СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цена победы в Великой Отечественной войне

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации полученных знаний: Цена победы в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
«Цена победы в Великой Отечественной войне»

« Не было в мире такой силы, которая могла бы сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие огромные потери, как это сделали русские, Советская армия»

(У.Черчиль)



Тема урока: Цена победы в Великой Отечественной войне.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная, -индивидуальная,- парная

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

Средства обучения: иллюстрации, карточки с заданиями, схема линии  фронта, карточки с терминами, рабочий лист

Цели урока:

Образовательные:

 - Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, ее итогах и последствиях.

 - Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ

 - Опираясь на знания по истории, дополнительную информацию дать достойный   ответ и отпор попыткам переписать историю войны.

Развивающие:

 - Развитие умений учащихся искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях истории ВОВ;  способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

- Формирование умений участвовать в исторической дискуссии, отстаивать свое мнение, твердо и последовательно противостоять попыткам фальсификации истории.

 - Формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественно-политических событий и явлений.

Воспитательные:

- Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у старшеклассников, гордости за великий подвиг и великую Победу советского народа в ВОВ, чувства благодарности ветеранам войны и тыла.                                                                                                                                                                         

Ход  урока

1.Органиционный этап.

2.Знакомство с целью урока. Введение в тему.

Цель нашего урока: подвести итоги, определить значение и Цену  Победы СССР в Великой Отечественной войне.  


                  

24 июня 45 года 1.Исторический Парад Победы, знаменующий окончание ВОВ

-Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете.  - История Великой отечественной войны все 70 лет подвергается попыткам фальсификации, особенно они усилились в настоящее время. Некоторым хотелось бы совсем стереть из памяти  историю войны. Кто-то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны.    Чаще всего ставится цель – ослабления России, замалчивания решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии.

   -Граждане России, историки,  не должны замалчивать факты фальсификации истории войны. Необходимо давать им твердый и аргументированный отпор в память о героях и ветеранах войны.

В Конституции РФ – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В России еще в 2009г. была создана Комиссия по противодействию Фальсификации, пересмотру итогов войны. Большое внимание уделяется этой работе и в сегодняшние дни.


Какой вклад внесли ваши семьи, родственники в эту Победу?

Каковы были истоки массового героизма Советского народа на фронте и в тылу?  Чему учит опыт Великой Отечественной войны?


Рассказ преподавателя.

Начало ВОВ (план Барбаросса)

План вторжения Германии в СССР

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.        (Эта война по характеру со стороны СССР была освободительной, а со стороны Германии – захватнической. Великая Отечественная война - самая жестокая, самая кровопролитная из всех, которые знало человечество.                                                        

Рассказ студента: «Оборона Москвы»

На столицу фашисты нацелили главный удар, сюда были брошены лучшие, отборные части. Фронт неумолимо приближался, кое-где врагу удалось подойти к Москве на 25 км. В Куйбышев (ныне Самара) переехали большая часть правительства и иностранные посольства. По планам Гитлера немецкие войска должны были войти в город до 7 ноября и именно в этот день торжественно пройти по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый железнодорожный вагон с наградами "героям взятия Москвы" дожидался своего часа.

Военный парад на Красной площади состоялся, но не гитлеровских, а советских войск, с которого они сразу уходили прямо на фронт.    За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!    В битве за Москву был раз и навсегда развеян миф о непобедимости фашистской армии.

Рассказ студента: «Блокада Ленинграда»

Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд    9). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.          

                                                                             Немецкое командование решило уничтожить его артиллерийским огнем, воздушными бомбардировками, покорить его защитников голодом. Немцы разбомбили часть продовольственных складов. На город было обрушено 100 тыс. авиабомб и 150 тыс. снарядов. Это была норма смерти, а норма жизни - хлеб - измерялась 125 граммами хлеба в день.  Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания. В январе 1941 г. из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление и водопровод. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы. Люди умирали от голода и холода. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Но, тем не менее, в городе продолжали работать заводы и производить для фронта самолеты, танки, минометы и снаряды. Вызовом врагу было и то, что 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни.

Рассказ студента: «Сталинградская битва»

Пленный фельдмаршал Фридрих Паулюс, Под Сталинградом фашистов ждал полный разгром. Наступавшие с севера и с юга наши войска соединились, и в кольце окружения оказалась крупная группировка противника. Сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

Рассказ студента: «Курская битва»

Курская битва 23 августа 1943г. Курская дуга. Вскоре после Сталинграда Гитлер заявил, что должен наверстать то, что было упущено зимой. Фашисты разработали операцию "Цитадель". Они хотели окружить наши войска на Курской дуге и после этого начать наступление на Москву. И хотя на Курской дуге немцы сосредоточили огромные силы и бросили в бой лучшие и новейшие машины: танки “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд” операция "Цитадель" окончилась для фашистов полным крахом. Не их оружие, а наше, в конечном счете, оказалось лучшим - это знаменитая 34-ка. Не только земля, но и небо над Курском полыхало огнем. 9 вражеских самолетов сбил в одном поединке над Курской дугой советский летчик Александр Горовец. История авиации не знала подобного.... А Алексей Маресьев, летчик, который после ампутации обеих ног, вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета.

Рассказ студента:

Началось освобождение Европы. Ряд крупнейших стратегических операций 44 г. Решающих побед СССР1944 г. стал годом решающего наступления Красной Армии по всему фронту. Это был год полного освобождения всей территории страны от захватчиков. Государственная граница СССР была полностью восстановлена. Но война еще не была окончена, военные действия были перенесены на территорию Польши, Румынии, Болгарии и Венгрии. Темп наступления нарастал. В 1945 г. советские войска освободили Австрию, значительную часть Чехословакии, одержали победу в Восточной Пруссии. Взятие Берлина

30 апреля - 1мая 45г и водружение  знамени Победы над Рейхстагом. Парад Победы 24 июня 45 года Жуков, Рокоссовский.

Преподаватель: Какой ценой нам досталась Победа?


Рассказ студента:

Напряжённый героический труд Советского народа-Победа СССР и поражение Германии и ее союзников.

- Повышение международного авторитета СССР.

-  Сохранение территориальной целостности и суверенитета СССР.

-  Освобождение народов Европы от германской оккупации и восстановление их государственности.

Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев.. Результат войны - слабость экономики СССР, разруха и нужда в послевоенные годы.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении мира от фашистской "чумы" сыграл Советский Союз. Источниками его победы являются: отечественный, справедливый характер войны, чувство патриотизма, сплочение всех национальностей, окрепшая в войне сила Красной Армии, талант ее полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский и др.), единство фронта и тыла, воля к победе, сила духа, сила характера нашего народа.

Искоренение фашизма и нацизма как государственной идеологии и политики.

-  Вхождение в состав СССР новых территорий (Восточная Пруссия, южная часть Сахалина, Курильские острова).

  -  Наличие у СССР самой мощной армии в мире.

-  Огромные людские потери.

Произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. Мужское население было подорвано. Понадобилось 10 лет, чтобы население СССР достигло довоенного уровня

Долгих 4 года шел солдат к Берлину. 4 года лишений, горя, страданий. 4 года напряженного труда в тылу. Вместе с тем это были годы мужества и героизма на фронте, беззаветной любви и преданности своей Родине.Мужественно и без колебаний шагнули в огонь войны   500 тыс.наших земляков-саратовцев, в том числе   женщин. Они сражались на всех фронтах и во всех родах войск. За мужество и храбрость, умение побеждать, 5 наших земляков-питерцев  удостоены звания Героя Советского Союза.  Свыше 300 тысяч саратовцев не вернулись в свои родные деревни и села. Они похоронены на полях сражений. Но память о каждом сохранена и увековечена в "Книгах памяти".

Преподаватель: Каковы источники нашей Победы?

Патриотизм и героизм советских людей. Полководческий талант военачальников. Партизанское движение в тылу врага. Единство фронта и тыла.  Поддержка и участие антигитлеровской коалиции.  Мобилизационный ресурс советской экономики.  Роль Сталина в руководстве страной

Преподаватель:

Какие уроки можно вынести из этой войны?

Итоги урока, оценки.

Домашнее задание: Эссе: Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне?