20
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ______________ И.Н. Рыбак « _____ » _________2019 г. |
Рабочая программа
предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки
«Право»
11 класс
Тема: «Трудовые права и свободы
гражданина РФ»
Составитель:
к. ю. н., доцент, учитель права и ОБЖ
Новиков Василий Савельевич
2019 г.

© Новиков В.С., 2019
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать 07 апреля 2019 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целесообразность в разработке данного элективного курса явилась следствием недостаточности у учащихся знаний, навыков и умений в области защиты трудовых прав и свобод, их пожеланиями более глубоко познать трудовые права и свободы человека и гражданина РФ. Это реально невозможно сделать в силу различных объективных причин в урочное время, а также профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Школьники научатся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения в соответствии с действующим законодательством РФ.
Курс предполагает поддержку таких предметов, как право1 и обществознание.
Курс ориентирован на учащихся, видящих своё профессиональное будущее в должности юрисконсультов, адвокатов и т.д. Знания, навыки и умения, приобретенные в результате изучения элективного курса, помогут студентам в дальнейшем изучении дисциплины «Трудовое право РФ».
Решая задачу предметной компетенции, курс знакомит учащихся с трудовыми правами и свободами (право на свободу труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку, право на отдых).
Основными целями элективного курса являются:
- помочь учащимся познать трудовые права и свободы гражданина РФ;
- овладеть учащимися навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать юридическую информацию из разнообразных источников права, систематизировать, обобщать, анализировать добытую информацию;
- овладеть учащимися навыками, умениями и способами добывания юридической информации, необходимой для активного участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- оказать помощь учащимся в формировании навыков и умений реализовать вышеуказанные нормы трудового права и в приобретении позитивного и негативного опыта в области в области защиты трудовых прав и свобод человека и гражданина РФ.
Для достижения поставленных целей в элективном курсе реализуются следующие задачи:
- практическая - учащиеся будут иметь реальную возможность самостоятельно реализовать свои трудовые права и свободы;
- социокультурная – учащиеся смогут углубить и расширить объём юридических знаний о трудовых правах и свободах гражданина РФ, самостоятельно урегулировать индивидуальные трудовые конфликты в досудебном порядке;
- учебно-познавательская – элективный курс способствует расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, углублению системы правовых знаний, формированию навыков и умений по данной проблематике, умению самостоятельно защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, формированию у учащихся правозащитной мотивации, стремлению урегулировать индивидуальные трудовые конфликты в досудебном порядке.
Курс способствует развитию у учащихся познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).
Курс представляет собой углублённый вариант темы «Защита трудовых прав работников» базового предмета «Право» (11 класс).
Формы организации учебных занятий: уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты.
Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ, федеральные кодифицированные законы РФ, федеральные комплексные законы РФ, федеральные текущие законы РФ и подзаконные нормативно – правовые акты по данной проблематике.
При оценке результатов изучения данного курса используется текущий и итоговый контроль.
Результаты изучения элективного курса «Трудовые права и свободы гражданина РФ»:
Личностными результатами обучения являются:
- направленность на разрешение юридических конфликтов в общественной и государственной жизни в соответствии с действующим законодательством РФ;
- формирование ответственного отношения к изучению действующего трудового законодательства РФ, психологической готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию трудовых норм права;
- освоение трудовых норм права, правил взаимодействия, формальных социальных ролей, формальных социальных статусов и способов взаимодействия в формальных группах с учетом экономических, политических и правовых условий развития общества в РФ;
- формирование информационной, правовой и коммуникативной компетентности;
- защищать не только личные трудовые права и свободы, но и других участников образовательного процесса, общества и государства;
- воспитание отношения к человеку, его трудовым правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты обучения проявляются в:
- умении самостоятельно определять цели своего правового обучения, ставить и формулировать для себя близкие, средние и далекие перспективные цели правового самообразования;
- умении самостоятельно планировать пути достижения близких, средних и далеких перспективных целей правового самообразования в соответствии с действующим законодательством РФ;
- умении самостоятельно юридически грамотно оценивать свои решения и деяния;
- умении самостоятельно соотносить свои близкие, средние и далекие перспективные цели правового самообразования с планируемыми результатами;
- умении самостоятельно принимать юридически грамотные решения в соответствии с действующим законодательством РФ;
- умении самостоятельно разрешать юридические конфликты на основе согласования мнений и учета интересов работников и работодателя;
- умении самостоятельно юридически грамотно аргументировать и отстаивать свое мнение при рассмотрении индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в судах;
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от установления юридических фактов, выдвижении версий, проверке версий до установления истины и построения системы доказательств);
- умении самостоятельно прокомментировать трудовые права и свободы гражданина РФ;
- способности самостоятельно юридически грамотно анализировать конфликтные ситуации, выбирать адекватные способы разрешения трудовых конфликтов и модели поведения в соответствии с действующим законодательством РФ;
- овладении различными способами защиты своих трудовых прав и свобод;
- приобретении опыта самостоятельного поиска трудовых норм права, анализа и отбора информации в целях разрешения трудовых конфликтов;
- развитии умений самостоятельно юридически грамотно выражать свои мысли и способности признать трудовые права и свободы другого человека и его право на иное мнение, право на защиту всеми способами, не запрещенными законами РФ;
- формировании умений самостоятельно взаимодействовать с государственным инспектором труда, играть различные социальные роли при разрешении трудовых конфликтов.
Предметными результатами обучения являются:
- формирование убеждения в необходимости изучать законы и подзаконные нормативно-правовые акты;
- формирование навыков и умений самостоятельно изучать федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ, федеральные текущие законы РФ, федеральные кодифицированные законы РФ, федеральные комплексные законы РФ и подзаконные нормативно-правовые акты РФ;
- формирование навыков и умений самостоятельно критически оценивать юридические факты и информацию граждан;
- понимание личной и общественной значимости современной правовой культуры для выполнения основных социальных ролей в рамках закона;
- понимание роли государства и действующего законодательства РФ в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- умения самостоятельно реализовать трудовые нормы права при разрешении конкретных трудовых конфликтов;
- понимание значения правил и психотехник общения в межличностном общении;
- умения самостоятельно взаимодействовать с правоохранительными органами, вести юридически грамотно диалог, участвовать в дискуссии.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Элективный курс «Трудовые права и свободы гражданина РФ» по учебной дисциплине «Право» для 11 классов.
Учебный процесс по элективному курсу спланирован в двух вариантах различной продолжительности: 34/17 часов.
Общеобразовательное учреждение выбирает тот или иной вариант исходя из задач обучения (обязательный минимум знаний – 17 ч., углубленное изучение – 34 ч.) и нагрузки учащихся.
Варианты изучения элективного курса
№ п/п | Наименование тем | Количество учебных часов в двух вариантах |
1 вариант | 1 и 2 варианты | 2 вариант |
Уроки - лекции | Уроки - семинары | Практические занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Источники трудового права РФ | 1 | | 1 |
2 | Трудовой договор | 2 | 1 | |
3 | Рабочее время и время отдыха | 1 | 1 | |
4 | Дисциплина труда | 1 | | 2 |
5 | Охрана труда | 1 | 0/1 | 2 |
6 | Материальная ответственность сторон трудового договора | 1 | 1 | 1 |
7 | Защита трудовых прав и свобод работников | 4 | 3/4 | 6 |
Всего часов по элективному курсу | 11 | 6/11 | 12 |
Количество учебных часов по элективному курсу в двух вариантах | 17 | | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1. Источники трудового права РФ
Классификация законов по их юридической силе. Принципы обучения и формирования правовой культуры в образовательных учреждениях. Правовой статус. Виды правовых статусов. Индивидуальный статус. Специальный (родовой) статус. Общий правовой статус.
Источники (формы) права. Источник права в материальном смысле. Источник права в идеальном смысле. Источник права в специальном юридическом смысле. Основные формы права. Признаки нормативно-правового акта. Законы и подзаконные акты. Признаки закона. Классификация законов по их юридической силе. Структура закона. Виды подзаконных нормативных актов по их юридической силе.
Тема 2. Трудовой договор
Понятие трудового договора. Стороны трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Виды трудового договора. Форма и содержание трудового договора.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Расторжение трудового договора по инициативе работника и по соглашению сторон.
Тема 3. Рабочее время и время отдыха
Понятие и виды рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Сверхурочные работы. Работа на условиях ненормированного рабочего дня.
Понятие и виды времени отдыха. Перерывы во время рабочего дня. Ежедневный отдых. Выходные дни. Нерабочие праздничные дни. Отпуска.
Тема 4. Дисциплина труда
Понятие дисциплины труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Общая дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
Тема 5. Охрана труда
Понятие и значение охраны труда. Источники трудового права РФ. Обеспечение прав работников на охрану труда. Виды инструктажей по охране труда. Вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда в образовательных учреждениях.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.
Тема 6. Материальная ответственность сторон трудового договора
Материальная ответственность сторон трудового договора. Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора.
Материальная ответственность работодателя перед работником за нарушения трудового законодательства РФ. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю. Виды материальной ответственности. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.
Тема 7. Защита трудовых прав и свобод работников
Способы защиты трудовых прав и свобод работниками. Самозащита работниками трудовых прав и свобод. Защита трудовых прав и свобод работников профессиональными союзами. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства РФ. Порядок рассмотрения и разрешения трудовых конфликтов в досудебном порядке. Судебная защита трудовых прав и свобод работниками.
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Тема: «Трудовые права и свободы гражданина РФ» |
1 | Тема урока-лекции «Источники трудового права РФ» | | |
2 | Тема практического занятия «Классификация нормативно-правовых актов РФ по их юридической силе» | | |
3 | Тема урока-лекции «Порядок заключения трудового договора» | | |
4 | Тема урока-лекции «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» | | |
5 | Тема урока-семинара «Расторжение трудового договора по инициативе работника» | | |
6 | Тема урока-лекции «Рабочее время» | | |
7 | Тема урока-семинара «Время отдыха» | | |
8 | Тема урока-лекции «Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности» | | |
9 | Тема практического занятия «Алгоритм действий работодателя при рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров» | | |
10 | Тема практического занятия «Исковое заявление об обжаловании дисциплинарно го взыскания» | | |
11 | Тема урока-лекции «Права и обязанности работника в области охраны труда» | | |
12 | Тема урока-семинара «Инструкции по охране труда при работе в кабинетах по предметам повышенной опасности»» | | |
13 | Тема практического занятия «Алгоритм действий работодателя при расследовании несчастного случая с работником на производстве» | | |
14 | Тема практического занятия «Формы документов, необходимые для расследования и учета несчастных случаев на производстве » | | |
15 | Тема урока-лекции «Материальная ответственность работодателя перед работником» | | |
16 | Тема урока-семинара «Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю» | | |
17 | Тема практического занятия «Алгоритм взыскания работодателем ущерба, не превышающего среднего месячного заработка» | | |
18 | Тема урока-лекции «Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам» | | |
19 | Тема урока-лекции «Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров судами» | | |
20 | Тема урока-лекции «Административ ная ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства РФ» | | |
21 | Тема урока-лекции «Уголовная ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства РФ» | | |
22 | Тема урока-семинара «Самозащита работниками трудовых прав» | | |
23 | Тема урока-семинара «Защита трудовых прав работников профессиональ ными союзами» | | |
24 | Тема урока-семинара «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства РФ» | | |
25 | Тема урока-семинара «Административно – общественный контроль по охране труда в образовательных учреждениях» | | |
26 | Тема практического занятия «Исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения» | | |
27 | Тема практического занятия «Исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы» | | |
28 | Тема практического занятия «Исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за прогул» | | |
29 | Тема практического занятия «Исковое заявление о взыскании выходного пособия» | | |
30 | Тема практического занятия «Исковое заявление о взыскании невыплаченной премии» | | |
31 | Тема практического занятия «Исковое заявление о признании авторских прав» | | |
32 | Тема практического занятия «Исковое заявление о взыскании уволенным работником вознаграждения, причитающегося ему на основании локального нормативного акта, выплачиваемого по итогам работы за год» | | |
33 | Тема практического занятия «Исковое заявление о взыскании заработной платы в связи с задержкой выдачи трудовой книжки» | | |
34 | Тема практического занятия «Исковое заявление о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника» | | |
| Тема урока контроля «Тест по элективному курсу профильной подготовки «Трудовые права и свободы гражданина РФ» | | |
| Итого | 34 часов | |
ЛИТЕРАТУРА
КО ВСЕМ ТЕМАМ
1. Официальные документы и нормативные акты
Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.
Конвенция о правах ребенка, которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Конституция Российской Федерации. –М., 1993.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями).
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями).
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Федеральный закон РФ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе от 09.02.2005 г.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года № Пр-271.
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва "Об утверждении программы подготовки медиаторов".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».
2.Монографии, учебники, учебные пособия.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. –М., 2011.
Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области антитеррористической защищенности. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2012.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. –М., 2011.
Новиков В.С. Профессионально – психологическая подготовка руководителей оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией в ситуации захвата заложников. – М., Академия управления МВД РФ, 1999.
Новиков В.С. Психологические основы обеспечения общественной безопасности.- М., Академия управления МВД РФ, 1997.
Новиков В.С., Кубаев М.Д. Психотехнология ведения переговоров заместителем директора по безопасности образовательного учреждения с правонарушителями в ситуации «заложника». ГУП МО «Клинская типография», Московская область, г.Клин, ул. Ленина, д.7, – Клин, 2010.
Новиков В.С., Кубаев М.Д. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений. ГУП МО «Клинская типография», Московская область, г.Клин, ул. Ленина, д.7, –Клин, 2011.
Новиков В.С., Гроссу Н.И. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера. Части 1,2,3,4 и 5. ООО Рекламная компания «Солдиз» Московская область, г. Солнечногорск, д.8,оф.11, – Солнечногорск, 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Формирование правовой культуры в образовательном учреждении.–М., 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Вопросы и ответы для работников образования в области охраны труда (правовая компетентность руководителей образовательных учреждений).–М., 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Профессионально - педагогическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к применению гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения (обстоятельства, исключающие преступность деяния.–М., 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей образовательных учреждений в области охраны труда.–М., 2010.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Алгоритмы юридически обязательных решений и действий (правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда).–М., 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Теория права для педагогических работников образовательных учреждений.–М., 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Правовые основы применения гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения заместителями директоров по безопасности образовательных учреждений (обстоятельства, исключающие преступность деяния).–М., 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 1. Личные права и свободы участников образовательного процесса. (Учебно-методическое пособие). –М., 2012.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 2. Политические права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 3. Экономические права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 5 .Социальные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 6. Культурные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 7. Конституционные (основные) обязанности участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
К ТЕМЕ 1
Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля, 7, 21, 22, 28, 30 ноября, 7 декабря 2011 г.).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля, 4 октября, 29 ноября, 9, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 марта, 6 апреля, 4 мая, 11, 20, 21 июля, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г.).
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля, 4 октября 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 18, 19 июля, 19 октября, 21, 28, 30 ноября, 6, 8 декабря 2011 г.).
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 г., 23 декабря 2010 г., 4 мая, 30 ноября 2011 г.).
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 10 ноября, 4, 5, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 23 марта, 26 апреля, 16, 17 мая, 19, 24 июля, 30 октября, 4, 8, 29 ноября, 1, 4, 6 декабря 2007 г., 30 апреля, 26, 30 июня, 22, 23 июля, 13 октября, 24, 26 ноября, 1, 4, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 28 апреля, 3, 28 июня, 17, 18, 19, 24 июля, 27 сентября, 30 октября, 9, 23, 25, 28 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19 мая, 2, 17 июня, 5, 27, 30 июля, 28 сентября, 3, 8, 15, 27, 29 ноября, 28 декабря 2010 г., 7 марта, 14 апреля, 3, 4, 7, 21, 27 июня, 1, 11, 18, 19, 20, 21 июля, 7, 16, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г.).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля, 4 октября, 8, 29 ноября, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 21 апреля, 4 мая, 3, 4, 27 июня, 1, 11, 18, 20, 21 июля, 6, 7, 8, 16, 21, 30 ноября, 3, 6, 7, 8 декабря 2011 г.).
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 24 апреля, 13 мая, 23 июля 2008 г., 3 июня, 27 сентября, 23 ноября, 17 декабря 2009 г., 4 мая, 27 июля, 30 ноября 2010 г., 4 июня, 18 июля, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г.).
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 22 июля, 25 ноября 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 28 июня, 9 ноября 2009 г., 11 февраля, 9 марта, 30 апреля, 23, 27 июля, 9, 23 декабря 2010 г., 6 апреля, 4 мая, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г.).
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня, 2, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 28 апреля, 29 июня, 18 июля, 30 октября, 3 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 9, 29 марта, 7, 22, 30 апреля, 5, 19 мая, 1, 22, 23, 27 июля, 29 ноября, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 20 марта, 6 апреля, 3 мая, 3, 14 июня, 11, 20, 21 июля, 6, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г.).
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 4 ноября 2004 г., 1 февраля, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 5, 9 января, 3 апреля, 2 мая, 30 декабря 2006 г., 6 июня, 19, 21, 24 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 3 апреля, 14, 23 июля, 8 ноября, 3, 22 декабря 2008 г., 14 февраля, 3 июня, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5 апреля, 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 27 июня, 6 ноября, 3, 7 декабря 2011 г.).
К ТЕМЕ 2
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Право. 11 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
К ТЕМЕ 3
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
К ТЕМЕ 4
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
К ТЕМЕ 5
Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
К ТЕМЕ 6
Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
К ТЕМЕ 7
Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.
Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.
Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
Критерии оценки учащихся за устные ответы по элективному курсу «Трудовые права и свободы гражданина РФ»
При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности программного учебного материала, логично его излагает, используя знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения конкретного урока.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании программного учебного материала.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание программного учебного материала в процессе изучения конкретного урока.
Критерии оценки учащихся по элективному курсу «Трудовые права и свободы гражданина РФ»
При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:
«5» ставится, если обучающийся:
- полностью усвоил программный учебный материал элективного курса;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучающийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г.(п.2 и 3 ст.15, п.1,2 и 5ст.18)