СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовое воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Новые социальные ориентиры требуют развития таких качеств личности, как самостоятельность, самодисциплинированность, деловитость, предприимчивость. трудолюбие.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Луганской Народной Республики» к базовым  ценностям отнесены труд и творчество, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание младших школьников»

Трудовое воспитание младших школьников

Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Новые социальные ориентиры требуют развития таких качеств личности, как самостоятельность, самодисциплинированность, деловитость, предприимчивость. трудолюбие.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Луганской Народной Республики» к базовым ценностям отнесены труд и творчество, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Проблема воспитания трудолюбия младших школьников широко представлена в научной и методической литературе.

Определение труда в педагогике впервые было раскрыто К.Д. Ушинским. Далее вопросы труда, воспитания трудолюбия и обоснование его необходимости у младших школьников нашли отражение в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, в советский период В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, Ю.К. Бабанского, С.С. Товмасяна, И.В. Гребенникова, В.В. Ядрышкова, А.Г. Глущенко, Р.С. Немов, Ф.И. Иващенко, Ю.П. Азарова. В настоящее время данной проблемой занимаются П.И. Чернецов, Г.И. Каджаспирова, Д.Е. Аксенов, И.Ф. Харламов, Е.Н. Салтанов, И.Д. Чернышенко, О.А. Шаграева.

В начальной школе акцентируется внимание на роли внеурочной деятельности в воспитании трудолюбия младших школьников.

Проблеме внеурочной деятельности младших школьников уделяется большое внимание. Вопросами методики и организации внеурочной деятельности занимались такие ученые, как: Л.П. Крившенко, И.П. Подласый, В.Д. Григорьев, В.П. Степанов, Г.И. Щукина, А.В. Зосимовский, И.С. Марьенко, И.Д. Чернышенко, Н.Е. Цейтлин, Л.И. Маленкова.

Однако недостаточно обоснованы педагогические условия организации воспитания трудолюбия младших школьников во внеурочной деятельности в контексте новых государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентируемых на применение активных методов. В связи с этим видится необходимость актуализации внеурочной деятельности как средства воспитания трудолюбия младших школьников.

Воспитание трудолюбивого человека - социальная задача современного общества, в котором труд позволяет ему самоутверждаться и саморазвиваться. Труд человека - условие существования общества. Общество должно быть заинтересовано в высоких актуальных и потенциальных возможностях субъекта труда.

Воспитание человека, в широком педагогическом смысле, является целенаправленным процессом, осуществляемым педагогами. В него включены все виды учебных занятий и внеурочной воспитательной работы. Оно обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Закономерна связь между воспитанием и уровнем развития производственных сил общества. Воспитание имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер .

Трудовое воспитание является одним из направлений воспитания. Труд - основание для создания благополучия жизни и культуры человека, а также для его жизни. Труд, по словам Д.С. Лихачева, является источником духовного, материального богатства общества, фундаментом развития личности и оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд укрепляет силы и здоровье человека, повышает его умственную работоспособность и жизненную энергию . К.Д. Ушинский первым дал определение труду. Он писал: «труд… есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее, для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни» .

По мнению П.П. Блонского, труд - это процесс между человеком и природой. Человек заставляет природу служить своим потребностям, подчиняет ее своей воле. Он утверждал, что ребенок в трудовом воспитании должен планомерно и организованно упражняться в целесообразной деятельности, в которой создаются предметы полезные для человечества, обладающие потребительской ценностью. Цель трудового воспитания П.П. Блонский определяет в развитии у ребенка умения создавать из вещей и явлений природы полезное для человечества. Он связывает цель со смыслом воспитания сильного человека, который владеет орудиями господства над природой.

А.С. Макаренко считал, что труд - это существенный элемент выработки у воспитанника жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в течение его жизни. Трудовое воспитание - это воспитание не только хорошего гражданина в будущем, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Включал в систему воспитания физический труд С.Т. Шацкий. Детский труд, по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Он подчеркивал, что труд должен быть основой детской жизни, но быть детским, радостным, бодрым и разнообразным трудом .

Эмоциональную окраску труда рассматривал В.А. Сухомлинский, высказывая мнение, что «трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно» .

В своих работах А.С. Макаренко, И.В. Гребенников обращают внимание на воспитание трудолюбия, как врожденную потребность в действии, активности, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание общественной полезности своей деятельности .

В работах современных исследователей также подчеркивается активная трудовая позиция. С.С. Товмасян указывает, что труд - основной способ самоутверждения человека в мире. В нем совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются культурные потребности, создается не только продукт потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В труде человек выступает творцом своих социальных отношений и тем самым закладывает основы науки и искусства, формируется как личность, развивает свои способности, реализуя их в трудовой деятельности .

Личность в современной школе успешно может формироваться, только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые философы и педагоги видели в труде большую преобразующую силу, которая может обеспечить прогрессивное развитие общества и каждого человека в отдельности. Так в работах И.Ф. Харламова трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как существенная педагогическая тенденция.

В последнее время стали популярны различные занятия в сфере досуга, хобби, имеющие тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн, шитье, вязание, изготовление мебели и украшений, разведение и содержание различных, в том числе, экзотических растений и животных, садоводство, огородничество, коллекционирование. Для этого требуются дополнительные знания, на раннем этапе приобретенные квалифицированные умения и навыки, выработка творческого отношения к труду (Л.И. Маленкова).

Цель трудового воспитания и его результат связываются с категорией «трудолюбия».

По толковому словарю В.И. Даля понятие «трудолюбивый человек» трактуется как «работящий, нетерпящий праздности» . Соответствуя историческим эпохам, это понятие становилось шире и углублялось, но существенные признаки его остались неизменными. И сейчас, говоря о трудолюбии, имеют в виду, прежде всего, привычку человека не просто трудиться, а трудиться прилежно, старательно (П.И. Чернецов) .

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». В.А. Сухомлинский говорил о трудолюбии, как, прежде всего, о сфере эмоциональной жизни детей. «Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость, трудовой успех, является творческим и целенаправленным» .

А.Г. Глущенко, В.А. Крутецкий, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский в своих исследованиях показали, что трудолюбие является основой и средством воспитания важных качеств личности: ответственности, деловитости, настойчивости, целеустремленности и предприимчивости, требовательности, честности, а также ускоряет социальное созревание личности.

Трудолюбие, по мнению Г.С. Абрамова, - это «одно из базисных, интегральных свойств человека, которое он связывает с восприятием жизни, осуществляемой в соответствии с собственными усилиями по ее организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни, которое можно было бы выразить так: «Это моя жизнь» .

В работе под редакцией Э.А. Фарапоновой обращается внимание на «положительное отношение к труду» и оно рассматривается как компонент «трудолюбия» другие исследователи полагают, что «трудолюбие» входит составной частью в понятие «положительное отношение к труду», иногда оба понятия употребляются равнозначно.

При анализе содержания исследуемого понятия, его трактовки различными авторами, можно заметить, что многие исследователи связывают это понятие с отношениями человека к труду, желанием трудиться, старательностью, самостоятельностью, стремлением приобретать трудовые умения. П.И Чернецов рассматривает трудолюбие, как нравственную черту личности, которая характеризует не только отношение человека к труду, но и его нравственный облик. Оно служит базой, для возникновения упорства в достижении поставленной цели, силы воли, деловитости, инициативы .

Формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В работе В.В.

Ядрышкова воспитание трудолюбия рассматривается как специально организованный педагогический процесс, который направлен на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

В работах Д.Е Аксенова указывается, сложный характер трудолюбия как нравственного качества. Оно включает в себя следующие структурные компоненты:

- необходимость трудовой деятельности в жизни и ее здоровые социальные и личные мотивы;

– осознание пользы труда для себя и общества в целом, убеждение в его нравственной благотворности (сознании);

– наличие и постепенное совершенствование трудовых умений и навыков;

– воля личности (достаточно сильная) .

Таким образом, автор выделяет компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий.

Педагог в процессе воспитания имеет дело с несколькими сторонами личности:

– интеллектуальная, связанная с формированием познавательных потребностей (познанием, развитием, мышлением);

Школы Луганской Народной Республики находятся в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые образовательные стандарты. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность.

В соответствии с новым государственным образовательным стандартом начального общего образования для обеспечения такого единения в Государственный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», в котором определены все направления ее реализации и описаны формы проведения занятий.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно решение задач, их воспитание и социализация. Такая деятельность, охватывающая, пожалуй, все сферы интересов (музыка, спорт, изобразительное искусство, история и многое другое), позволяет педагогам в первую очередь выявить у своих учеников потенциальные возможности, и помочь им их реализовать. Поэтому внеурочная деятельность важна в школе, и учитель должен принимать участие в разработке различных внеурочных мероприятиях, применяя различные формы. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и может проходить в разных формах. Но исследование форм внеурочной деятельности показало, что использование их не настолько разнообразно и велико - что и является проблемой современного воспитания школьников.

Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего, подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал

Младший школьный возраст в силу своих особенностей - наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, создание необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И тут на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для создания художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем.

Однако необходимо отметить, что изыски в области трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно очень давно, большинство из них датируются советским периодом. Сюда можно отнести работы многих авторов. Так, например, А.С. Макаренко указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности.

А.Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И.Логиновой, О.И.Соловьева, В.И. лотова и др. Я.З. Неверович занималась проблемой создание у ребят положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы создания такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности. Известный отечественный психолог П.П.Блонский исследовал и выделил специфические черты труда ребят. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и расширения трудовых мотивов ребенка.

И хотя исследования вышеприведенных авторов играют огромную роль в решении проблем трудового воспитания младших школьников, однако они не отражают современные социокультурные и экономические особенности нашего общества.

Проблема трудового воспитания чаще всего рассматривается в рамках классно-урочной системы, при этом недостаточно внимания уделяется внеурочным формам организации трудового воспитания. Данное направление в настоящее время недостаточно изучено. Необходимость научного обоснования соответствующих технологий организации внеурочного трудового воспитания учащихся начальной школы в контексте обозначенной проблемы и определило актуальность работы.

Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в трудовой подготовке младших школьников и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной общеобразовательной школы, а также между необходимостью внедрять внеурочные формы воспитания и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.

Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие - определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д.Ушинский) . То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

В педагогической науке признано, что существует неорганизованное воспитание, т.е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М.Ф.Шабаева: «В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям» .

Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.

Ж.Ж.Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания.

В педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н.К.Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле. Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков.

Под воспитанием в широком смысле слова Н.К.Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых. Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое воспитание в широком и узком смысле. Первое - это весь процесс воспитания человека, а второе - процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле - общее, а в узком - это часть общего .

В учебнике Сластенина В.А. воспитание трактуется следующим образом.

Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

В узком смысле воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Таким образом, при определении сущности понятий «воспитание» многие исследователи трактуют его в широком и узком смысле слова. Воспитательная работа как составная часть входит в процесс воспитания и представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников, осуществляемую в условиях целостного педагогического процесса для реализации образовательных целей и задач.

Одним из видов воспитания является трудовое воспитание.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

  • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках технологии и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.)

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

  1. подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

  2. сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;

  3. доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;

  4. разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;

  5. сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.
В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самоактуализацию личности школьника меняется не только целеполагание, сущность и содержание воспитательного процесса, но и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания, т.е. влечет за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся.

Любая форма внеурочной деятельности имеет цель развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе, труду и т.д. Причем это отношение выражено в предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, диспут, школьный бал и т.д.. Потом уже определяется конкретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку труд?», классный час «Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания.

Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:

  • простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

  • кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);

  • групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские;

  • традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);

  • спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес детей с особыми потребностями) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;

  • регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);

  • многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В.А. Караковский);

  • система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.

Формы внеурочного воспитания многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее виды воспитывающей деятельности, назначение - избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти новые оригинальные формы воспитания, облегчить планирование педагогической деятельности школы и классных руководителей.

Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяют уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.

В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников

Трудовое воспитание также осуществляется в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний.

Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и др.

Участие в кружках: технических, химических, биологических, а также художественных ремесел, в кружках домоводства и других - позволяет выявить склонности и способности учащихся в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов и развитию соответствующих умений и навыков.

Эффективность деятельности учащихся в кружках достигается при соблюдении некоторых обязательных педагогических требований:

  • кружковая деятельность должна иметь общественную направленность как по целям, так и по результатам труда учащихся, с тем чтобы изготовляемые ими изделия имели практическую ценность для окружающих людей;

  • необходима тесная связь технического творчества с учебно-трудовыми процессами в учебных заведениях ;

  • целесообразно включать всех учащихся в кружковую деятельность с целью создания у каждого ребенка положительных эмоциональных переживаний от работы над объектами общественного назначения и обмена полученными достижениями;

  • при организации технического творчества учащихся в процессе их общественно полезного производительного труда необходимо переводить общественную характеристику деятельности с исполнительской на творческую.

В процессе кружковой деятельности и индивидуальных поручений учащиеся могут изготавливать для школы учебно-наглядные пособия: таблицы, картинки, диаграммы, коллекции, простейшие модели, в старших классах - стенды, действующие модели. При изучении предмета « Окружающий мир», учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, создают живые уголки, озеленяют школу.