Трудовое воспитание младших школьников
Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Новые социальные ориентиры требуют развития таких качеств личности, как самостоятельность, самодисциплинированность, деловитость, предприимчивость. трудолюбие.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Луганской Народной Республики» к базовым ценностям отнесены труд и творчество, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.
Проблема воспитания трудолюбия младших школьников широко представлена в научной и методической литературе.
Определение труда в педагогике впервые было раскрыто К.Д. Ушинским. Далее вопросы труда, воспитания трудолюбия и обоснование его необходимости у младших школьников нашли отражение в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, в советский период В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, Ю.К. Бабанского, С.С. Товмасяна, И.В. Гребенникова, В.В. Ядрышкова, А.Г. Глущенко, Р.С. Немов, Ф.И. Иващенко, Ю.П. Азарова. В настоящее время данной проблемой занимаются П.И. Чернецов, Г.И. Каджаспирова, Д.Е. Аксенов, И.Ф. Харламов, Е.Н. Салтанов, И.Д. Чернышенко, О.А. Шаграева.
В начальной школе акцентируется внимание на роли внеурочной деятельности в воспитании трудолюбия младших школьников.
Проблеме внеурочной деятельности младших школьников уделяется большое внимание. Вопросами методики и организации внеурочной деятельности занимались такие ученые, как: Л.П. Крившенко, И.П. Подласый, В.Д. Григорьев, В.П. Степанов, Г.И. Щукина, А.В. Зосимовский, И.С. Марьенко, И.Д. Чернышенко, Н.Е. Цейтлин, Л.И. Маленкова.
Однако недостаточно обоснованы педагогические условия организации воспитания трудолюбия младших школьников во внеурочной деятельности в контексте новых государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентируемых на применение активных методов. В связи с этим видится необходимость актуализации внеурочной деятельности как средства воспитания трудолюбия младших школьников.
Воспитание трудолюбивого человека - социальная задача современного общества, в котором труд позволяет ему самоутверждаться и саморазвиваться. Труд человека - условие существования общества. Общество должно быть заинтересовано в высоких актуальных и потенциальных возможностях субъекта труда.
Воспитание человека, в широком педагогическом смысле, является целенаправленным процессом, осуществляемым педагогами. В него включены все виды учебных занятий и внеурочной воспитательной работы. Оно обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Закономерна связь между воспитанием и уровнем развития производственных сил общества. Воспитание имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер .
Трудовое воспитание является одним из направлений воспитания. Труд - основание для создания благополучия жизни и культуры человека, а также для его жизни. Труд, по словам Д.С. Лихачева, является источником духовного, материального богатства общества, фундаментом развития личности и оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд укрепляет силы и здоровье человека, повышает его умственную работоспособность и жизненную энергию . К.Д. Ушинский первым дал определение труду. Он писал: «труд… есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее, для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни» .
По мнению П.П. Блонского, труд - это процесс между человеком и природой. Человек заставляет природу служить своим потребностям, подчиняет ее своей воле. Он утверждал, что ребенок в трудовом воспитании должен планомерно и организованно упражняться в целесообразной деятельности, в которой создаются предметы полезные для человечества, обладающие потребительской ценностью. Цель трудового воспитания П.П. Блонский определяет в развитии у ребенка умения создавать из вещей и явлений природы полезное для человечества. Он связывает цель со смыслом воспитания сильного человека, который владеет орудиями господства над природой.
А.С. Макаренко считал, что труд - это существенный элемент выработки у воспитанника жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в течение его жизни. Трудовое воспитание - это воспитание не только хорошего гражданина в будущем, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.
Включал в систему воспитания физический труд С.Т. Шацкий. Детский труд, по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Он подчеркивал, что труд должен быть основой детской жизни, но быть детским, радостным, бодрым и разнообразным трудом .
Эмоциональную окраску труда рассматривал В.А. Сухомлинский, высказывая мнение, что «трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно» .
В своих работах А.С. Макаренко, И.В. Гребенников обращают внимание на воспитание трудолюбия, как врожденную потребность в действии, активности, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание общественной полезности своей деятельности .
В работах современных исследователей также подчеркивается активная трудовая позиция. С.С. Товмасян указывает, что труд - основной способ самоутверждения человека в мире. В нем совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются культурные потребности, создается не только продукт потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В труде человек выступает творцом своих социальных отношений и тем самым закладывает основы науки и искусства, формируется как личность, развивает свои способности, реализуя их в трудовой деятельности .
Личность в современной школе успешно может формироваться, только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые философы и педагоги видели в труде большую преобразующую силу, которая может обеспечить прогрессивное развитие общества и каждого человека в отдельности. Так в работах И.Ф. Харламова трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как существенная педагогическая тенденция.
В последнее время стали популярны различные занятия в сфере досуга, хобби, имеющие тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн, шитье, вязание, изготовление мебели и украшений, разведение и содержание различных, в том числе, экзотических растений и животных, садоводство, огородничество, коллекционирование. Для этого требуются дополнительные знания, на раннем этапе приобретенные квалифицированные умения и навыки, выработка творческого отношения к труду (Л.И. Маленкова).
Цель трудового воспитания и его результат связываются с категорией «трудолюбия».
По толковому словарю В.И. Даля понятие «трудолюбивый человек» трактуется как «работящий, нетерпящий праздности» . Соответствуя историческим эпохам, это понятие становилось шире и углублялось, но существенные признаки его остались неизменными. И сейчас, говоря о трудолюбии, имеют в виду, прежде всего, привычку человека не просто трудиться, а трудиться прилежно, старательно (П.И. Чернецов) .
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». В.А. Сухомлинский говорил о трудолюбии, как, прежде всего, о сфере эмоциональной жизни детей. «Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость, трудовой успех, является творческим и целенаправленным» .
А.Г. Глущенко, В.А. Крутецкий, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский в своих исследованиях показали, что трудолюбие является основой и средством воспитания важных качеств личности: ответственности, деловитости, настойчивости, целеустремленности и предприимчивости, требовательности, честности, а также ускоряет социальное созревание личности.
Трудолюбие, по мнению Г.С. Абрамова, - это «одно из базисных, интегральных свойств человека, которое он связывает с восприятием жизни, осуществляемой в соответствии с собственными усилиями по ее организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни, которое можно было бы выразить так: «Это моя жизнь» .
В работе под редакцией Э.А. Фарапоновой обращается внимание на «положительное отношение к труду» и оно рассматривается как компонент «трудолюбия» другие исследователи полагают, что «трудолюбие» входит составной частью в понятие «положительное отношение к труду», иногда оба понятия употребляются равнозначно.
При анализе содержания исследуемого понятия, его трактовки различными авторами, можно заметить, что многие исследователи связывают это понятие с отношениями человека к труду, желанием трудиться, старательностью, самостоятельностью, стремлением приобретать трудовые умения. П.И Чернецов рассматривает трудолюбие, как нравственную черту личности, которая характеризует не только отношение человека к труду, но и его нравственный облик. Оно служит базой, для возникновения упорства в достижении поставленной цели, силы воли, деловитости, инициативы .
Формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В работе В.В.
Ядрышкова воспитание трудолюбия рассматривается как специально организованный педагогический процесс, который направлен на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.
В работах Д.Е Аксенова указывается, сложный характер трудолюбия как нравственного качества. Оно включает в себя следующие структурные компоненты:
- необходимость трудовой деятельности в жизни и ее здоровые социальные и личные мотивы;
– осознание пользы труда для себя и общества в целом, убеждение в его нравственной благотворности (сознании);
– наличие и постепенное совершенствование трудовых умений и навыков;
– воля личности (достаточно сильная) .
Таким образом, автор выделяет компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий.
Педагог в процессе воспитания имеет дело с несколькими сторонами личности:
– интеллектуальная, связанная с формированием познавательных потребностей (познанием, развитием, мышлением);
Школы Луганской Народной Республики находятся в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые образовательные стандарты. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность.
В соответствии с новым государственным образовательным стандартом начального общего образования для обеспечения такого единения в Государственный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», в котором определены все направления ее реализации и описаны формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно решение задач, их воспитание и социализация. Такая деятельность, охватывающая, пожалуй, все сферы интересов (музыка, спорт, изобразительное искусство, история и многое другое), позволяет педагогам в первую очередь выявить у своих учеников потенциальные возможности, и помочь им их реализовать. Поэтому внеурочная деятельность важна в школе, и учитель должен принимать участие в разработке различных внеурочных мероприятиях, применяя различные формы. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и может проходить в разных формах. Но исследование форм внеурочной деятельности показало, что использование их не настолько разнообразно и велико - что и является проблемой современного воспитания школьников.
Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего, подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал
Младший школьный возраст в силу своих особенностей - наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, создание необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И тут на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для создания художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем.
Однако необходимо отметить, что изыски в области трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно очень давно, большинство из них датируются советским периодом. Сюда можно отнести работы многих авторов. Так, например, А.С. Макаренко указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности.
А.Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И.Логиновой, О.И.Соловьева, В.И. лотова и др. Я.З. Неверович занималась проблемой создание у ребят положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы создания такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности. Известный отечественный психолог П.П.Блонский исследовал и выделил специфические черты труда ребят. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и расширения трудовых мотивов ребенка.
И хотя исследования вышеприведенных авторов играют огромную роль в решении проблем трудового воспитания младших школьников, однако они не отражают современные социокультурные и экономические особенности нашего общества.
Проблема трудового воспитания чаще всего рассматривается в рамках классно-урочной системы, при этом недостаточно внимания уделяется внеурочным формам организации трудового воспитания. Данное направление в настоящее время недостаточно изучено. Необходимость научного обоснования соответствующих технологий организации внеурочного трудового воспитания учащихся начальной школы в контексте обозначенной проблемы и определило актуальность работы.
Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в трудовой подготовке младших школьников и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной общеобразовательной школы, а также между необходимостью внедрять внеурочные формы воспитания и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.
Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие - определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.
Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.
Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д.Ушинский) . То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
В педагогической науке признано, что существует неорганизованное воспитание, т.е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М.Ф.Шабаева: «В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям» .
Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.
Ж.Ж.Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания.
В педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н.К.Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле. Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков.
Под воспитанием в широком смысле слова Н.К.Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых. Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое воспитание в широком и узком смысле. Первое - это весь процесс воспитания человека, а второе - процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле - общее, а в узком - это часть общего .
В учебнике Сластенина В.А. воспитание трактуется следующим образом.
Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.
В узком смысле воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Таким образом, при определении сущности понятий «воспитание» многие исследователи трактуют его в широком и узком смысле слова. Воспитательная работа как составная часть входит в процесс воспитания и представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников, осуществляемую в условиях целостного педагогического процесса для реализации образовательных целей и задач.
Одним из видов воспитания является трудовое воспитание.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках технологии и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.)
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.
Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:
подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;
сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;
доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;
разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;
сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.
В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самоактуализацию личности школьника меняется не только целеполагание, сущность и содержание воспитательного процесса, но и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания, т.е. влечет за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся.
Любая форма внеурочной деятельности имеет цель развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе, труду и т.д. Причем это отношение выражено в предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, диспут, школьный бал и т.д.. Потом уже определяется конкретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку труд?», классный час «Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания.
Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:
простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);
кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);
групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские;
традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);
спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес детей с особыми потребностями) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;
регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);
многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В.А. Караковский);
система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.
Формы внеурочного воспитания многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее виды воспитывающей деятельности, назначение - избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти новые оригинальные формы воспитания, облегчить планирование педагогической деятельности школы и классных руководителей.
Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяют уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.
В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников
Трудовое воспитание также осуществляется в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний.
Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и др.
Участие в кружках: технических, химических, биологических, а также художественных ремесел, в кружках домоводства и других - позволяет выявить склонности и способности учащихся в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов и развитию соответствующих умений и навыков.
Эффективность деятельности учащихся в кружках достигается при соблюдении некоторых обязательных педагогических требований:
кружковая деятельность должна иметь общественную направленность как по целям, так и по результатам труда учащихся, с тем чтобы изготовляемые ими изделия имели практическую ценность для окружающих людей;
необходима тесная связь технического творчества с учебно-трудовыми процессами в учебных заведениях ;
целесообразно включать всех учащихся в кружковую деятельность с целью создания у каждого ребенка положительных эмоциональных переживаний от работы над объектами общественного назначения и обмена полученными достижениями;
при организации технического творчества учащихся в процессе их общественно полезного производительного труда необходимо переводить общественную характеристику деятельности с исполнительской на творческую.
В процессе кружковой деятельности и индивидуальных поручений учащиеся могут изготавливать для школы учебно-наглядные пособия: таблицы, картинки, диаграммы, коллекции, простейшие модели, в старших классах - стенды, действующие модели. При изучении предмета « Окружающий мир», учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, создают живые уголки, озеленяют школу.