Ценность здоровья педагога.
Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная)
ради которой действительно стоит не только не жалеть
времени, сил, трудов и всяческих благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтель.
Важнейшим ресурсом профессиональной деятельности человека и одним из основных показателей ее эффективности является здоровье. Проблема здоровья преподавателя вызывает озабоченность специалистов разных профилей, что определяется особой важностью результатов его профессиональной деятельности для государства и общества. Повышенное внимание к благополучию педагога связано с возможным риском для состояния здоровья, связанным со спецификой профессиональной деятельности педагога, и прежде всего, условиями работы. К факторам риска развития неблагоприятных последствий для здоровья относятся многочисленные профессиональные стрессоры: повышенные психологические и физические нагрузки, низкий статус профессии, избыточная бюрократизация профессиональной деятельности, недостаток социальной поддержки и множество других негативных обстоятельств, с которыми ежедневно сталкиваются учителя. Пандемия COVID-19, существенно изменившая условия труда и образ жизни преподавателей (переход на дистанционное обучение, угроза заражения и прочее), дополнила список связанных с профессией стресс-факторов.
Исследования, проведенные в ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. акад. Н.Ф. Измерова», показали, что около 60% учителей склонны к неврозам, связанными с профессиональной деятельностью, у 61% отмечается наличие хронических болезней. По данным исследования, проведенного в Германии, у учителей чаще, чем у представителей других профессий, выявляют болезни опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые, психические и психосоматические заболевания.
Повышенная эмоциональная напряженность наряду с другими особенностями профессии учителя накладывает свой отпечаток на поведенческие привычки и образ жизни, что в свою очередь, оказывает влияние на состояние здоровья. Установлено, что учителя по сравнению с другими категориями населения ведут более здоровый образ жизни и реже сталкиваются с факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, авторы связывают это с более высоким уровнем образования. Вместе с тем в ряде публикаций отмечен низкий уровень культуры здоровья учителя, включающий низкую осознанность ценности здоровья и неудовлетворительный уровень владения здоровьесберегающими технологиями.
Ценности человека занимают особое место среди факторов, которые определяют образ жизни и состояние здоровья. Само по себе здоровье человека рассматривается как особая ценность, задающая отношение человека к самому себе, своему здоровью, а также особенности поведения в различных ситуациях, связанных с поддержанием профессионального здоровья. Согласно теории M. Rokeach, ценности представляют собой устойчивые убеждения о предпочтительных способах поведения или конечных целях. Здоровье, как физическое, так и психическое, в соответствии с этой трактовкой, помещено в список терминальных, т.е. определяемых как предпочитаемые конечные цели существования, ценностей. Среди базовых индивидуальных ценностей по S.H. Schwartz здоровье как ценность отсутствует.
В концепции отношения к здоровью, основанной на работах В.Н. Мясищева, упоминаемых в издании «Психология здоровья» под ред. Г.С. Никифорова, в структуру отношения к здоровью включают эмоциональный, когнитивный и мотивационно-поведенческий компоненты. Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в иерархии ценностей человека, мотивацию и степень приверженности к здоровому образу жизни, а также поведение при ухудшении состояния здоровья.
Значение здоровья для человека повышается с возрастом и зависит от состояния здоровья, наличия или отсутствия болезней, т.е. степени актуальности самой потребности в здоровье. В исследованиях, основанных на подходе Н.Р. Салиховой, определяющем соотношение значения ценности и ее доступности, показано, что если потребность в сохранении здоровья и здорового образа жизни у человека не актуализирована, то ценностное отношение к нему будет осознаваться лишь в «проблемных» ситуациях, то есть при расхождении субъективной ценности здоровья с реальными возможностями его поддержания. Если же здоровье человека утрачено, то в его индивидуальных представлениях о значении здоровья оно трансформируется в самостоятельную ценность и может приобретать характер ценности терминальной, то есть образ жизни при этом перестраивается так, что борьба за сохранение (или возвращение) здоровья становится основной целью жизни.
Вопрос о соотношении значения здоровья как ценности и поведения, направленного на его сохранение и поддержание, является открытым. Ценность здоровья не входит в перечень основных детерминант популярной модели убеждений о здоровье, разработанной для объяснения и прогнозирования поведения, связанного со здоровьем. Решающую роль в выборе здорового поведения, согласно данной модели, отводят убеждениям (представлениям) о возможных последствиях, совершаемых или не совершаемых действий. Хотя исследования указывают на существование связи здоровья как ценности со здоровым поведением, часто осознание человеком ценности здоровья не приводит к здоровому поведению.
По всей видимости, переживание ценности здоровья является обязательным, но не единственным фактором, который обусловливает здоровьесберегающую активность человека. Принятие решений о конкретных формах поведения зависит и от значения для человека других ценностей, и от степени актуальности самой потребности в здоровье и его личностных особенностей. Более того, другие ценности могут определять вовлеченность человека в те или иные формы здорового поведения.
В ряде исследований показано, что особые эффективно применяемые стратегии поведения позволяют преодолевать повышенную напряженность в деятельности преподавателей, связанную с разными источниками профессионального стресса. Эффективно функционирующая система саморегуляции состояния и поведения обеспечивает купирование симптомов неблагоприятных состояний, таких как стресс, а также признаки профессионально-личностных деформаций по типу синдрома выгорания.
Предполагается, что значение здоровья для педагога может быть связано с рядом поведенческих и психологических особенностей, характеризующих отношение к здоровью и приверженность к здоровому образу жизни.
По данным ВОЗ, тревожность и стресс увеличивают риск возникновения и развития как сердечно-сосудистых, так и других неинфекционных заболеваний.
Для состояния здоровья большое значение имеют способы, при помощи которых человек справляется с эмоциональными проблемами. Многочисленные исследования показывают, что физическая активность и навыки управления стрессом не только помогают существенно снизить уровень стресса, тревоги и проявления депрессивных симптомов, но и улучшают показатели маркеров сердечно-сосудистого риска в большей степени, чем исключительно медицинская помощь.
Единственный симптом в структуре синдрома выгорания, ассоциированный с «высокой ценностью здоровья» и проявляющийся в эмоционально-нравственной дезориентации, можно рассмотреть как осознанное, самосохранительное поведение, направленное на защиту и поддержание собственного здоровья и выражающееся в отстраненности и потере интереса к предмету своего труда — другим людям. Напряженная профессиональная деятельность педагога, осложняющаяся стресс-факторами, может стать фактором эмоционально-нравственной дезориентации, проявляющейся в самооправдании своей черствости, нежелании принимать близко к сердцу проблемы окружающих и членов коллектива, возможно, объясняют эмоциональную сухость и отстраненность от проблем окружающих.
Вывод:
1. Неприятные симптомы будут восприниматься как более терпимые, если понятно их происхождение, если можно прогнозировать их динамику и известно, как с ними справляться.
2. Для большинства современных преподавателей здоровье является одной из главных ценностей их жизни.
3. Ценность здоровья для преподавателя связана с комплексом психологических параметров, включающим высокую требовательность к себе и другим, повышенный уровень напряженности и беспокойства, осознанно сниженную чувствительность к боли, а также с проявлениями поведенческой активности, направленными на сохранение здоровья.
4. Высокая ценность здоровья у преподавателя влияет на мотивацию здоровьесбережения и определяет высокую степень готовности соблюдать правила здорового образа жизни.
5. Информированность и грамотность в вопросах здоровья преподавателя с высокой ценностью здоровья способствуют ориентации на обеспечение здоровьесбережения.
Борисова О. В.
Используемая литература:
М.Б. Котова, В.Н. Колесников – «Ценность здоровья и здоровье учителей» 2021г.;
В.Н. Мясищева - «Психология здоровья» под ред. Г.С. Никифорова 2020г.