Классный час
«ЦЕНА ЛОМТИКА».
Цель: воспитание бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к труду людей.
Задачи:
Ход занятия:
- Отгадайте загадку:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра - на столе. (Хлеб.)
-Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок,
Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
-Хлебу нет цены.
Его стоимость копейками не измерить.
В нем - здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
-Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего».
-На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
-На столе всегда есть разные сорта хлеба: белый и черный.
-Почему один хлеб черный, другой - белый? (Пшеничная и ржаная мука)
-Из чего готовят отрубной хлеб? (из отрубей)
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы - оболочка зерна. Это - отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
-Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему - 125 г хлеба, рабочему - 200 г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
— А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)
1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму.)
2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор - хранилище для зерна.)
3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице,)
4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)
5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)
- Какие вы знаете правила пользования хлебом?
-Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:
*Бери хлеба столько, сколько съешь.
*Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 мл муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.
- Вспомним народную мудрость о хлебе - пословицы.
-Доскажите вторую часть пословицы.
* Не шуба греет, а ... (хлеб).
* В дороге хлеб не....(помеха).
* Не будет хлеба,..., (не будет и обеда).
* Без соли не вкусно, а без хлеба ... (несытно).
* У кого хлебушко, у того и ... (счастье):
* Хлеб всему ... (голова),
* Без печки холодно - без хлеба ... (голодно).
-Всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь»
Н. Тихонов
-Просмотр мультфильма «ХЛЕБ».( ссылка: https://vk.com/video-202649949_456239281)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ
Ц е л и: добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.
Форма проведения: занятие-практикум.
Ход занятия
1. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.
Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.
...Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго...
- Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)
Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.
2, Формулирование правил поведения за столом.
- Приглашаю вас на «учебный чай».
- Садитесь за стол. Стоп!
Правила
№ 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то -хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.
№ 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).
№ 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.
«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, его береги».
№ 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.
№ 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.
№ 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.
- Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)
У ч и т е л ь. Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.
Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно
мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:
Совет2.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
- Почему так не надо вести себя за столом?
- Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)
3. Игра «Мозговой штурм».
1) Выбери верный вариант ответа.
- Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:
а) спрятать под стол;
б) положить на стол, как на парту;
в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?
2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:
а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;
б) задвинуть стул;
в) убрать на мойку посуду;
г) поблагодарить работников столовой.
3) Выбери верный вариант ответа.
Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:
а) вилкой;
б) руками через весь стол;
в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?
4. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна.
Учитель. Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.
...Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в 11 утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать - меду или сгущенного молока?» - Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Правда, спохватившись он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: «А хлеба можно совсем не давать!»
И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят... Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.
- Уже пора? - вежливо спросил Кролик.
Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик...
Вопросы для анализа текста:
- Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?
- В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни-Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?
- Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?
5. Обобщение.
Слово учителя. Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Це л ь : на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.
Ход классного часа
1. Знакомство с понятием «ответственность».
На доске записаны пословицы:
* Задним умом дела не поправишь.
* После дела за советом не ходят.
В о п р о с ы для анализа пословиц:
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Как же избежать ошибок в жизни?
- Что хуже: бездействие или ошибка?
- Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые.)
- Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек ит. д.)
- Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? (Потеря здоровья, смерть и т. д.)
- О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?
- Что вы понимаете под словом «ответственность»? (Ответы детей.)
Учитель рассказывает.
Ответственность — это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.
В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».
2. Сказочное путешествие.
У ч и т е л ь. Ошибки нужно уметь предвидеть и избегать их. Говорят, дипломат сначала два раза подумает, прежде чем ничего не скажет. Поэтому все необходимо продумывать на несколько шагов вперед, чтобы потом не пожалеть о содеянном. А теперь вспомним сказки...
- Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость.)
- Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина? (Жадность.)
- Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.)
- Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.)
- Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.)
- Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.)
У ч и т е л ь. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.
- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
Признать ошибку потрудитесь
И перед другом извинитесь.
От этого авторитет
Ваш вовсе не сойдет на нет.
Ф. Гинзбург
3. Обобщение.
С л о в о учителя я. Итак, можно сделать вы во д:
- ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;
- вы должны сами отвечать за свои ошибки;
- вы всегда можете пробовать, главное - действовать;
- у вас всегда есть выход из ситуации;
- у вас есть выбор.
ЗАВИСТЬ
Ц е л ь: воспитывать у учащихся положительные качества характера.
Ход классного часа
1. Инсценировка и анализ рассказа.
Учитель читает рассказ или дети, заранее подготовленные, показывают инсценировку рассказа.
Спросила Молния у Солнца:
- Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
- Они любят тепло и ласку, - отвечало Солнце,
- От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!
- Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.
В о п р о с ы для анализа рассказа:
- Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?
- Какова основная мысль рассказа?
- Как вы понимаете значение слова «зависть»? (Ответы детей.)
2. Знакомство с понятием «зависть».
Учитель. В словаре С. И. Ожегова читаем: «Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали. (Ответы детей.)
Завидуют все без исключения, но многие не понимают этого, т наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, - значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.
Вспомним сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
- Чему учит нас А. С. Пушкин?
Зависть ведет нас к «разбитому корыту».
Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:
Но исходим мы слезами –
Никнут крылья от тоски.
Это зависть. Это зависть.
Рвется сердце на куски...
Объект зависти - человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» - завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный - сытому, старый - молодому. Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Разберем их.
Кто чужое желает – тайге тот своё потеряет.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Где счастье, там и зависть.
Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
Дай душе волю, захочется поболе.
В древности язычники считали, что счастье - это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.
Итак, от зависти приходят к человеку:
смерть болезнь
ложь горе
- Подумайте, зависть — это положительное или отрицательное чувство? Почему?
Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть - самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.
- Как вы понимаете выражение «белая зависть».? Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.
- О какой зависти поет Александр Розенбаум?
Она чернеет с каждым часом...
Калечит души, мысли травит,
Переиначивает сны.
3. Чтение и анализ сказки Л. Н. Толстого.
У ч и т е л ь. Послушайте сказку Л. Толстого.
- Какие чувства у вас возникают?
БЕЛКА И ВОЛК
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Л. Толстой. Рассказы из «Азбуки»
- На какие размышления наводит вас сказка?
- В чем поучительный смысл сказки?
4. Обобщение.
Слово учителя. Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?
Искреннее восхищение. Это радость за чужие победы и достижения. Восхищение подарит нам положительные эмоции. Но искренне восхищаться могут не все. На это способны лишь добрые, вёликодушные люди.
Урок хочется закончить афоризмом Л. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».