5
ГОУ ЛНР «Краснодонская городская гимназия»
«Царство басен И.А.Крылова»
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе
учителя Козловой Аллы Викторовны
Краснодон
2020
ТИП УРОКА:
урок развития речи.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Закрепление материала о жизни и творчестве И. А. Крылова.
2.Знакомство с жанровыми признаками басни на примере басен И. А. Крылова
3.Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
4.Знакомство с предшественниками и последователями И. А. Крылова в жанре басни.
5.Закрепление новых литературоведческих понятий.
6.Развитие у детей монологической и диалогической речи.
7. Воспитывать интерес к творчеству И.А.Крылова.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Портрет И.А.Крылова.
2.Сборники басен И.А.Крылова.
3.Иллюстрации и детские рисунки к басням И.А.Крылова.
4.Выставка книг с изданиями басен разных авторов.
5.Короб с игрушками (персонажами басен).
6.Плакат с цифрами 200 и 9 и словами М. Исаковского.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Басня, аллегория, мораль, басенный стих, слова, определяющие человеческие достоинства и недостатки.
ХОД УРОКА:
1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Добрый день, ребята! Тема нашего урока: «Царство басен И.А.Крылова». Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Российскому царству басен.
Царство басен очень древнее, по всему миру есть его представительства. В России оно появилось в 18 веке благодаря вот этому замечательному человеку – Крылову Ивану Андреевичу.
Образ дедушки Крылова возникает у нас в раннем детстве, еще не вполне осознанный, но близкий и родной, чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. В просторном халате, а может быть, в причудливой мантии, в окружении своих удивительных героев Крылов сливается с волшебным миром народной сказки. В ту пору мы даже не задумывались над тем, кто он – писатель, драматург, баснописец…
2. ЖАНР БАСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА.
1.А как бы вы теперь ответили на этот вопрос: кто он, И. А. Крылов?
Да, басенный жанр привлекал к себе И.А.Крылова всеобщей доходчивостью, общедоступностью.
2.Дайте определение басни как жанру литературы.
Я не случайно сказала, что жанр басни общедоступен. Когда Ивана Андреевича спросили, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Народность крыловской басни истинная. Гоголь писал о Крылове, что « всюду у него Русь и пахнет Русью», и что басни его-
«книга мудрости самого народа». И.А.Крылов смог расслышать, как разговаривают между собой звери, птицы, рыбы… Оказывается, они говорят стихами, да еще пословицами и поговорками свою речь пересыпают.
Сегодня, ребята, в наше Русское царство басни прибыли две гостьи из Древней Греции, которые утверждают, что наш И.А.Крылов разговаривал их языком. Они называют его эзоповым.
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ.
Музы: Мы из Древней Греции! Мы дочери бога Зевса. Рады приветствовать вас: муза литературы и муза истории.
Муза истории: Наш земляк две тысячи лет назад начал сочинять басни. Он открыл язык иносказания – это когда поэт высказывается не прямо, а намеками. Остроумие и находчивость прославили его имя.
Муза литературы: А звали его Эзоп. И язык басни стали называть в его честь эзоповым языком.
Муза истории: Мы прибыли сегодня к вам, чтобы послушать, как вы понимаете эзопов язык басни.
4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Эзопов язык – это иносказание. А какой еще существует в литературоведении синоним этим понятиям ? (аллегория)
Уточним, что такое аллегория?
5. РАБОТА С ТЕКСТАМИ.
Крыловская эзоповская речь стала народной. Пословицы и поговорки, вышедшие из басен Крылова, стали знаменитыми.
Откройте сборники басен Крылова. Ими можно будет пользоваться, если вы встретите затруднения при выполнении задания, которое я вам сейчас предложу. Я буду называть басню, а вы – поговорку, вышедшую из нее.
1. «Волк и ягненок» («У сильного всегда бессильный виноват», «Ты
виноват уж тем, что хочется мне кушать»)
2. «Волк и кот» («Что ты посеял – то и жни»)
3. «Синица» («Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться»)
4. «Лебедь, рак и щука » («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», «А воз и ныне там»)
5. «Кот и повар» («А Васька слушает да ест»)
6. «Квартет» («А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»)
7. «Лисица и виноград» («Да зелен виноград»)
8. «Кукушка и петух» («За что кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку.»)
9. «Обезьяна и зеркало» («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»)
10. «Ларчик» («А ларчик просто открывался»)
6. БЕСЕДА ПО ОБОБЩЕНИЮ МАТЕРИАЛА.
Ребята, обратите внимание, у нас на доске расположились цифры 200 и 9. Скажите, какое отношение эти цифры имеют к творчеству И.А.Крылова? ( Крылов написал 200 басен и объединил их в 9 книг.)
Сборники басен выходили отдельными изданиями, общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, совершенно неслыханной и небывалой – 77 тысяч экземпляров. Это была не только широкая популярность, это были подлинная народная слава и всемирное признание.
Как построены басни? (основное повествование и мораль)
Что такое мораль?
Наблюдения, представления, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотились благодаря мастерству басенника в предельно лаконичную форму басенной морали.
7. ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ». ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.
Посмотрите инсценировку басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Определите, в чем заключается мораль этой басни?
8. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ БАСНИ «ВОЛК НА ПСАРНЕ»
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Откройте учебник. Начните читать жужжащим чтением басню «Волк на псарне». А теперь почитаем басню по ролям.
Каждая басня Крылова является откликом на события, происходящие в стране. Откликом на какое событие является эта басня? Может ли она служить уроком в других ситуациях?
Басни Крылова, как всякое истинное художественное произведение, обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины, которые баснописец почерпнул из «моря житейского». Именно поэтому басни Крылова обретают необычайную сюжетную гибкость и являются перед читателем каждый раз со свежим содержанием и смыслом. Кажется порой, что они написаны будто сегодня. Будто бы это отклик на то, что происходит сейчас у нас в стране.
Многие художники иллюстрировали басни Крылова. Я попросила и вас подготовить рисунки к басням, которые вам особенно понравились. Посмотрите, что у вас получилось.
9. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Сами по себе вошли в нашу жизнь такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Вол, Стрекоза, Муравей, Осел и многие другие животные, птицы, насекомые. Каждого из них Крылов наделяет не только даром речи, но и мыслями, чувствами. Иногда о каких-то событиях они судят мудро и справедливо, а когда-то ассоциируются с различными общечеловеческими пороками.
1.Представляю вашему вниманию сундучок, в котором живут герои крыловских басен. Я буду доставать их из сундучка, а вы называть, из какой они басни и носителем какого свойства характера являются в басне.(невежа, невежда, глупость, тупость).
Эта обстановка похожа на уголок в Летнем саду в Петербурге, где стоит памятник великому баснописцу. Крылов сидит в кресле, а постамент памятника украшают многочисленные фигуры героев его басен.
2.Послушайте слова М. Исаковского.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Согласны ли вы со словами русского советского поэта?
Что такое крылатые выражения? (меткие выражения, образные изречения, вошедшие в общее употребление.)
Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
Вспомните названия басен, которые стали крылатыми выражениями? («Демьянова уха», «Мартышка и очки», «Тришкин кафтан», «Волк на псарне», «Лебедь, Рак и Щука»)
3.Подберите крылатые выражения из басен Крылова для следующих ситуаций:
* Употребляется обычно шутливо, когда человек от переполнивших его эмоций не может произнести ни слова. ( «от радости в зобу дыханье сперло». Басня «Ворона и лиса»)
* Это ироническое выражение произносят в тех ситуациях, когда один хвалит другого, а тот в ответ хвалит первого. («Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Басня «Кукушка и петух»)
* Говорят обычно в тех случаях, когда, несмотря на уговоры, убеждения, человек делает по-своему. («А Васька слушает да ест». Басня «Кот и повар»)
10. ИГРА «НАЙДИ ПАРУ».
На каждом столе лежит конверт со словами, если вы их правильно соедините, то получите фразу из басни Крылова.
«Чтоб музыкантом быть / так надобно ученье». Басня «Квартет»
«Вороне где-то бог /послал кусочек сыру». Басня «Ворона и лисица»
«Я отыщу секрет /и Ларчик вам открою». Басня «Ларчик».
«Мартышка к старости / слаба глазами стала». Басня «Мартышка и очки»
«У сильного всегда / бессильный виноват». Басня «Волк и ягненок»
«Когда в товарищах согласья нет, / на лад их дело не пойдет». Басня «Лебедь, щука и рак»
11.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В чем своеобразие басен Крылова, их особенность?
1.Слились воедино речь поэтическая и разговорная.
2.По форме близки к драматическому произведению.
3.Басни – это отражение мудрости народа.
4.Являются откликом на события, происходившие в России начала 19 века.
5.В умении Крылова смеяться вместе с героями, смотреть на жизнь их глазами. Персонажи – это типичные герои России того времени.
Много басен появилось в последующие годы, но Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным миром.
Невозможно поговорить о всех 200 баснях Крылова, поэтому царство басен ждет вас снова и снова.
Книги И.А.Крылова представлены сегодня на нашей книжной полке, но они стоят и на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей.
12.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.