Просмотр содержимого документа
«Царскосельский лицей: привилегированное учебное заведение для детей дворян в России.»
Царскосельский лицей: Привилегированное учебное заведение для дворян
Работу выполнили ученицы 9а
Охотина Полина, Изюрова Дарья, Данилина Анастасия
История Царскосельского лицея
1)Царскосельский лицей был основан в 1811 году по инициативе Михаила Михайловича Сперанского во время правления Александра I. Его главной задачей было воспитание дворянских детей для последующей службы государству. В лицее применяли современные методы образования, обеспечивая как среднее, так и высшее образование.
Герб лицея
Учебный процесс и структура лицея :
Учебный процесс в Царскосельском лицее состоял из двух равных по длительности этапов:
- Трёхлетний подготовительный период , в течение которого учащиеся осваивали базовые знания и навыки.
- Основная часть обучения , также продолжительностью три года, где происходило углубленное изучение предметов и подготовка к государственной службе.
За эти шесть лет ученики получали как среднее, так и высшее образование, соответствующее уровню юридических и философских факультетов университета. После окончания лицея выпускники приобретали права, равнозначные правам выпускников университетов.
Открытие Царскосельского лицея
Торжественное открытие Царскосельского лицея состоялось 19 октября 1811 года в актовом зале, расположенном на третьем этаже здания. Распределение помещений было следующим:
- Первый этаж занимал хозяйственный блок, здесь же размещались квартиры некоторых сотрудников лицея, таких как гувернёры, инспекторы и другие служащие.
- Второй этаж был отведен под больницу с аптекой, канцелярию, конференц-зал и столовую для воспитанников.
- Третий этаж предназначался для учебных классов, библиотеки и комнат для самостоятельной работы учеников.
- Четвёртый этаж служил жилым корпусом для воспитанников лицея.
"перенос, обучение, принципы, программа"
Об лицие
Перенос в Петербург : С 1843 года лицей был перенесён в Санкт-Петербург и переименован в Александровский лицей . Всего за время его существования было 74 выпуска.
Приём и обучение :
1)Возраст поступающих: 12–13 лет.
2)Социальный статус: Дворянские дети.
3)Девиз: «Для общей пользы».
Принципы воспитания :
1)Отказ от телесных наказаний (запрещено уставом).
2)Краткое и понятное изложение материала.
3)Стимулирование умственной активности и действия учеников.
Образовательная программа :
1)Разработана Михаилом Сперанским.
2)Включает: русскую словесность, гимнастику, иностранные языки, исторические дисциплины, математику, изящные искусства, нравственные дисциплины.
Традиции образования в лицее
Воспитанников Царскосельского лицея готовили к успешной карьере в гражданской и военной сферах, давая им всестороннее образование. В лицее строго соблюдался режим дня, включавший семь часов уроков и обязательные занятия музыкой, иностранными языками и рисованием. Несмотря на строгие правила, лицеисты не испытывали давления, а вместо этого наслаждались играми, прогулками и физическими упражнениями, которым уделялось больше времени, чем в других учебных заведениях. Библиотека лицея насчитывала свыше 800 томов по различным наукам и искусству, что было редкостью для того времени.
Известные воспитанники Царскосельского лицея
Иван Иванович Пущин
Фёдор Фёдорович Матюшкин
Александр Сергеевич Пушкин
Антон
Антонович Дельвиг
Владимир Дмитриевич Вольховский
Интересные факты о лицее
- Первым директором был Василий Фёдорович Малиновский (1811–1814). Затем пост занял Егор Антонович Энгельгарт (1814–1823). Следующим директором стал Фёдор Григорьевич Гольгоер (до 1840 года).
- Первым директором был Василий Фёдорович Малиновский (1811–1814).
- Затем пост занял Егор Антонович Энгельгарт (1814–1823).
- Следующим директором стал Фёдор Григорьевич Гольгоер (до 1840 года).
- Забота о лицеистах : Лицеистам обеспечивалось хорошее питание, а форму для них шил придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 года финансирование сократилось, и лицеисты начали носить простую серую одежду, что вызвало недовольство среди них.
- Лицеистам обеспечивалось хорошее питание, а форму для них шил придворный портной Мальгин.
- Во время Отечественной войны 1812 года финансирование сократилось, и лицеисты начали носить простую серую одежду, что вызвало недовольство среди них.
- Журналы лицеистов : Уже в конце 1811 года лицеисты выпускали два журнала: один под руководством Кюхельбекера и Илличевского. Позже появились журналы «Неопытное перо» (авторы: Пушкин, Дельвиг, Корсаков) и «Для удовольствия и пользы» (Яковлев, Кюхельбекер, Вольховский). В 1813 году коллективы объединились и выпустили журнал «Юные пловцы», а позже появился «Лицейский мудрец».
- Уже в конце 1811 года лицеисты выпускали два журнала: один под руководством Кюхельбекера и Илличевского.
- Позже появились журналы «Неопытное перо» (авторы: Пушкин, Дельвиг, Корсаков) и «Для удовольствия и пользы» (Яковлев, Кюхельбекер, Вольховский).
- В 1813 году коллективы объединились и выпустили журнал «Юные пловцы», а позже появился «Лицейский мудрец».
- Оценочная система : Высшим баллом была единица, а самой низкой — четвёрка. Дополнительно существовал балл «ноль» для полного отсутствия знаний. Оценок было три: две можно было улучшить на экзамене, а третья оставалась неизменной и выставлялась за талант.
- Высшим баллом была единица, а самой низкой — четвёрка. Дополнительно существовал балл «ноль» для полного отсутствия знаний.
- Оценок было три: две можно было улучшить на экзамене, а третья оставалась неизменной и выставлялась за талант.
- Память о лицее : Пушкин жил в комнате № 14 и часто вспоминал об этом, даже подписываясь «№ 14» в зрелом возрасте. Директор Энгельгарт подарил выпускникам первого курса чугунные кольца, символизирующие крепкую дружбу, за что выпуск получил прозвище «чугунного».
- Пушкин жил в комнате № 14 и часто вспоминал об этом, даже подписываясь «№ 14» в зрелом возрасте.
- Директор Энгельгарт подарил выпускникам первого курса чугунные кольца, символизирующие крепкую дружбу, за что выпуск получил прозвище «чугунного».