СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовые правоотношения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение трудовых правоотношений. Работа с трудовым кодексом РФ.

Просмотр содержимого документа
«Трудовые правоотношения.»

Урок: «Труд и право».

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с юридическими основами труда

  • воспитывать уважение к труду

  • сориентировать учеников в выборе профессии

  • дать представление о сущности юридического аспекта трудовой деятельности

  • познакомить с терминами и понятиями: трудовое право, Трудовой кодекс РФ, трудовой договор, правовой статус несовершеннолетних.



Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся выявлять характерные черты правового статуса труда

  • овладеют принципом работы с учебником, Конституцией РФ, статьями Трудового кодекса РФ

  • приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссий

  • научатся участвовать в эвристической беседе

  • научатся работать с документами

  • выполнять проблемные задания

Формируемые УУД:

метапредметные:

  • излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

  • развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли

  • отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической

  • планировать деятельность

  • определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

  • анализировать результаты исследования, фиксировать их



личностные:

  • формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

  • воспитание ответственности за свои решения



Оборудование: учебник, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

Чтобы хорошо жить, нужно много работать.


Проблемный вопрос:

-Может ли человек в современном обществе прожить без труда?

труд - это право или обязанность?


ТРУД

Право Свободный


Источники трудового права

  • Конституция РФ

  • Трудовой кодекс РФ


Вывод по 1 пункту плана урока: Право на труд - одно из основных прав и свобод человека

-

«Блиц-опрос».

а) Назовите источники трудового права :_____ .

б) Назовите субъекты трудовых отношений :_____ .

в) Основным документом о трудовой деятельности является :_____ .

г) Названия документов ,которые требуются при трудоустройстве :_____ .

д) Трудовой договор заключается в возрасте :_____ .

е)Что составляет содержание трудового договора.

Ж)Назовите виды дисциплинарных взысканий.

З) Какие вы знаете виды времени отдыха?



2 этап

Игра. «Юридическая консультация»

К нам пришел юрист-консультант (персонаж-ученик). Вы можем задать ему вопросы по правовому статусу несовершеннолетних .

Учащиеся вместе с учителем во время беседы делают краткие записи (к третьему пункту плана урока) и смотрят презентацию.

Труд несовершеннолетних.

  • с 16 лет заключается трудовой договор.

  • продолжительность ежедневной работы

от 14-16 лет = 2.5 часа

от 16-18 лет = 3.5 часа

  • не допускаются к сверхурочным работам и к работе в ночное время.

  • отпуск - по истечении 6 месяцев непрерывной работы = 31 календарному дню и в удобное для них время

  • уволить может комиссия по делам несовершеннолетних или государственная инспекция труда

  • испытательный срок не устанавливается

Используя полученные знания, решите ситуации:


Ситуация 1: Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?(Ответы учащихся)

Ситуация 2: 17 летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом? (Ответы учащихся)

Ситуация3.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Вывод:

Мы видим, что Российское законодательство защищает ребёнка. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.

Сказка о попе и работнике Балде


Текст 1.



«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

  1. Вопросы уч-ся:

  2. Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения?

  3. Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина?

  4. Скажите, пожалуйста, можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок?

  5. Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день?


ТЕКСТ 2

Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

Трудовой договор.

«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о ниже следующем:

  1. Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».

  2. Договор является договором по основной работе.

  3. Вид договора: на неопределенный срок.

  4. Срок испытания: 3 месяца.

  5. Права и обязанности работника: участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время; соблюдать трудовую дисциплину; бережно относиться к театральному инвентарю.

  6. Права и обязанности работодателя: вовремя выплачивать зарплату; обеспечивать безопасные условия труда.

  7. Особенности режима рабочего времени: работать 7 дней в неделю, в вечернее и ночное время

  8. Работнику устанавливается зарплата в размере от 2 золотых монет до 5 золотых монет в месяц.

  9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

Работник: Буратино, актер, Адрес: дом папы Карло.

Подпись


Работодатель:

Карабас Барабас, директор кукольного театра,

Адрес: ул.Кукольная, 10.

Подпись



Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями? а) Трудовой договор можно признать недействительным б) Нарушены ли права работодателя в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника

Свой выбор аргументируйте.



ТЕКСТ 3

Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.

Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка: носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.

Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями? а) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора б) Нарушены ли нормы труда несовершеннолетних в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора

Свой выбор аргументируйте.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!