Куль-Оба — первый скифский курган в Крыму и России
Куль-Оба – первый известный богатый скифский курган на территории Российской империи
Куль-Оба (Холм пепла) - скифский курган в шести километрах к северу от Керчи, изученный археологами в 1830 году. В склепе из гладко отесанных камней оказалось захоронение скифского вождя; по обычаю того времени правитель был погребен вместе с женой и оруженосцем. Тут же найден клад бытовой утвари и украшений того времени из бронзы, серебра, золота - настолько богатый, что его вот уже полторы сотни лет хранят в Эрмитаже. В числе находок были медальоны с изображением головы Афины в шлеме.
На южной оконечности города расположена целая гряда курганов Юз-Оби - «Сто холмов». Могильник боспорской знати IV века до нашей эры.
Строительная история
Началось все с поисков залежей камня, пригодного для строительных манипуляций – керченскому руководству необходимо было срочно расселить семьи моряков. Курган Куль-Оба («пепловый холм» в переводе с татарского) возвышался над городом Керчь. Солдаты гарнизона добывали там камень, когда наткнулись на внутреннее помещение – гробницу. Иван Александрович Стемпковский, бывший тогда керченским градоначальником, интересовался историей. Когда ему сообщили о памятке, он предложил обследовать ее Полю Дюбрюксу, уже занимавшемуся в Крыму исследованиями исторических древностей.
Дюбрюксу и принадлежит честь открытия неразграбленной курганной гробнички времени скифов (V-IV вв. до н.э.). В ней нашли массу ценных вещей, в основном ювелирных изделий и посуды из золота, а еще оружие и элементы конской сбруи. Много позже в причерноморской степи и в центральной степной части Украины найдено также несколько подобных курганов (Толстая Могила, Солоха, Чертомлык и другие). Нынешними учеными они определены как принадлежащие скифам-кочевникам (по Геродоту «царским»), которые таким способом хоронили самых авторитетных воинов и правителей.
Высказывалось и другое мнение: якобы Куль-Оба является местом погребения одного из боспорских царей. Возле Керчи известно такое захоронение – Царский курган. Но инвентарь описываемого места (изображения и особенности стиля) говорит о том, что оно все-таки не греческое, а скифское. То, что выявленные в нем вещи однозначно изготовлены мастерами Греции, ничего не значит – ремесленники постоянно выполняли заказы знатных лиц, которые хорошо платили за это конями, шкурами и рабами. Таким образом, Куль-Оба – первый известный богатый скифский курган на территории Российской империи.
Когда о находке в Куль-Оба рассказали царю Николаю I и показали ему обнаруженные вещи, чиновникам Антону Ашику и Дамиану Карейше, было велено обследовать другие курганы в окрестностях Керчи. Двое эти действовали как настоящие «черные археологи» – вскрывали памятник и бросали его, если не обнаруживали немедленно драгоценных металлов. Ими погублено несколько подобных памяток прошлого.
Да и Дюбрюкс оказался небезгрешен. Он сумел не заметить в Куль-Оба нижней камеры, под полом обследованной им. Но ее быстро нашли грабители, стоило ему удалиться из кургана. Они вытащили из дополнительного погребения множество интересных вещей (судя по застежке в виде оленя, которую Стемпковскому удалось выкупить у одного из жуликов).
Ашик и Карейша – просто не слишком честные и добросовестные люди. Но Дюбрюкса судить строго нельзя. Он не был специалистом в археологии и никакими научными методиками исследований не владел. А результаты его труда в кургане Куль-Оба в Керчи подтолкнули современных исследователей к правильным научным изысканиям и спасли для человечества находки огромной исторической и эстетической ценности.
В Куль-Оба было найдено четыре захоронения: двое знатных мужчин, женщина, слуга. Один из богатых скифов лежал в тайной гробнице, паж же – почти в стенке. Главное погребение было мужским. Покойника уложили на деревянном диване, рядом располагался саркофаг. Тут же был и женский одр. Людей этих могли как похоронить всех вместе (в том числе в качестве жертвоприношения), так и в разное время – допускаются обе версии.
Центральные могилы снабжены драгоценным инвентарем. Там был колчан для стрел, точильный камень, ручка от плети и бронзовое зеркало, отделанные золотой окантовкой. Наряды «царя» и «царицы» декорированы множеством украшений – подвесками, бляшками с отображением животных и лиц, застежками, пряжками. Мужчина и женщина имели шейные гривны весом более 400 г каждая, тонкой работы, браслеты. У представительницы прекрасного пола в костюме были ажурные подвески тончайшего изготовления и с нарисованной богиней Афины. У «царя» она имела концы, оформленные в виде воинов-скифов на лошадях.
Самые известные вещи из кургана – застежка в облике оленя (отыскана грабителями) и сосуд со сценами из жизни скифов на стенках. Там изображен воин, натягивающий тетиву на лук, два беседующих человека и даже древний стоматолог, явно намеревающийся вырвать товарищу больной зуб. Изображения реалистичны и позволяют изучить внешность и одежду народа. Отзывы знающих личностей полагают все здешнее золото изделиями греческих мастеров в так называемом «скифском зверином стиле».
Просмотр содержимого документа
«Куль-Оба — первый скифский курган в Крыму и России»
Царский курган – памятник IV века до нашей эры Куль-Оба — первый скифский курган в Крыму и России
Куль-Оба – первый известный богатый скифский курган на территории Российской империи
Куль-Оба (Холм пепла) - скифский курган в шести километрах к северу от Керчи, изученный археологами в 1830 году. В склепе из гладко отесанных камней оказалось захоронение скифского вождя; по обычаю того времени правитель был погребен вместе с женой и оруженосцем. Тут же найден клад бытовой утвари и украшений того времени из бронзы, серебра, золота - настолько богатый, что его вот уже полторы сотни лет хранят в Эрмитаже. В числе находок были медальоны с изображением головы Афины в шлеме.
На южной оконечности города расположена целая гряда курганов Юз-Оби - «Сто холмов». Могильник боспорской знати IV века до нашей эры.
Строительная история
Началось все с поисков залежей камня, пригодного для строительных манипуляций – керченскому руководству необходимо было срочно расселить семьи моряков. Курган Куль-Оба («пепловый холм» в переводе с татарского) возвышался над городом Керчь. Солдаты гарнизона добывали там камень, когда наткнулись на внутреннее помещение – гробницу. Иван Александрович Стемпковский, бывший тогда керченским градоначальником, интересовался историей. Когда ему сообщили о памятке, он предложил обследовать ее Полю Дюбрюксу, уже занимавшемуся в Крыму исследованиями исторических древностей.
Дюбрюксу и принадлежит честь открытия неразграбленной курганной гробнички времени скифов (V-IV вв. до н.э.). В ней нашли массу ценных вещей, в основном ювелирных изделий и посуды из золота, а еще оружие и элементы конской сбруи. Много позже в причерноморской степи и в центральной степной части Украины найдено также несколько подобных курганов (Толстая Могила, Солоха, Чертомлык и другие). Нынешними учеными они определены как принадлежащие скифам-кочевникам (по Геродоту «царским»), которые таким способом хоронили самых авторитетных воинов и правителей.
Высказывалось и другое мнение: якобы Куль-Оба является местом погребения одного из боспорских царей. Возле Керчи известно такое захоронение – Царский курган. Но инвентарь описываемого места (изображения и особенности стиля) говорит о том, что оно все-таки не греческое, а скифское. То, что выявленные в нем вещи однозначно изготовлены мастерами Греции, ничего не значит – ремесленники постоянно выполняли заказы знатных лиц, которые хорошо платили за это конями, шкурами и рабами. Таким образом, Куль-Оба – первый известный богатый скифский курган на территории Российской империи.
Когда о находке в Куль-Оба рассказали царю Николаю I и показали ему обнаруженные вещи, чиновникам Антону Ашику и Дамиану Карейше, было велено обследовать другие курганы в окрестностях Керчи. Двое эти действовали как настоящие «черные археологи» – вскрывали памятник и бросали его, если не обнаруживали немедленно драгоценных металлов. Ими погублено несколько подобных памяток прошлого.
Да и Дюбрюкс оказался небезгрешен. Он сумел не заметить в Куль-Оба нижней камеры, под полом обследованной им. Но ее быстро нашли грабители, стоило ему удалиться из кургана. Они вытащили из дополнительного погребения множество интересных вещей (судя по застежке в виде оленя, которую Стемпковскому удалось выкупить у одного из жуликов).
Ашик и Карейша – просто не слишком честные и добросовестные люди. Но Дюбрюкса судить строго нельзя. Он не был специалистом в археологии и никакими научными методиками исследований не владел. А результаты его труда в кургане Куль-Оба в Керчи подтолкнули современных исследователей к правильным научным изысканиям и спасли для человечества находки огромной исторической и эстетической ценности.
В Куль-Оба было найдено четыре захоронения: двое знатных мужчин, женщина, слуга. Один из богатых скифов лежал в тайной гробнице, паж же – почти в стенке. Главное погребение было мужским. Покойника уложили на деревянном диване, рядом располагался саркофаг. Тут же был и женский одр. Людей этих могли как похоронить всех вместе (в том числе в качестве жертвоприношения), так и в разное время – допускаются обе версии.
Центральные могилы снабжены драгоценным инвентарем. Там был колчан для стрел, точильный камень, ручка от плети и бронзовое зеркало, отделанные золотой окантовкой. Наряды «царя» и «царицы» декорированы множеством украшений – подвесками, бляшками с отображением животных и лиц, застежками, пряжками. Мужчина и женщина имели шейные гривны весом более 400 г каждая, тонкой работы, браслеты. У представительницы прекрасного пола в костюме были ажурные подвески тончайшего изготовления и с нарисованной богиней Афины. У «царя» она имела концы, оформленные в виде воинов-скифов на лошадях.
Самые известные вещи из кургана – застежка в облике оленя (отыскана грабителями) и сосуд со сценами из жизни скифов на стенках. Там изображен воин, натягивающий тетиву на лук, два беседующих человека и даже древний стоматолог, явно намеревающийся вырвать товарищу больной зуб. Изображения реалистичны и позволяют изучить внешность и одежду народа. Отзывы знающих личностей полагают все здешнее золото изделиями греческих мастеров в так называемом «скифском зверином стиле».