СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовое воспитание детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

               «Трудовое воспитание детей»

 

Трудовое воспитание - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.

Данное направление воспитания имеет важное значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.

Большое внимание организации детского труда уделяли классики педагогики, такие, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Так, в колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф. Э.Дзержинского у А.С.Макаренко были следующие виды труда: общественно полезный включающий самообслуживающий; учебный труд; производительный труд (сельскохозяйственный, животноводство, производство мебели, фотоаппаратов ФЭД и др.).

Труд в Павлышской сельской школе у В. А. Сухомлинского включал наряду с другими элементами такие направления деятельности как изготовление приборов в учебных кабинетах и кружках, облагораживание близлежащих косогоров, оврагов. Воспитанники занимались очисткой дворов от мусора. Имели место праздники: «Первый хлеб», «Праздник сенокоса».

В педагогике определены задачи трудового воспитания для учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание детей.»

«Трудовое воспитание детей»



Трудовое воспитание - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.

Данное направление воспитания имеет важное значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.

Большое внимание организации детского труда уделяли классики педагогики, такие, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Так, в колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф. Э.Дзержинского у А.С.Макаренко были следующие виды труда: общественно полезный включающий самообслуживающий; учебный труд; производительный труд (сельскохозяйственный, животноводство, производство мебели, фотоаппаратов ФЭД и др.).

Труд в Павлышской сельской школе у В. А. Сухомлинского включал наряду с другими элементами такие направления деятельности как изготовление приборов в учебных кабинетах и кружках, облагораживание близлежащих косогоров, оврагов. Воспитанники занимались очисткой дворов от мусора. Имели место праздники: «Первый хлеб», «Праздник сенокоса».

В педагогике определены задачи трудового воспитания для учащихся начальных классов.

  1. Моральная подготовка к труду (необходимо психологически подготовить детей к труду):

  • выработка у учащихся готовности, стремления и желания трудиться;

  • воспитание честного, ответственного отношения к любому трудy;

  • формирование у детей уважения к людям труда и к его результатам;

  • воспитание творческого отношения к труду.

  1. Практическая подготовка к труду (педагоги должны сформировать у воспитанников нужные трудовые знания, практические умения и навыки):

  • овладение детьми знаниями, которые понадобятся для выполнения трудовых действий;

  • выработка у них необходимых практических умений и навыков; воспитание культуры труда (содержание рабочего места в порядке, уборка инструментов и т. д.).

  1. Первоначальная профессиональная ориентация школьников. В содержание трудового воспитания входят:

  • учебный труд (умственный, физический);

  • общественно полезный труд, включая труд по самообслуживанию;

  • производительный труд.

Существуют педагогически обусловленные требования к организации детского труда: полезность, продуктивность, общественая значимость, посильность, учет возрастных и индивидуальных осoбенностей, личных интересов детей, систематичность, четкая opганизация и др.

Педагогами и учеными определены основные пути трудового воспитания младших школьников:

  1. в учебном процессе:

  • уроки трудового обучения (технологии);

  • новаторские системы по трудовому обучению, например: система И.П.Волкова, направленная на развитие творческой личности (И. П. Волков «Учим творчеству»);B Б. М. Неменского «Изо и художественный труд» (Б. М. Неменский «Мудрость красоты»);

  • влияние всех учебных предметов на трудовое воспитание школьников через организацию урока, личностные качества учителя, методы обучения, содержание учебного материала;

  1. во внеучебной воспитательной работе:

  • Массовые формы (праздники, КТД, утренники, экскурсии на производство, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок, викторины, КВН, трудовые мастерские);

  • групповые формы (клубы, кружки по интересам);

  • индивидуальные формы (индивидуальная работа в комнатах творчества по желанию воспитанников);

  1. семейное трудовое воспитание.

Важным аспектом трудового воспитания подрастающих поколений является профессиональная ориентация школьников.

Профессиональная ориентация - научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда (педагогический словарь).

Профессиональная ориентация школьников - обоснованная социально-экономических, система психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении (В.А. Сластенин).

Цель профориентационной работы - профессиональное самоопределение учащихся.

Задачи профориентационной работы:

  • помощь школьникам в изучении мира профессий, производства;

  • руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, осуществлении профессионального самоопределения;

  • изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие составляющие:

  • профессиональное просвещение;

  • профессиональную диагностику;

  • профессиональную консультацию;

  • профессиональный отбор;

  • профессиональную адаптацию.

Cуществуют определенные критерии трудовой воспитанности школьников: высокая личная заинтересованность в труде, производительность труда, трудовая активность, творческое отношение к процессу труда, трудовая дисциплинированность, трудолюбие.

Вопрос:

Назовите цель трудового воспитания.

Задание:

Разработать цель и задачи внеклассного мероприятия по трудовому воспитанию.