Урок: «Труд и право».
Цели и задачи:
познакомить учащихся с юридическими основами труда
воспитывать уважение к труду
сориентировать учеников в выборе профессии
дать представление о сущности юридического аспекта трудовой деятельности
познакомить с терминами и понятиями: трудовое право, Трудовой кодекс РФ, трудовой договор, правовой статус несовершеннолетних.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся выявлять характерные черты правового статуса труда
овладеют принципом работы с учебником, Конституцией РФ, статьями Трудового кодекса РФ
приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссий
научатся участвовать в эвристической беседе
научатся работать с документами
выполнять проблемные задания
Формируемые УУД:
метапредметные:
излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли
отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
планировать деятельность
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
анализировать результаты исследования, фиксировать их
личностные:
формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности
воспитание ответственности за свои решения
Оборудование: учебник, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, презентация.
Тип урока: проблемный.
Ход урока
Чтобы хорошо жить, нужно много работать.
Проблемный вопрос:
-Может ли человек в современном обществе прожить без труда?
труд - это право или обязанность?
ТРУД
Право Свободный
Источники трудового права
Конституция РФ
Трудовой кодекс РФ
Вывод по 1 пункту плана урока: Право на труд - одно из основных прав и свобод человека
-
«Блиц-опрос».
а) Назовите источники трудового права :_____ .
б) Назовите субъекты трудовых отношений :_____ .
в) Основным документом о трудовой деятельности является :_____ .
г) Названия документов ,которые требуются при трудоустройстве :_____ .
д) Трудовой договор заключается в возрасте :_____ .
е)Что составляет содержание трудового договора.
Ж)Назовите виды дисциплинарных взысканий.
З) Какие вы знаете виды времени отдыха?
2 этап
Игра. «Юридическая консультация»
К нам пришел юрист-консультант (персонаж-ученик). Вы можем задать ему вопросы по правовому статусу несовершеннолетних .
Учащиеся вместе с учителем во время беседы делают краткие записи (к третьему пункту плана урока) и смотрят презентацию.
Труд несовершеннолетних.
с 16 лет заключается трудовой договор.
продолжительность ежедневной работы
от 14-16 лет = 2.5 часа
от 16-18 лет = 3.5 часа
не допускаются к сверхурочным работам и к работе в ночное время.
отпуск - по истечении 6 месяцев непрерывной работы = 31 календарному дню и в удобное для них время
уволить может комиссия по делам несовершеннолетних или государственная инспекция труда
испытательный срок не устанавливается
Используя полученные знания, решите ситуации:
Ситуация 1: Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?(Ответы учащихся)
Ситуация 2: 17 летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом? (Ответы учащихся)
Ситуация3.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Вывод:
Мы видим, что Российское законодательство защищает ребёнка. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.
Сказка о попе и работнике Балде
Текст 1.
«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.
Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.
Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.
Вопросы уч-ся:
Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения?
Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина?
Скажите, пожалуйста, можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок?
Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день?
ТЕКСТ 2
Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.
Трудовой договор.
«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о ниже следующем:
Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
Договор является договором по основной работе.
Вид договора: на неопределенный срок.
Срок испытания: 3 месяца.
Права и обязанности работника: участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время; соблюдать трудовую дисциплину; бережно относиться к театральному инвентарю.
Права и обязанности работодателя: вовремя выплачивать зарплату; обеспечивать безопасные условия труда.
Особенности режима рабочего времени: работать 7 дней в неделю, в вечернее и ночное время
Работнику устанавливается зарплата в размере от 2 золотых монет до 5 золотых монет в месяц.
Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Адреса и подписи сторон:
Работник: Буратино, актер, Адрес: дом папы Карло.
Подпись
Работодатель:
Карабас Барабас, директор кукольного театра,
Адрес: ул.Кукольная, 10.
Подпись
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями? а) Трудовой договор можно признать недействительным б) Нарушены ли права работодателя в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника
Свой выбор аргументируйте.
ТЕКСТ 3
Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка: носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями? а) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора б) Нарушены ли нормы труда несовершеннолетних в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора
Свой выбор аргументируйте.