Тема: Формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников
Слайд 1 «Само воспитание, если оно желает счастья человеку
должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду жизни»
К.Д.Ушинский
Слайд2 Труд - это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть/ потрогать/ услышать /почувствовать. Труд можно измерить и оценить в различных системах счисления.
Труд - целенаправленная деятельность. "Пчела, выстраивающая свои замечательные соты, всегда уступает даже самому плохому архитектору, поскольку она действует инстинктивно, у нее нет осознанной цели".
Трудовая деятельность – это
Неотъемлемый компонент образования
Ведущий фактор развития личности
Способ творческого освоения мира
Обретение опыта посильной трудовой деятельности
Слайд 3 Виды труда: учебный и общественно - полезный труд.
Слайд 4 Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома.
Слайд 5 Цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:
1. Труд должен быть общественно полезным.
2. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда.
3. Труд должен быть коллективным, объединенный общей целью.
4. Труд должен быть инициативным. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.
5. В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации.
6. Труд должен быть посильным. Соблюдается возраст и здоровье учащегося. 7. Труд должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.
8. Недопустимо наказание трудом.
9. Необходимо тщательное, аккуратное, добросовестное выполнение дела. Бережное отношение к оборудованию, материалам, орудиям труда. 10.Приучать к каждодневному труду. Труд должен быть для детей обязательным и необходимым. Легкий труд не требующий полной отдачи, физической силы, силы воли не может быть полезным.
11.Труд должен чередоваться с отдыхом.
Слайд 6 Трудовое воспитание проходит через
1.Учебные занятия
2.Факультативы, кружки, секции, клубы, которые способствуют формированию инициативы, творческого мышления.
3.Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы, соревнования.
4. Разнообразные виды коллективного общественно полезного труда.
5.Общественно полезный, производительный труд - трудовые объединения школьников, которые организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительного труда и активного отдыха.
Формы организации трудовой деятельности:
Слайд 7 а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть
- постоянные звенья (актив класса, трудовое звено, оформительское звено, дежурство по классу и школе…)
- временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, оформление стенгазет в рамках тематической недели или праздника, для выполнения конкурсной работы, например, «Конкурс мозаичных полотен» в рамках Ломоносовской недели…
Слайд 8 б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, например, десант чистоты и порядка (наведение порядка в классе), традиционное проведение в школе КТД «Есть в осени первоначальной…», акций «Сбор макулатуры, пробок, батареек», Акция «Открытка ветерану», участие в городских конкурсах и акциях, например, «Ангел над городом»… Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников, например, конкурс «Я – изобретатель» в рамках недели Ломоносова; лего- конструирование, участие в проектах «Каждой пичужке своя кормушка», «Вторая жизнь упаковки», «Новогодняя игрушка», проведение мастер – классов совместно с родителями по изготовлению подарков ко Дню Матери или на 8 марта.
Слайд 9 в) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями (участие в конкурсе, выставке, соревнованиях…)
Слайд 10 г) основным направлением воспитания трудового сознания у младших школьников является профпросвещение. Этому способствуют экскурсии на предприятия, встречи с интересными людьми, например, экскурсия на Солзенский экспериментальный завод, в Музей Авиации Севера, в Северный Морской Музей и т.д …. Школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с продукцией, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства. Положительное отношение к труду взрослых, уважение к человеку труда формируем посредством широкого применения технологии игровой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Эта деятельность помогает лучше понять особенности труда, осознать значение различных профессий. Познать себя помогают беседы «Что такое самостоятельность», «Что я умею делать сам»….
Для беседы о труде можно использовать законы РФ, государство не только дает право на труд, но и заботится об облегчении труда.
Слайд 11 д ) трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Проводим работу с родителями по приобщению детей к труду; обязанности детей дома. Проводим совместные трудовые десанты, например, благоустройство территории школы (посадка цветов, облагораживание кустов), уборка территории во время и после похода, проведение мастер – классов.
Слайд 12 «Я тысячу раз убеждён, - писал В.А.Сухомлинский, - что трудовое воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок, овладеть которым не так просто»
В начальных классах, когда значимость самого продукта труда, созданного учениками, еще сама по себе не велика, на первый план в работе учителя выступает формирование отношения к труду, и в первую очередь создание положительных мотивов, побуждений.
Как известно, в процессе учебной деятельности младшего школьника проявляются различные мотивы, значимым является познавательный интерес, интерес к знаниям, которые ученик получает в учебной деятельности. Но на уроках трудового обучения в процессе создания продукта исключительно важное значение, приобретают и широкие социальные мотивы. Для формирования положительных мотивов на уроках труда очень важна оценка учителя.
Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы младших школьников, когда весь класс или группа изготавливает одно изделие. При этом осуществляется разделение труда между учащимися.
В основе трудового воспитания и образования находится принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Это уменьшение веса репродуктивных методов обучения и использование активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства. Основные методы стимулирования трудовой активности: метод проблемного обучения; метод творческого проекта.
Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача - добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда. Особенностью младшего школьника в начале обучения является интерес не к результату, а к процессу труда. В силу большой отвлекаемости, непроизвольности в первое время ученик часто не следует образцу. Планирование, чертежи, карты и т. п. формируют настойчивость в достижении цели, самоконтроль.
Слайд 13 Рассмотрим приёмы работы с текстом на уроках технологии.
С первых уроков происходит знакомство с технологической картой. Приёмы работы с картой постепенно меняются.
Слайд 14-15 Собирание технологической карты (работа с деформированным текстом). Происходит чтение текста, осмысление и восстановление последовательности действий.
Приготовить фон.
Начертить и вырезать шесть кругов одинакового размера
Два круга согнуть пополам и разрезать по линии сгиба.
Составить фигуру Чебурашки и приклеить.
Оформить мордочку.
Слайд 16 Составление технологической карты с опорой на иллюстрацию.
«Снежный ком»
Приготовить фон.
Обвести на белой бумаге шаблон.
Вырезать контур из бумаги.
Вырезать два глаза и нос из чёрной бумаги.
Разложить детали на фоне.
Наклеить детали.
Слайд 17-18 Составление технологической карты с опорой на иллюстрацию. «Снежный ком»
Завязать петлю.
Одеть петлю на кончик карандаша и конец нитки натянуть вдоль карандаша.
Намотать ровные витки ниток на карандаш.
Отрезать нитку от клубка и связать свободные концы.
Осторожно снять столбик ниток с карандаша.
Слайд 19 -20 Технологическая карта с пропущенными данными
Вырезать прямоугольник из бархатной бумаги для фона.
Нарезать пучки коричневых ниток для веток.
Завязать узелки на нитках - почки.
Скатать комочки-капельки из ваты.
Расположить нити-ветки на фоне, приклеить их, прикрепить ватные капельки на фон.
Слайд 21 - 22 Составление алгоритма с выбором операций действий
Приготовить фон.
Изготовить листики.
Изготовить цветок одуванчика.
Выполнить стебелёк.
Наклеить листик, стебелёк и цветок за серединку.
Слайд 23-24 Выбор операций из текста
Приготовить проволоку.
Нарисовать эскиз мотылька.
Изогнуть проволоку по форме, скрепить концы и разровнять.
Облепить проволоку ровным слоем пластилина.
Выровнять крылья через бумагу и подрезать края.
Налепить узор из тонких жгутиков.
Вылепить туловище и голову, оформить их.
Изготовить из проволоки лапки.
Собрать все детали.
Слайд 25 Виды упражнений при работе с текстом на уроках технологии
Инсценировка сказок с использованием выполненных поделок (1 класс).
Составление загадок и рассказов описательного и повествовательного характера по сюжету поделки (2, 3 класс).
Чтение текстов с последующим кратким пересказом (4 класс). Слайд 26 Что такое труд?
Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.