Организация работы по самоопределению и профессиональной ориентации в МБОУ ООШ с. Ивановка
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
В. Маяковский
Цель профориентационной работы в школе: формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Основные задачи профориентационной работы
-расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;
-развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
-развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Математика
Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
Русский язык Литературное чтение
На уроках русского языка и литературного чтения осуществляется:
- знакомство с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности;
- расширение словарного запаса учащихся;
- изучение широкого круга профессий;
- знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве.
Окружающий мир
На уроках окружающего мира осуществляется:
• знакомство с отраслями экономики, первоначальными представлениями об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;
• изучение видов транспорта и их использование в современных условиях;
• изучение профессий, необходимых нашему городу и краю
Вспомните профессии героев литературных произведений
• Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
• Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
• Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
• Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)
• Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).
• Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).
• Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
• Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)
• Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
• Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
Игра "Угадай профессию"
По предметам можно догадаться, о какой профессии идёт речь.
• Небо, штурвал, самолёт, аэропорт. (лётчик или пилот)
• Расчёска, ножницы, зеркало, лак для волос. (парикмахер)
• Весы, деньги, касса, товары. ( продавец)
• Ферма, коровы, ведро, молоко. (доярка)
• Трактор, плуг, рычаг. ( тракторист)
• Поле, пшеница, зерно, комбайн.( комбайнер)
• Рисунок, проект, план, город, гармония, чертёж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
• Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
• Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
• Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
• Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
• Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, стена, кладка. (Строитель)
• Мольберт, краски, пейзаж, портрет. (Художник)
Переставьте буквы. Ваша задача найти исходное слово,
т.е. профессию .
Слово
Пояснение
РВАЧ
Ваш вариант ответа
медицинский работник
КУЛОН
весёлая цирковая профессия
ТЕРКА
врач
клоун
театральная и дипломатическая профессия
МАРЛЯ
«разноцветный» рабочий
актер
КРЕДИТОР
маляр
руководитель предприятия
АВДОТКА
юридическая профессия
директор
адвокат
Учёные – социологи подсчитали, что примерно 40 % молодёжи из – за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним побуждениям. Это влечёт за собой разочарования, даже психические расстройства
Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
В результате молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Как выбрать СВОЮ профессию?
Сделать правильный выбор – значит
найти профессию,
которая:
МОГУ
доступна и посильна
ХОЧУ
интересна и привлекательна
НАДО
имеет спрос на рынке труда
интересы
склонности
хочу
Формула
выбора
профессии
возможность получения образования
надо
могу
способности
потребности рынка труда
состояние здоровья
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны
- Формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики
- Знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране;
- Создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ
- Вводится для обучающихся 6-9 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
- Для реализации профориентационных мероприятий в общеобразовательной организации рекомендуется использовать следующие форматы:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты»;
- практико-ориентированный модуль;
- дополнительное образование;
- профессиональное обучение;
- взаимодействие с родителями (законными представителями);
- профильные предпрофессиональные классы.
- В рамках реализации Профориентационного минимума предусмотрено три уровня :
- базовый уровень (учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
- основной уровень (не менее 60 часов);
- продвинутый уровень (не менее 80 часов).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Курс занятий «Россия - мои горизонты» (подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»)
- Разработан с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-9 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее»
- Доступны на сайте проекта «Билет в будущее» (bvbinfo.ru) в разделе «Профминимум»
Информационные и методические материалы:
Программа внеурочной деятельности ОО
Курс «Россия-мои горизонты» рассчитан на 34 часа, может включать региональный компонент (материалы занятий должны быть утверждены региональным органом исполнительной власти с сфере образования и согласованы с Фондом Гуманитарных Проектов (федеральным оператором реализации профориентационного минимума) и размещены на цифровом ресурсе федерального оператора).
Формат проведения: 1 раз в неделю, в течение учебного года в периоды: сентябрь – декабрь, январь – май.
СОДЕРЖАНИЕ
Курс «Россия-мои горизонты» включает:
Профориентационные уроки:
- Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде)
- Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию)
Профориентационные занятия:
- Профориентационная диагностика и разбор результатов
- Профориентационные занятия (цикл занятий), посвященные отраслям экономики, например, «Система образования России», «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» и т.д.
- Профориентационные занятия (цикл занятий) – моделирующая проба на платформе «Билет в будущее» «Пробую профессию» (цикл занятий), например «Пробую профессию в сфере промышленности», «Пробую профессию в цифровой сфере» и т.д.
- Занятие – рефлексия (подведение итогов, постановка целей)
Календарно-тематическое планирование
«Конструктор будущего»
Анкета «Мотивы профессионального выбора»
- Можешь ли ты уже сейчас назвать профессию, которой хотел бы себя посвятить?
- Чем определяется твой выбор? Что привлекает тебя в данной профессии?
- Как думаешь, что можно предпринять уже сегодня для того чтобы сделать реальным свой завтрашний выбор?
- От чего и от кого зависит успех достижения желаемого человеком?
Благодарю за внимание!