Целевая программа «Одарённые дети» на 2011 – 2016 г. г.
Паспорт целевой программы
Таблица 32
Наименование разработки | Одаренные дети |
Основание для разработки | Конвенция о правах ребенка ФЗ «Об образовании» Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»1 Инструктивно-методические письма департамента общего образования Минобрнауки России: О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03-255). Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03-296)2. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1552/03). Фундаментальное ядро содержания общего образования Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования Письмо МО и ПО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.99.,№ 22/11-12 Устав школы Программа развития системы образования МО «Сычевский район» Смоленской области до 2015 года |
Разработчик | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сычевская средняя общеобразовательная школа № 1 |
Цель и задачи программы | Цель программы: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи программы: Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. Организация системы исследовательской работы учащихся. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей; Изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса; Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся; Создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе; Установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами. |
Сроки реализации подпрограммы | 2011 - 2016гг. |
Основные направления деятельности по реализации программы | Диагностика склонностей учащихся. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися. Адаптация учебных программ элективных курсов. Повышение квалификации педагогов. |
Пояснительная записка
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. В основе программы школы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости.
Основные направления деятельности
Создание условий для оптимального развития одаренных и перспективных обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности администрации нашей школы. Мы понимаем, что для осуществления качественной поддержки таких обучающихся необходимы значительные изменения в организации образовательного процесса, предполагающие:
усиление внимания к внутренней мотивации обучающихся (триада «я хочу», «я могу», «я должен»);
увеличение количества творческих, поисковых заданий при снижении количества репродуктивных упражнений;
организацию работы микро- и макрогрупп, ориентированных на процессы социализации обучающихся в учебной деятельности;
предоставление обучающемуся права выбора (выбор того или иного учебного предмета или уровня его изучения, выбор направления профессиональной подготовки, детского творческого объединения и пр.).
Нами используются такие направления поддержки, как:
включение школьников в исследовательскую и проектную деятельность путем вовлечения их в работу научного общества учащихся (НОУ);
индивидуальные консультации;
дифференциация образовательного процесса для различных групп обучающихся.
Организация обучения происходит по принципу групповой дифференциации. Учебные занятия проходят в форме лабораторных, практических работ, зачетов, семинаров, конференций, «погружений в предмет» и т.д. Для этого мы проводим месячники различных учебных предметов, олимпиады, научно – практические конференции. Школьники регулярно принимают участие в престижных российских и международных чемпионатах и конкурсах.
систематически обновляется банк данных «Одаренные дети»;
ведется мониторинг достижений школьников, что помогает своевременно выдвигать кандидатуры обучающихся для поощрения
В целях стимулирования одаренных учащихся в школе:
проводятся внутришкольные и муниципальные чествования победителей олимпиад и конкурсов;
осуществляется выдвижение кандидатов на получение региональной стипендии и муниципальных поощрений для одаренных детей;
организуются презентации исследовательских работ школьников, в том числе с привлечением различных печатных и электронных средств массовой информации.
Роль администрации заключается не только в создании условий для работы, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и в отборе учителей, склонных к работе с одаренными детьми. Для стимулирования педагогических кадров к повышению качества работы с одаренными детьми в школе:
выплачиваются разовые денежные вознаграждения педагогам;
используются различные формы морального стимулирования учителей (объявление благодарностей, вручение дипломов и грамот, чествование педагогов и пр.);
осуществляется выдвижение учителей, эффективно работающих с одаренными детьми, на присвоение почетных званий и повышенных квалификационных категорий.
Для оценки качества руководства исследовательскими работами школьников в образовательном учреждении ведется мониторинг деятельности научных руководителей.
Циклограмма реализации программы
Таблица 33
Уровни и направления деятельности | Сроки | Ответственные | Результат |
Психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на выявление одаренных школьников 3 - 11 классов (из числа вновь прибывших) | Сентябрь | Классные руководители Заместители директора по УВР и ВР Педагог - психолог | Выявление одаренных детей и привлечение их к участию в мероприятиях программы «Одаренные дети» |
Подбор научных руководителей ученических исследовательских работ | Сентябрь | Методический совет ШМО Заместители директора по УВР | Обеспечение качественного руководства научно-исследовательскими и опытно-экспериментальными работами учащихся |
Пополнение банка данных программы «Одаренные дети» по результатам работы в истекшем учебном году | Сентябрь | ШМО Заместители директора по УВР | Оптимизация работы с одаренными детьми в следующем учебном году |
Создание школьного научного общества, как одной из форм ученического самоуправления | Сентябрь | Классные руководители Заместители директора по УВР | Привлечение обучающихся к работе в НОУ |
Подготовка школьников к школьным предметным олимпиадам | Сентябрь | | Организация индивидуальной работы с особо одаренными учащимися для выхода на призовые места городской олимпиады школьников |
Участие в областных и Всероссийских научно – исследовательских конкурсах | Сентябрь - май | | Привлечение обучающихся к научно – исследовательской деятельности |
Участие в школьных предметных олимпиадах | Октябрь - ноябрь | Классные руководители Заместители директора по УВР Методический совет ШМО | Максимальный охват обучающихся заданиями повышенной трудности по различным предметам |
Участие в муниципальном этапе Всероссийских предметных олимпиад | Ноябрь - декабрь | Классные руководители Заместители директора по УВР Методический совет ШМО |
Участие в региональном этапе Всероссийских предметных олимпиад | Январь - февраль | Классные руководители Заместители директора по УВР Методический совет ШМО |
Организация научно – практической конференции младших школьников | Декабрь | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Привлечение обучающихся к работе в НОУ |
Участие в дистанционных олимпиадах и проектах. Развитие ИКТ-компетентности обучающихся | Октябрь – ноябрь | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Наибольший охват обучающихся заданиями повышенной трудности по различным предметам, требующим владения информационно-коммуникативными технологиями |
Выдвижение кандидатур на муниципальное поощрение особо одаренных детей в различных номинациях. Сбор документов и их отправка. | Декабрь | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Поощрение особо одаренных детей как показатель успешности их работы в различных мероприятиях программы «Одаренные дети» |
Участие в Международном молодёжном чемпионате «Старт» | Октябрь - март | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Наибольший охват обучающихся заданиями повышенной трудности. |
Проведение семинара «Обучение школьников правильному оформлению работ, составлению отчетов по опытно-экспериментальным работам» | Ноябрь | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Развитие у школьников навыков написания и оформления научно-исследовательских и экспериментальных работ, составления и оформления тезисов |
Организация участия школьников в игре-конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех» | Ноябрь | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Наибольший охват обучающихся заданиями повышенной трудности, пропаганда русского языка |
Организация участия школьников в школьной научно – практической конференции | декабрь | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Наибольший охват обучающихся заданиями повышенной трудности по различным предметам |
Международная математическая игра «Кенгуру» для школьников | Январь, март | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Наибольший охват обучающихся заданиями повышенной трудности. Выявление перспективных и одаренных детей в области математики |
Участие школьников в международном конкурсе по английскому языку «Британский бульдог» | Декабрь | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Наибольший охват обучающихся заданиями повышенной трудности по английскому языку |
Организация участия школьников в районной районной научно – практической конференции школьников | февраль | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ обучающихся на районном уровне |
Дистанционный конкурс «Золотое руно» | Февраль | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Поддержка интереса обучающихся к гуманитарным предметам, развитие нестандартного мышления |
Выдвижение кандидатур на присуждение стипендии князя Смоленского для особо одаренных детей в различных номинациях | Апрель | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Поощрение особо одаренных детей как показатель успешности их работы в различных мероприятиях программы «Одаренные дети» |
Мониторинг успешности одаренных детей по итогам учебного года, пополнение банка данных «Одаренные дети» | Май | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Оценка успешности одаренных детей, корректировка программы «Одаренные дети» |
Анализ реализации программы «Одаренные дети» за истекший учебный год | Май | Учителя – предметники Заместители директора по УВР и ВР Методический совет | Подведение итогов выполнения программы «Одаренные дети» в истекшем учебном году, корректировка программы на следующий учебный год |
Эффективность реализации целевой программы «Одарённые дети» оценивается по следующим критериям:
Сформированность системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация выпускника школы.
Обеспеченность преемственности в работе начальной, средней и старшей школы
Организация новой образовательной среды.
Формирование умения самостоятельно совершенствовать своё образование.
Показатели:
Повышение метапредметных навыков обучающихся.
Повышение эффективности образовательного процесса.
Расширение образовательного пространства школьников.
Повышение профессионального мастерства учителя.
Создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса.
Распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно – методических и научно – практических семинарах, конференциях, фестивалях.