ГБОУ «КРОЦ» для детей с нарушением слуха и зрения
Особенностей детско –
родительского взаимодействия
в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей.
Учитель: Кулова Фатима
Владикавказ 2019 г.
Одним из важнейших факторов интеллектуального и личностного развития ребёнка является его социальное окружение, которое представлено в первую очередь семьёй.
В семье ребёнок получает первые представления о мире, законах функционирования общества, способах поведения, принятых среди людей.
Слышащие родители неслышащих детей имеют больше возможностей организовать для своих детей получение информации, обладают большим разнообразием вариантов для познания окружающего мира.
Глухие - единственная категория «людей с ограниченными возможностями здоровья».
Жестовый язык в семье осваивают спонтанно, как слышащие дети осваивают родной язык.
Глухие родители, по сравнению со слышащими, имеют в среднем более низкий уровень образования, выполняют менее квалифицированную работу, а зачастую вообще остаются безработными.
Очень сложно сравнивать и уравнивать семьи глухих и слышащих родителей по критерию благополучия условий воспитания ребёнка.
Те условия, которые среди слышащих оцениваются как неблагополучные, могут считаться совершенно нормальными и быть весьма распространенными в среде глухих.
Тем не менее многие исследователи считают, что глухие из семей глухих родителей более интеллектуально и социально развиты по сравнению с глухими детьми из семей слышащих родителей. Поэтому слышащие матери глухих детей, часто демонстрируют гиперконтроль и гиперопеку, что оказывает несомненно отрицательное влияние не только на личностное, но и на познавательное развитие.
Опыт показывает, что кругозор глухих детей из семей слышащих родителей бедный, а поэтому необходимо обучение слышащих родителей языку жестов. Это формирует у детей не только успешный обмен информацией, но и формирует адекватное представление об окружающем мире, а так же родители больше понимают его потребности, больше уважают своего ребёнка и поднимают веру в свои способности.
Важно отметить, что слышащие родители, столкнувшись с трудностями в обмене информацией со своими детьми, не всегда понимают, что ребёнок может не понимать большую часть информации и того, что до него хотят донести.
При этом нельзя забывать, что не все глухие дети к началу учебного процесса школьного обучения (вследствие влияния разных обстоятельств) овладевают разговорной и письменной речью настолько, чтобы понимать все обращения своих родителей. Родители не всегда готовы переориентироваться на доступные ребёнку средства коммуникации и разговаривать на более сложные темы.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
Общение слышащих родителей со своими глухими детьми в плане обмена информацией менее эффективно, чем такое же общение в семьях, где дети и родители глухие.
Большинство родителей (опрошенных) заинтересованы в том, чтобы их дети владели не только словесным , но и жестовым языком и чтобы жесты использовались в качестве средства обучения их детей.
Никто из слышащих родителей глухих детей специально не обучался языку жестов.
Родители глухих детей заинтересованы в своей коммуникабельной компетентности.
Необходимо как можно больше проводить работу по повышению коммуникативной компетентности родителей и разрабатывать систему обучения родителей эффективным средствам общения с глухими детьми.
Литература:
1.Хохлова А.Ю. «Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях».// Дефектология №3., 2007.
2. Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. «Влияние внутрисемейных отношений в развитии личности младших школьников».// Дефектология. №3. 1998.
3.Зайцева Г.Л. «Жестовоя речь. Дактилология. М. 2000.
4.Петшак В. «Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи». //Дефектология. №1. 1991.
5.Лубовский В.И., Розанова Т.В. Солнцева Л.И. и др. «Специальная психология» под. Ред. Лубовского В.И. М. 2003.
6.Хохлова А.Ю. «Биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие детей с нарушениями слуха в зарубежной психологии глухих».//Специальная психология. №3-4,5-6. 2005.
Из зарубежных дефектологов следует отметить:
Meadow, 1967; Vernon & Koh, 1970.