголь. Какой команде это удастся лучше, та и победила.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

Сектор №2. «Собери пословицу»
- Каждая команда соберёт по 2 пословицы и объяснит их смысл.
Команда «Крестики»:
1. и блестит, уголёк, и ценится, золото:, как; (Уголёк как золото: и блестит, и ценится)
2. будь в лаве, прославишь, как в бою, Родину свою (Будь в лаве, как в бою, - прославишь Родину свою)
Команда «Нолики»:
1. чтобы, называться, мало, замараться, шахтёром, углём (Чтобы шахтёром называться, мало углём замараться)
2. шахтёру, когда много, слава, лава, даёт, угля (Шахтёру слава, когда много углядаёт лава)
Сектор №3. «Отгадай профессию по описанию»
- Из данных описаний разных профессий выберите только описания шахтёрской профессии. Назовите номера текстов.
1. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.
2. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания
3. Профессия считается в наши дни одной из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Работа заключается в добыче различных руд в подземных шахтах. Это очень тяжёлый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину (от 800 м до 4 км) в так называемый забой
4. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами.
5. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей.
Сектор №4. «Черный ящик»
- Отгадайте, что лежит в чёрном ящике. Каждая команда по – очереди задаёт по 1 вопросу так, чтобы можно было бы ответить «да» или «нет». Выиграет та команда, которая отгадает, что находится в чёрном ящике. (шахтёрская каска)
Сектор №5. «Знаки шахтёрской славы»
- Соедините фотографию награды с её названием.
знак « Трудовая слава»
звание «Почётный шахтёр»
знак «Шахтёрская слава»
Сектор №6. «Аукцион»
- За 2 минуты на листе бумаги напишите как можно больше слов, связанных с профессией шахтёр. Какая команда напишет больше слов, та и выиграла.
Сектор №7. «Шахтёрский тормозок»
- Тормозок – это шахтерский перекус. Это еда, которую он берет с собой на смену в шахту, чтобы перекусить во время обеденного перерыва. Данное слово зародилось в Донбассе, шахтерском крае, а затем распространилось по территории всего бывшего СССР. Сейчас оно в обиходе у шахтеров Караганды, Солигорска, Воркуты, Шпицбергена.
Что входит в состав шахтерского тормозка. Поскольку работа у него тяжелая, то и пищевой набор должен состоять из продуктов повышенной калорийности. В основе его хлеб, сало (колбаса), 2-3 яйца, пару картофелин, лук, соль. Это, так сказать, стандарт.
Что означает само слово «тормозок» доподлинно неизвестно. Наиболее логичным, с точки зрения языковедов, его происхождение от сленга «тормозить», т.е. делать перерыв во время работы.
- Помогите шахтёру собрать тормозок. Каждая команда получает одинаковое количество продуктов и упаковку. Кто соберёт быстро и аккуратно, тот и выиграл. (Звучит песня «Мой папа – шахтёр!»)
Сектор №8. «Мой папа (дядя, брат, дедушка) – шахтёр!»
- Расскажите о своих родственниках – шахтёрах. Покажите фотографии.
Сектор №9. «Доскажи словечко»
- Каждая команда добавляет по 1 слову в конце строчки и получает 1 балл. Команда, получившая больше баллов побеждает.
- Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит... (машинист).
Пашет в поле... (тракторист).
Самолетом правит... (летчик).
Клеит книжки... (переплетчик).
В школе учит нас... (учитель).
Строит здания... (строитель).
Красит стены нам... (маляр).
Столы делает... (столяр).
Песни нам поет... (певец).
Торговлей занят... (продавец).
На станке ткет ткани... (ткач).
От болезней лечит... (врач).
Лекарства выдаст нам... (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне... (пекарь).
Нарисует нам... (художник).
Сапоги сошьет... (сапожник).
Нам печку сложит на зиму... (печник).
Обслужит в поезде нас... (проводник).
Потушит вмиг пожар... (пожарный).
На Крайнем Севере работает... (полярник).
С другого языка переведет... (переводчик).
Исправит кран... (водопроводчик).
Часы чинит... (часовщик).
Грузит краном... (крановщик).
Рыбу ловит... (рыбак).
Служит на море... (моряк).
В машине возит груз... (шофер).
Хлеб убирает... (комбайнер).
В доме свет провел... (монтер).
В шахте трудится... (шахтер).
IV. Подведение итогов.
- Посчитайте количество крестиков и ноликов.
- Надеюсь, вы сегодня много интересного узнали об этой опасной, но очень нужной профессии.
- Закончить классный час мне хочется строками из стихотворения:
Благословен шахтёрский труд…
И тот, кто уголь добывает…
Их все шахтёрами зовут…
Их подвиг вся страна венчает…
Они сердцами дарят свет…
Их труд воистину опасный…
Ведь уголь – это чёрный хлеб…
Для всей промышленности важный…
Помните, что самое главное – уметь радоваться жизни. Не каким-то материальным благам, а, например, тому, что вы чего-то добились, хорошей погоде, жизни в целом, тому, что родились ни где-то, а именно здесь, на славной земле под названием Луганщина. Любите свой край, цените труд других людей и стремитесь сами сделать что-то полезное для своей малой родины. Спасибо за внимание!