СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Целевая программа здоровьесбережения
«В здоровом теле - здоровый дух»
Сроки реализации программы
Октябрь 2013 – декабрь 2016 гг.
Программа здоровьесбережения ГАПОУ МО
«Егорьевский техникум»
«В здоровом теле – здоровый дух!»
1. Пояснительная записка.
Настоящая Программа «В здоровом теле – здоровый дух!» указывает основные стратегические направления становления здорового образа жизни, обеспечивающие позитивную динамику развития здоровьесберегающей среды техникума, положительную динамику отказа от вредных привычек. Программа может подвергаться корректировке в соответствии с конкретной ситуацией, достигнутыми результатами, новыми законодательными актами и имеющимися ресурсами.
За период с октября 2016 по февраль 2020 года в техникуме достигнуты следующие положительные результаты:
1. Созданы условия для охраны здоровья и полноценного питания студентов.
2. Совершенствовались медицинские услуги и профилактические мероприятия. Регулярно организуются медицинские осмотры обучающихся, преподавателей и сотрудников, проводится вакцинация. Отмечается снижение заболеваемости среди обучающихся, преподавателей и сотрудников техникума.
3. Имеется положительная динамика отказа от вредных привычек среди обучающихся. Действует запрет на курение на территории техникума, что является важным элементом пропаганды здорового образа жизни.
4. Одним из направлений профилактики в техникуме является организация внеучебной деятельности. Особая роль уделяется тем видам досуга, которые пропагандируют, развивают и формируют здоровый образ жизни и культуру здоровья, духовную и нравственную культуру. С этой целью в техникуме проводятся антинаркотические акции, мероприятия, приуроченные к Всемирному дню борьбы со СПИДом, ко Дню борьбы с курением.
5. В техникуме организована работа спортивной секции по общефизической подготовке. В системе физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий техникума самыми массовыми являются осенние и летние Дни Здоровья.
Нормативно-правовая база программы
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).
Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.
Приказом Министерства образования РФ от 16 июля 2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
Подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ» Федеральной целевой программы «Молодежь России»;
Государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения студентов состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся и преподавателей. Охрана здоровья педагога является важным фактором укрепления здоровья студента. Педагог обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для студента, вести здоровый образ жизни.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы.
2. Цели программы
формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
создание в техникуме организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в техникуме с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников техникума.
3. Задачи программы
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния техникума;
формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения студентов, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся;
развитие психолого-медико-педагогической службы техникума для своевременной профилактики психологического и физического состояния обучающихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внетехникумовской работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;
посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
1.Функции медицинской службы техникума:
проведение диспансеризации и медосмотра обучающихся, определение уровня физического здоровья;
выявление обучающихся специальной медицинской группы.
2.Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в техникуме;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии, обществознания и ОБЖ, на факультативе «Здоровый образ жизни» и «Основы медицинских знаний»;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время на с/к «Мещера», работы спортивной секции;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в техникуме.
3.Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся в техникуме;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение диагностик уровня знаний обучающимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
обучающиеся
родители
социальные партнеры (КДН, ГБУ СО МО «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Чайка», отдел опеки и попечительства, ОДН)
І этап - 2016 – 2017 гг.
ІІ этап - 2017 – 2018 гг.
ІІІ этап - 2018 – 2020 гг.
1 этап – подготовительный (июнь – сентябрь 2016 год):
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный (октябрь 2016 - декабрь 2017 г.г.):
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (январь2017– июнь 2020г.г.):
сбор и анализ результатов выполнения программы;
коррекции деятельности.
Модель выпускника первой ступени обучения | Модель выпускника второй ступени обучения | Модель выпускника третьей ступени обучения |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. | - знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда. | - стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда. |
повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала обучающихся;
рост уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности обучающихся;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья обучающихся, так и своего здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у обучающихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразным и движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
проведение заседаний методических объединений техникума;
посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
создание методической копилки опыта;
мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в техникуме.
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внетехникумовской образовательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения студентов и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния техникума;
планомерная организация питания обучающихся;
реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с обучающихся по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития обучающихся;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы техникума для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающихся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внетехникумовской работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;
широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров техникума к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (обучающийся не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия; внетехникумовская занятость дополнительными занятиями.
здоровьесберегающие медицинские технологии;
здоровьесберегающие технологии административной работы в техникуме;
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Убеждение обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха.
Проведение динамических пауз во время учебного дня.
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
Контроль над сменой видов деятельности обучающихся в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных кабинетов на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
Обеспечение каждого обучающихся горячим питанием в столовой.
Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в техникуме и вне его.
В рамках обучения студентов правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей обучающихся с привлечением родителей и социальных партнеров.
Создание комфортной атмосферы в техникуме и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
Обучение студентов оказанию первой медицинской помощи.
13.Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния обучающихся:
анализ медицинских карт;
определение группы здоровья;
учет посещаемости занятий;
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы учебных кабинетов.
2.Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкульминутка для обучающихся;
3.Урочная и внеурочная работа:
открытые уроки преподавателей физической культуры, ОБЖ;
открытые классные и общетехникумовские мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
спортивная секция по ОФП.
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1. | Медицинское направление. |
|
|
|
1.1. | Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья студентов в техникуме; -выявление обучающихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета обучающихся по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. | ЦРБ подростковый врач | ежегодно | Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. | Проведение диспансеризации обучающихся техникума. | ЦРБ подростковый врач | ежегодно |
|
1.3. | Проведение медицинского осмотра обучающихся 1 курса. | ЦРБ, подростковый врач | ежегодно | план медосмотров |
1.4. | Медосмотр обучающихся 2,3,4 курс, определение уровня физического здоровья. | ЦРБ медсестра | ежегодно | план медосмотров |
1.5. | Обеспечение и организация профилактических прививок обучающихся. | ЦРБ медсестра | ежегодно | план прививок |
1.6. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | Медсестра, классный руководитель, учитель физкультуры | ежегодно | классные журналы |
1.7. | Анализ случаев травматизма в техникуме. | Директор | ежегодно | материалы отчетов |
1.8. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | Классные руководители | ежегодно | материалы отчетов |
1.9. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | Медсестра | ежеднев-но в течение года |
|
1.10. | Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление вентиляция уборка | Зам. директора по АХЧ, медсестра, педагоги | ежедневно в течение года |
|
1.11. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | Заместитель директора по УР | ежегодно | справка по оценке расписания |
1.12. | Постоянный контроль за столовой. | Общественная комиссия | 2 раза в месяц | Акт проверки питания обучающихся |
2. | Просветительское направление | | |
|
2.1. | Организация просветительской работы с родителями (лекторий). | Заместитель директора по УВР | ежегодно | график проведения лектория |
2.2. | Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. | Заместитель директора по УВР | 2013-2014 у.г. | тематика лектория |
2.3. | Разработка системы обучения родителей и педагогов по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья обучающихся. | Администрация техникума | ежегодно | план работы |
2.4. | Вовлечение родителей и педагогов в работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. | Администрация техникума | ежегодно | план работы |
2.5. | Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» | Заместитель директора по УВР | 2013-2015у.г. | протокол педсовета |
2.6. | Организация просветительской работы с обучающимися (лекторий, тематические классные часы ) | заместитель директора поУВР, классные руководители | ежегодно | план работы |
2.7. | Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. | заместитель директора по УВР | ежегодно | план работы |
2.8. | Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, обществознания | педагоги-предметники | в течение года | планы уроков |
3. | Психолого-педагогическое направление. | | |
|
3.1. 3. | Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. | администрация техникума | ежегодно | план работы |
3.2. | Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей обучающихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье обучающихся; - изучение умственного развития обучающихся с целью возможности продолжения обучения в ВУЗах; - изучение психологических возможностей и готовности обучающихся к работе; - выявление профессиональных интересов обучающихся и способностей с целью профессионального самоопределения; | Педагог-психолог; классные руководители,
| ежегодно | диагностические исследования |
3.3. | Организация психолого-медико-социального сопровождения. | Социальный педагог, педагог-психолог | ежегодно | план работы социального педагога, психолога |
3.4. | Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» | заместитель директора по УВР | 2016-2017 у.г. | материалы конференции |
3.5. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | педагоги-предметники | ежегодно | планы уроков |
4. | Спортивно-оздоровительное направление. | | |
|
4.1. | Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья.
| Руководитель и преподаватели физической культуры, администрация | ежегодно | план работы |
4.2. | Разработка системы кружковой, внеклассной и внетехникумовской работы по формированию здорового образа жизни учащихся. | заместитель директора по УВР | ежегодно | план работы кружков и секций |
4.3. | Привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров техникума к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. | заместитель директора по УВР, рук. физвоспитания | ежегодно | план работы |
5. | Диагностическое направление | | |
|
5.1. | Мониторинг состояния здоровья обучающихся. | Медработник | ежегодно | результаты мониторинга |
5.2. | Подготовка и проведение семинара для педагогов техникума по теме «Проблемы диагностики развития». | ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» | 2019-2020 у.г. | материалы семинара |
Сентябрь
Общие мероприятия
Организация дежурства по техникуму и по классам.
Налаживание работы кружков и секций, организация внеурочной деятельности.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению обучающихся.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы техникума по здоровьесбережению.
Организация питания обучающихся.
Проведение физкультминуток на переменах.
Проведение внутритехникумовских и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Обеспечение контроля занятости обучающихся во внеурочное время (систематически).
Октябрь
Организация работы обучающихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, техникуме, по сохранению имущества.
Планирование занятости обучающихся в каникулярный период.
Подготовка классов к зиме.
Проведение внутритехникумовских спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Экскурсии.
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению.
Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
Первенство техникума по баскетболу.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Участие в районных и областных соревнованиях
Февраль
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
День защитника Отечества.
Соревнования по шашкам.
Март
Планирование занятости обучающихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья.
Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
Благоустройство техникумовской территории.
Май
Подготовительная работа к организации занятости обучающихся в летний
период.
Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ.
День бегуна
Проведение экскурсий на природу.
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
16. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива техникума
Органы управления
|
Мероприятия программы «Здоровье» | Сроки выполнения | ||
2016-2017 г.г. | 2017-2018 г.г. | 2018-2020 г.г. | ||
Совет техникума | 1. Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения. | июнь 2016 г. | - | - |
2. Анализ влияния состояния здоровья обучающихся на качество знаний и уровень обученности. | - | январь 2017г. | январь 2018г. | |
3. Анализ дозировки учебной нагрузки: - учебные планы; - график контрольных работ. | сентябрь 2016г. | август 2017г. | август 2018г. | |
Анализ эффективности уроков физкультуры. | апрель 2016 г. | апрель 2017 г. | апрель 2019г. | |
5. Итоговый анализ состояния здоровья обучающихся. | май 2017г. | май 2018г. | май 2019г. | |
Педагогический Совет | 1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения. | август 2016г. | - | - |
2.Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. | - | январь 2017г. | - | |
3.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии). | - | - | октябрь 2019г. | |
4.Здоровьесбережение при применении ИКТ. | январь 2017г. | - | - | |
Педагогический Совет | 1.Обсуждение Программы здоровьесбережения. | август 2016г. | август 2017г. | август 2019г. |
2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. | август 2016г. | август 2017г. | август 2018г | |
3.Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования | октябрь 2016г. | - | - | |
4.Методическая панорама «Здоровьесберегаю- щие технологии». | - | - | март 2019г. | |
5.Организация методической недели «Обучение и воспитание с успехом». | апрель 2016г. | - | - | |
6.Мониторинг влияния состояния здоровья обучающихся на качество знаний по предметам. | июнь 2016г. | июнь 2017г. | июнь 2019г. | |
7.Кураторство над лекторскими группами старшекурсников «Жизнь без вредных привычек». | в течение года |
|
| |
Общетехникумовский родительский комитет | 1.Ознакомление родителей с деятельностью техникума по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни | май 2016г. | май 2017г. | май 2018г. |
2.Круглый стол «Здоровье наших детей».
| - | ноябрь 2013г. | - | |
3.День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья».
| февраль 2016г. | февраль 2017г. | Фев- раль 2019г. | |
4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами. | - | - | ноябрь 2019г. | |
5.Анализ результатов работы техникума по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. | май 2016г. | май 2017г. | май 2018г. | |
Заместитель директора по УВР
| 1.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия обучающихся в техникуме.
| сентябрь2016г.- май 2018г. | Сентябрь 2017г.- май 2019г. | сентябрь2018г.- май 2020г. |
2.Комплектование полного пакета документов по реализации Программы здоровьесбережения. | ноябрь 2016г. | - | - | |
3.Подготовка памяток для обучающихся по формированию здорового образа жизни. | - | март 2018г. | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Перечень основных мероприятий по реализации
программы по здоровьесбережению на 2016-2020 годы
1 курс
«Здоровье – это жизнь!»
(план работы)
№ п/п | Сотрудничество | Семестры | |
1 семестр | 2 семестр | ||
1 | Классный руководитель | Поход на с/к «Мещера» | |
Беседа «Законы жизни». Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа | Беседа для девушек «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины» Игра «Степень риска» | ||
2 | Классный руководитель, по возможности педагог-психолог | Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена» | Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость» Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки) |
3 | Классный руководитель и педагоги-предметники (в том числе физики, ОБЖ, биологии) | Физика. Урок. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении (опасности на проезжей части, тормозной путь автомобиля). Физика Урок. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (защита от электромагнитного излучения). Физика. Уроки. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации (радиационная опасность и способы защиты от радиации). ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни». Обществознание. Урок «Семья и наркотики». Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм) | |
4 | Классный руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем» Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 курса. Беседа «История контрацепции, виды контрацепции». Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья». Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа медработника «Правильное питание – залог здоровья». | ||
5 | Классный руководитель и родители | Вечер «Твое свободное время и твое здоровье» Конференция «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма» | Собрание «Жизненный ценности подростков» (психолог) Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» |
6 | Классный руководитель и педагог-организатор | Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения) Беседа «Причины пристрастий» | Беседа инспектора ОДН «Как не стать жертвой преступления» Беседа «Свобода выбора – это уход от зависимости» |
7 | Классный руководитель и преподаватель физической культуры | День здоровья.
| День здоровья.
|
Перечень основных мероприятий по реализации программы по здоровьесбережению на 2016-2020 годы
2, 3, 4 курс
№ п\п | Тема мероприятия | Форма
| Сроки | Ответственные |
1. | «Красота и здоровье» | Беседа | сентябрь | Классный руководитель
|
2. | «В гостях у богини Имидж» | Встречи с людьми, чьи профессии формируют образ красивого человека | октябрь | Классный руководитель. Педагог дополнительного образования.
|
3. | «Красота внешняя» | Беседа о ЗОЖ | ноябрь | Классный руководитель. Медработник
|
4. | «Я и косметика» | Конкурс красоты | декабрь | Классный руководитель |
5. | «Мой стиль» | Беседа, диспут | январь | Классный руководитель.
|
6. | «Быть здоровым и красивым» | Беседа. Спортивный праздник | февраль | Классный руководитель. Преподаватель физкультуры
|
7. | «Привычка свыше нам дана» | Беседа | март | Классный руководитель
|
8. | «Мой образ жизни» | Дебаты | апрель | Классные руководители
|
9. | «Здоровье и выбор образа жизни» | Информ-дайджест Конкурс плакатов | май |
|
приложение 2
ПРОГРАММА Спецкурс – практикум «Здоровьесберегающий фитомодуль»
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Н.К. Смирнова
Фитодизайн - это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах.
А.М. Гродзинский
Цель: Активное вовлечение обучающихся в создание здоровьесберегающей среды учреждения для сохранения, укрепления и восстановления здоровья участников образовательного процесса; формирование устойчивой мотивации и ответственного отношения в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи: Разработка и формирование фитомодулей для учебных кабинетов и других помещений учреждения, с использованием фитонцидной активности специально подобранных растений для оздоровления микросреды и через это – положительное влияние на психическое и соматическое здоровье участников образовательного процесса.
Знакомство с навыками работы по контролю за состоянием среды, размножение растений для озеленения учреждения и последующей реализации.
Распространение самостоятельно выращиваемых растений среди обучающихся, родителей и иных заинтересованных лиц с пояснительной информацией о полезных свойствах растений, их агротехнических особенностях.
Распространение полученных знаний среди обучающихся, родителей, жителей населенного пункта и за его пределами через организацию фотовыставок, выставок комнатных растений и экскурсий; разработку и внедрение исследовательских проектов; представление собственных печатных и интерактивных материалов просветительского и практико-ориентированного содержания; участие в различных форумах экологической и валеологической направленности.
Актуальность
Динамика процесса деловой активности человека меняет среду его обитания далеко не в лучшую сторону, человек стал заложником собственной технократической цивилизации. В этой проблеме экологические и валеологические аспекты вступают в неразрывную связь.
В связи с этим эколого-валеологическое образование обучающихся становится особенно актуальным.
Комнатные растения благоприятно влияют на микроэкологические условия и здоровье человека. Знания, полученные в процессе освоение программы, практическая деятельность обучающихся, направленная на их реализацию, ведут к решению вышеуказанных проблем.
Краткое содержание
Спецкурс-практикум «Здоровьесберегающего фитомодуля» рассчитан на обучающихся 1-2 курса, изучается за счет часов отведенных в учреждении на кружковую работу или за счет времени воспитательной деятельности классного руководителя.
К функциональным возможностям спецкурса-практикума «Здоровьесберегающиего фитомодуля» относятся:
Бактерицидное и антимикробное действие специально подобранного видового состава растений на патогенную среду;
Положительное влияние на воздушную среду (обогащение органическими и минеральными веществами, повышение отрицательной ионизации воздуха);
Нормализация сердечного ритма, улучшение обменных процессов, увеличение защитных сил организма, сопротивляемости заболеваниям, особенно в период эпидемий;
Оптимизация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития ребенка, который приходится на дошкольные и школьные годы;
Повышение работоспособности и выносливости к физическим и умственным нагрузкам, снижение утомляемости, улучшение функций внимания (переключение), что актуально для современных образовательных учреждений с их стремлением к инновационному поиску;
Положительное влияние эстетического аспекта здоровьесберегающиего фитодизайна, так как зеленые растения, особенно в период цветения, в условиях замкнутого пространства учреждения создают психопрофилактический эффект, развивают чувство прекрасного, эстетического наслаждения, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения, которое возникает в образовательной деятельности.
Самостоятельное ухаживание за растениями вовлекает обучающихся в деятельность, в которой он всегда имеет возможность пережить успех, увидеть реальный результат, имеющий практическую общественную значимость, чего, в значительной степени, лишена учебная деятельность.
Ожидаемые результаты
Активное участие студентов в осознанном сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Оздоровление воздушной среды помещений, снижение числа патогенных микроорганизмов. Снижение числа инфекционных заболеваний в учреждении.
Использование навыков, приобретенных учащимися в процессе обучения для озеленения своих жилищ. Распространение практики здоровьесберегающиего фитодизайна в окружающий социум.
Расширение общественно полезного производительного сектора и исследовательской деятельности в образовательном учреждении.
Источники загрязнения воздуха закрытых помещений и возможности биологической очистки.
Загрязняющее вещество | Биологические очистители |
Оксид углерода(iv) | Все растения |
Фенол | Спатифиллюм |
Формальдегид | Хлорофитум, драцена, спатифиллюм |
Стирол | Все растения |
Бензол, толуол, ксилол, этилбензол | Хлорофитум, драцена, сансивьера полосатая ,плющ обыкновенный |
Ацетон, этилацетат | Листья и корни всех растений |
Ацетамид | Все растения |
Винилхлорид | Все растения |
Пербораты | Все растения |
Гексахлорофен | Все растения |
Трихлорэтилен | Фикус Бенжамена, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая |
Болезнетворные бактерии | Диффенбахия пестрая, гибискус, фикус карликовый, каланхое, цитрусовые |
Пыль | Все растения, особенно опушенные |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема | Содержание | Часы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Видовое разнообразие комнатных растений | Классификация и систематизация комнатных растений | 1 |
2 | Географическое распространение изучаемых видов | Цветы и комнатные растения по своему происхождению очень разнообразны. Родина одних - влажные тропические леса, другие обитают в жарких безводных пустынях, третьи - уроженцы субтропиков и т. д. | 1 |
3 | Цветовая гамма растений | Цветовая гамма комнатных растений. Цвет источник электромагнитных излучений различной частоты. Он самым тесным образом связан со здоровьем и благополучием. Влияние разнообразия цвета и цветовых сочетаний, на стабилизацию общего тонуса организма. | 1 |
4 | Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами | Агапантус, алоэ древовидное, амариллис, гибискус, гипеаструм, драцена душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, фикус карликовый, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др. | 1 |
5 | Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность | Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена, фикус каучуконосный, хлорофитум хохлатый, и др. | 1 |
6 | Растения, поглощающие тяжелые металлы | Аспарагусы и др. | 1 |
7 | Растения, улучшающие водно–газовый обмен | Антуриум, гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм Уэллиса, филодендроны, циперусы, и др. | 1 |
8 | Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха | Криптомерия, можжевельник, сосна, циперусы, кодиеумы и др. | 1 |
9 | Растения стимуляторы нервной системы | Лимон, пеларгония и др. | 1 |
10 | Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях | Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный, молочай). | 1 |
11 | Агротехнические особенности выращивания комнатных растений | Цветы и комнатные растения по своим экологическим особенностям очень разнообразны. Даже цветы и растения, происходящие из одной географической зоны, могут различаться по своим требованиям к условиям внешней среды, что связано с их разным положением в растительных сообществах. Для нормального роста и развития цветов и растений необходимы свет, тепло, почва и вода. Успех выращивания комнатных растений зависит от умения регулировать количество и качество этих факторов. | 2 |
12 | Разработка здоровьесберегающих фитомодулей. | Подбор и сочетание комнатных растений для различных по функциональному назначению помещений. | 2 |
Размножение комнатных растений и уход за ними. | Практическая деятельность по размножению и уходу за комнатными растениями (распределяется в течение учебного года). | 20 | |
Всего | 34 |
А теперь мы подробнее остановимся на некоторых комнатных растениях, пригодных для выращивания в школьных, городских помещениях в декоративных и оздоравливающих целях.
Л
имон(Citrus limon) –декоративное, вечнозеленое плодовое дерево. Лимон можно вырастить из семян, но их необходимо прививать для плодоношения. Вырастить плоды бывает слишком трудно, так как лимон очень чувствителен к недостатку влаги в воздухе. Лекарственным действием обладают и листья лимона. Запах лимонных листьев оказывает бодрящее действие, стимулирует вегетативную нервную систему, помогает при ВСД. Листья лимона содержат во много раз больше витамина С, чем плоды: в 100г плодов содержится до 80мг витамина С, а в листьях- до 880мг. Эфирные масла лимона являются противовирусным средством, они помогают при гриппе, ветрянке, герпесе, кори, паротите, вирусном гепатите, стимулируют иммунную систему
Хлорофитум хохлатый- лучшее растение в загрязненных помещениях. Оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Возможности растения изучены не полностью. В ходе эксперимента за 24 часа хлорофитум уничтожил 80% всех микроорганизмов. По подсчетам специалистов, десяти таких растений достаточно, чтобы очистить воздух 20- метровой комнаты от патогенных частиц. Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Мебель, отделка помещений, теплоизоляция нередко сделаны из синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества, например, формальдегиды. По последним данным московских ученых, концентрация этих веществ в воздухе может в 1,5- 4 раза превышать уличную, хлорофитум- поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий. Без него не обойдется ни одна цветочная компания. Простенький, но своей зеленой непосредственностью способен украсить любой интерьер.
Ф икус каучуконосный. Для помещений, где в отделке и интерьере применены многочисленные синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества, в том числе формальдегиды, подходят фикусы. Большинство фикусов – это быстрорастущие растения, они поглощают ядовитые для человека вещества, содержащиеся в воздухе ( бензол, трихлорэтилен, фенолы), и превращают их с помощью ферментов в аминокислоты и сахара.
Д рацена душистая. Из-за одревесневшего, безлистного, неветвистого стебля с пучком листьев на верхушке называют ложными пальмами, но к настоящим пальмам они не имеют отношения. Драцена способна накапливать токсины, поглощать через листья и корни такие яды, как ксилол, бензол, формальдегид, толуол, этилбензол, трихлорэтилен - оказывает терапевтический эффект.
Каланхоэ. Все каланхоэ устойчивы к болезням и вредителям. Обладают антивирусной активностью, на 31% уничтожают стафилококк и на16% сарцины.
Циперус зонтичный. Используется для оформления аквариумов, искусственных водоемов, фонтанов. Циперус в 2-3 раза снижает количество болезнетворных бактерий в воздухе и увлажняет его.
С патифиллум. При соблюдении минимума требований наряден в любой сезон, хорошо зимует в отапливаемых помещениях, любит свет, но терпеливо перенесет и его недостаток. Его широкие листья- отличные помощники в уборке помещений, притягивают на себя пыль, поэтому любит смывать с себя пыль. Имеет фитонцидную активность и обладает терапевтическим эффектом.
Алоэ древовидное. Вечнозеленое, многолетнее растение. Широко распространено по всему миру в комнатной культуре, в России известно под названием «столетник» или «доктор». Стебель прямостоячий, ветвистый. Листья очередные, Мясистые, сочные, темнозеленые с матовым налетом. В медицине используют сок листьев алоэ, он содержит производные антрацена, ферменты, витамины, противомикробные вещества. Сок алоэ обладает слабительным действием, а также бактериостатическим и бактерицидным действием, снижает в воздухе количество вредных микроорганизмов на 38%
Герань или пеларгония. Это самое древнее, комнатное, многолетнее растение. Листья герани покрыты волосками, в которых имеются пузырьки с эфирным маслом, поэтому пахнут у герани не цветы, а листья. Растение выделяет пары эфирного масла, чтобы защитить себя от перенагревания или переохлаждения. Герань, благодаря выделению эфирных масел способна убивать болезнетворные и патогенные организмы в воздухе помещений. Ее эфирные масла препятствуют возникновению заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Кроме того, эфирные масла герани успокаивающе действуют на нервную систему, предотвращая стрессы, налаживают здоровый сон.
Источники и литература
Н.В.Косова//«Аэрофитомодуль»; МОУ СОШ №97 г. Москвы, ЗАО//
Программа «Исцели себя сам»; ЦСБС СО РАН г. Новосибирск
http://Vazon.info
http://flowers.nm.ru
Список литературы
Е. В. Езушина «Азбука правильного питания». Конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки. Издательство «Учитель». Волгоград 2007г.
«Здоровьесберегающие технологии». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа». Издательство «Глобус». Москва. 2010 г.
21