СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царство животные. Класс Птицы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Царство животные. Класс Птицы»

Тема урока :

Тема урока :

Подумай Какие прогрессивные черты позволили большинству птиц освоить полет как средство перемещения в пространстве?

Подумай

Какие прогрессивные черты позволили большинству птиц освоить полет как средство перемещения в пространстве?

Царство: Животные Подцарство: Многоклеточные Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Птицы

Царство: Животные

Подцарство: Многоклеточные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Птицы

 Общие черты строения птиц и пресмыкающихся Отсутствие в коже птиц кожных желез Наличие на задних конечностях птиц чешуй Покров клюва птиц ороговевший Задние конечности птиц имеют острые когти

Общие черты строения

птиц и пресмыкающихся

  • Отсутствие в коже птиц кожных желез
  • Наличие на задних конечностях птиц чешуй
  • Покров клюва птиц ороговевший
  • Задние конечности птиц имеют острые когти
Перьевой покров птиц Глухарь

Перьевой покров птиц

Глухарь

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ СИЗОГО ГОЛУБЯ И ДРУГИХ ПТИЦ

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ СИЗОГО ГОЛУБЯ И ДРУГИХ ПТИЦ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КЛЮВА    Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются. Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КЛЮВА Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются. Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу

Разнообразие клювов у птиц связано с разной пищей.

Разнообразие клювов у птиц связано с разной пищей.

РАЗНООБРАЗИЕ НОГ У ПТИЦ СВЯЗАНО С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

РАЗНООБРАЗИЕ НОГ У ПТИЦ СВЯЗАНО С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

ХОДЬБА И БЕГ ПТИЦ Когда птица идет шагом, она попеременно переставляет ноги, одна из которых всегда опирается о землю. При беге ноги действуют так же, но есть фаза свободного полета. Некоторые птицы скачут по земле, одновременно отталкиваясь обеими ногами.

ХОДЬБА И БЕГ ПТИЦ

  • Когда птица идет шагом, она попеременно переставляет ноги, одна из которых всегда опирается о землю. При беге ноги действуют так же, но есть фаза свободного полета. Некоторые птицы скачут по земле, одновременно отталкиваясь обеими ногами.
Птицы часто подолгу стоят на одной ноге и могут спать стоя  — столь совершенно устройство их конечностей (Кряква).  Некоторые птицы могут бегать по воде (Лысуха).  Ходьба и бег у птиц

Птицы часто подолгу стоят на одной ноге

и могут спать стоя  — столь совершенно устройство

их конечностей (Кряква). Некоторые птицы могут бегать по воде (Лысуха).

Ходьба и бег у птиц

ПРИМЕНЕНИЕ НОГ   Из-за того, что передние конечности  превратились в крылья, ноги у птиц часто берут на себя ту работу,  которую у четвероногих животных обычно выполняют передние конечности.

ПРИМЕНЕНИЕ НОГ

Из-за того, что передние конечности

превратились

в крылья,

ноги у птиц часто

берут на себя ту работу,

которую у четвероногих животных

обычно выполняют передние конечности.

Скелет птиц Киль Цевка

Скелет птиц

Киль

Цевка

Двойное дыхание = легкие + воздушные мешки Легкие Воздушные мешки

Двойное дыхание = легкие + воздушные мешки

Легкие

Воздушные мешки

Кровеносная система птиц 4 х камерное сердце 2 круга кровообращения Постоянная t тела

Кровеносная система птиц

  • 4 х камерное сердце
  • 2 круга кровообращения
  • Постоянная t тела
Желудок (железистый и мускульный) Зоб Печень

Желудок

(железистый и мускульный)

Зоб

Печень

Нервная система птиц Большие полушария Сильно развиты большие полушария и мозжечок   Мозжечок

Нервная система птиц

Большие полушария

Сильно развиты большие полушария и мозжечок

Мозжечок

Признаки Черты приспособленности к полету 1.Перьевой покров    Плотность, Легкость, Теплоизоляция, Обтекаемость тела 2. Скелет Прочность, Легкость, Наличие киля 4.Органы дыхания   Легкие Воздушные мешки 5.Органы кровообращения 4 х камерное сердце , 2 круга кровообращения Постоянная t тела 6. Органы пищеварения   Зоб (химическая переработка) Железистый и мускульный желудок Большая печень 7.Нервная система и органы чувств   Сильно развиты мозжечок и большие полушария переднего мозга. Хорошее зрение и слух.

Признаки

Черты приспособленности к полету

1.Перьевой покров

 

Плотность,

Легкость,

Теплоизоляция,

Обтекаемость тела

2. Скелет

Прочность,

Легкость,

Наличие киля

4.Органы дыхания

 

Легкие

Воздушные мешки

5.Органы кровообращения

4 х камерное сердце ,

2 круга кровообращения

Постоянная t тела

6. Органы пищеварения  

Зоб (химическая переработка)

Железистый и мускульный желудок

Большая печень

7.Нервная система и органы чувств  

Сильно развиты мозжечок и

большие полушария переднего мозга. Хорошее зрение и слух.

Контурные Пуховые Маховые ( в крыльях – полет) Рулевые ( в хвосте – маневренность)

Контурные

Пуховые

Маховые

( в крыльях – полет)

Рулевые

( в хвосте – маневренность)

СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦЫ 3.  ОПАХАЛО  СТЕРЖЕНЬ 2. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦ  ОЧИН 1.

СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦЫ

3.

ОПАХАЛО

СТЕРЖЕНЬ

2.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦ

ОЧИН

1.

 БОРОДКИ 1 ПОРЯДКА ( УВЕЛИЧЕНИЕ В 10 РАЗ ) БОРОДКИ 2 ПОРЯДКА ( УВЕЛИЧЕНИЕ В 200 РАЗ) ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦ

БОРОДКИ 1 ПОРЯДКА

( УВЕЛИЧЕНИЕ В 10 РАЗ )

БОРОДКИ 2 ПОРЯДКА ( УВЕЛИЧЕНИЕ В 200 РАЗ)

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦ

Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста).  Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность . Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность

Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста). Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность . Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность

Отряд Воробьинообразные

Отряд Воробьинообразные

Отряд Совообразные

Отряд Совообразные

Отряд Гусеобразные

Отряд Гусеобразные

Отряд Аистообразные

Отряд Аистообразные

Отряд Журавлеобразные

Отряд Журавлеобразные

Отряд СТРАУСООБРАЗНЫЕ

Отряд СТРАУСООБРАЗНЫЕ

Закрепление 1.К какому царству и типу относится класс Птицы? 2.Какие общие черты строения птиц и пресмыкающимся доказывают их общее происхождение? Какие прогрессивные черты строения позволили большинству птиц освоить полет?

Закрепление

  • 1.К какому царству и типу относится класс Птицы?
  • 2.Какие общие черты строения птиц и пресмыкающимся доказывают их общее происхождение?
  • Какие прогрессивные черты строения позволили большинству птиц освоить полет?
Домашнее задание Составить кластер «птицы наземных и водных экосистем» по параграфу 45.

Домашнее задание

  • Составить кластер «птицы наземных и водных экосистем» по параграфу 45.
Вывод Птицы теплокровные животные, обладающие следующими прогрессивными чертами: двойным дыханием, интенсивным обменом веществ, постоянной t  тела(40˚С)

Вывод

Птицы теплокровные животные, обладающие следующими прогрессивными чертами:

  • двойным дыханием,
  • интенсивным обменом веществ,
  • постоянной t тела(40˚С)
Творческие задания  1) Составьте кроссворд по теме: «Класс Птицы» (ответы запишите на отдельном листе) 2) Какие птицы и почему утратили способность к полету? (назвать не менее 5 представителей);  3) Написать сообщения об охраняемых птицах Сахалинской области.

Творческие задания

1) Составьте кроссворд по теме: «Класс Птицы» (ответы запишите на отдельном листе)

2) Какие птицы и почему утратили способность к полету? (назвать не менее 5 представителей);

3) Написать сообщения об охраняемых птицах Сахалинской области.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!