СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценности современного гражданина России, ведущие к гармонии и процветанию семьи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша авторская классификация заключается в разделении ценностных категорий на ценности-цели и ценности-средства. Ценности-цели – смыслообразующие категории в рамках человеческой жизни, критерии совершенства личности. Мы выделили для дальнейшего изучения таковые: жизнь, любовь, добро, честность, истина, красота, справедливость, счастье, гармония, мудрость, мужество, нравственность, патриотизм (принятие страны и мира, работа на благо). Ценности-цели имеют вневременной, общечеловеческий характер. Ценности-средства – практико-ориентированные и компетентностно-направленные ценностные категории, цель которых – привести к достижению ценностей-целей. Ценности-средства актуализируются в зависимости от исторического времени, общественно-политического устройства и экономической модели общества. Предмет нашего изучения – ценности-средства, которыми должен обладать гражданин современной демократической России в период совершенствования рыночной экономики в рамках информационного общества.

Просмотр содержимого документа
«Ценности современного гражданина России, ведущие к гармонии и процветанию семьи»

  1. Ценности современного гражданина России, ведущие к гармонии и процветанию семьи


Российское общественное сознание модернизируется, влияние оказывает западная либеральная идеология, изменяются жизненные ориентиры. Исследователь, политолог А.Ю. Зудин выделяет шесть ценностей социального порядка, проявившиеся в обществе, которые необходимо легитимировать и позитивно обосновать в рамках консервативного мировоззрения. Приведём их с нашими комментариями.

1. Современный индивидуализм, проявляющийся через совокупность жизненных установок, как стремление свободной самореализации, ответственности, к достижениям, к лидерству в избранных сферах деятельности. Центральную роль играет наращивание индивидуальной компетенции – возможности самостоятельно добиваться поставленных целей (вера, самооценка, дисциплина, действие, открытость новому, гибкость мышления). Успех же приходит с одобрением общества, а их этого следует необходимость уделить особое внимание личному вкладу в общие усилия на общее благо. На наш взгляд, логическая цепочка, показанная автором, весьма глубока – ведь в итоге мы действуем, исследуем, творим, открываем, достигаем, используя права и свободы, свои таланты и личный выбор, посвящая свой труд и достижения благу общества и России.

2. Солидарность как новый коллективизм: человеческое общество – естественная и необходимая среда свободной личности, т.к. является для неё источником жизненных благ; сложное общество не может подавлять личность, не нанося ущерба себе самому. Следовательно, все виды коллективов (традиционный и современный) должны идентифицировать себя с большим обществом, а их представители – понимать включенность в соревнование государств и народов в общем пространстве развития, создаваемого глобализацией.

3. Продуктивный труд, ведущий к созданию новых ценностей. «Человек деятельный» призван вытеснить идеал человека праздного, потребляющего и развлекающегося. Концепция труда включает в себя и ценностно обосновывает творчество, продуктивное предпринимательство, управленческую и инновационную деятельность, творчество, обмен (основу гибких и добровольных социальных связей), координацию (согласованные действия без нарушения автономии участников).

4. Нормализация потребления. Необходимо переформатировать стандарты и ценности потребления, сместив акценты с недостижимых для абсолютного большинства стандартов, на альтернативные, меняющие структуру распределения доходов, где, помимо потребления, появятся иные привлекательные виды человеческой активности. Причём, должны быть зафиксированы аморальность присвоения чужого, обман. Социально приемлемой нормой должно стать потребление, создающее благоприятные возможности для труда, накопления и развития. По нашему мнению, каждой независимой и мыслящей личности необходимо принять решение разумно подходить к анализу коммерческой рекламы, а также – объективно проанализировать деструктивный для гражданина феномен формирования банками мотиваций в необходимости потребительских кредитов и сделать независимые, свободные от паттернов потребительской системы выводы.

5. Накопление социально одобряемых ресурсов и ценностей (здоровья, знаний, компетенции, денежных средств) – должно быть сопоставимо и соразмерно с трудом. Общественное одобрение придаёт продуктивному частному накоплению новый социальный смысл: оно связывает повседневные жизненные практики с перспективами национального развития. На наш взгляд, материальный план этого аспекта напрямую следует из предыдущего: если не потакать гонке потребления, не поддаваться идеологии консюмеризма, а объективно планировать свои расходы, можно начинать копить деньги и направлять их на приобретение активов – того, что приумножает доход на благо семьи и, в итоге, общества.

6. «Производство идеального» – стратегический ресурс. Наделение общественной значимостью таких «самоценных» видов деятельности, как фундаментальная наука, культура, философия, теология, искусство, – эволюционное приобретение человечества. Способность оценивать их по достоинству выступает мерилом цивилизованности конкретного общества, стратегическим ресурсом коллективного развития. Следует зафиксировать связь этих видов деятельности с перспективами развития большой общности. Это кардинально изменит приоритеты и ценности.

На современном этапе развития страны, на наш взгляд, шесть аспектов, обозначенных А.Ю. Зудиным, имеют большое значение для гармоничного и устойчивого развития страны, формирования необходимых для её процветания мировоззренческих ориентиров и компетенций. Данную концепцию необходимо популяризовать для осознания в обществе необходимости ликвидации деструктивных установок и программ, свойственных для общественного сознания в настоящее время.

***

Наша авторская классификация заключается в разделении ценностных категорий на ценности-цели и ценности-средства. Ценности-цели – смыслообразующие категории в рамках человеческой жизни, критерии совершенства личности. Мы выделили для дальнейшего изучения таковые: жизнь, любовь, добро, честность, истина, красота, справедливость, счастье, гармония, мудрость, мужество, нравственность, патриотизм (принятие страны и мира, работа на благо). Ценности-цели имеют вневременной, общечеловеческий характер. Ценности-средства – практико-ориентированные и компетентностно-направленные ценностные категории, цель которых – привести к достижению ценностей-целей. Ценности-средства актуализируются в зависимости от исторического времени, общественно-политического устройства и экономической модели общества. Предмет нашего изучения – ценности-средства, которыми должен обладать гражданин современной демократической России в период совершенствования рыночной экономики в рамках информационного общества. С помощью авторского спектра компетентностных ценностей каждый из нас сможет реализовать свою миссию и принести пользу себе, своей семье, обществу и стране на современном историческом этапе.

По нашему мнению, практико-ориентированные и компетентностно-направленные ценности как виды культуры личности современного гражданина России таковы:

1. Культурно-историческое самосознание и понимание цивилизационной идентичности;

2. Политическая культура. Выработка объективной общественной идеологии России; права и свободы личности как конституционные права

3. Финансовая и инвестиционная грамотность как условие экономической и социальной стабильности и независимости человека;

4. Правовая культура. Стремление к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих;

5. Научная культура. Потребность в самообразовании в условиях глобального развития науки, культуры, техники и сети Интернет; Владение методологией глобального видения картины общемировых процессов, грамотного анализа событий и явлений повседневной и общественно-политической жизни, умение давать объективную оценку разного рода источникам, подвергать их критическому восприятию;

6. Ценность здорового образа жизни, противодействие алкоголизации, употреблению табака и наркотиков;

7. Ценность института семьи как важной скрепы общества и плацдарма собственного счастья;

8. Психологическая культура, эмпатии и опыт гуманного отношения к человеку Культивация позитивного мышления;

9. Религиозная культура сакральный опыт человека

10. Нравственная культура и чистота помыслов. Ответственное, конструктивное отношение к своей жизни;

11. Экологическая культура.

Таковы основные необходимые для нас в современной жизни навыки, качества, умения, подходы, ценности гражданина и патриота, которые будут глубоко изучаться и конкретизироваться в дальнейшем. Ценностный стержень, высокая культура личности позволяет преодолеть социальное отчуждение, глобальные риски для личности в условиях информационных войн, создать фундамент для стабильного духовного будущего России.


Вместо заключения


На современном этапе в России весьма важно ответственное, конструктивное отношение к своей жизни. Ответственность – это принятие авторства над своими действиями. Ответственность не равна вине, т.к. вина – это навязанное социальными «правилами» чувство, которое помогает сделать человека удобным для общества. Ответственность не равна грузу. Поскольку отвечаем мы только за свою жизнь и только за свои чувства. Но никто из нас не отвечает за то, какие выборы делают другие люди, за то, что они чувствуют. Если гражданин не берет ответственность за свою жизнь, ее берет кто-нибудь другой – маркетологи, СМИ, манипуляторы и т.д. – и совершает с его жизнью то, что считает выгодным и необходимым. Не принимать решение и не делать выбор – это тоже решение и выбор. Следовательно, более уместно нести ответственность за свои поступки, понимать, что каждая ситуация продиктована собственным сознательным или подсознательным выбором.

Следовательно, человек может исправить свои ошибки, создать, построить или стабилизировать любую сферу своей жизни, всё в его руках. Например, вместо «я не могу себе этого позволить», «как всё плохо» и т.д. мыслить в конструктивном ключе: «КАК я могу себе это позволить?», «ЧТО и КАК сделать, чтобы было хорошо?». Такой подход поможет справиться с настроениями социального инфантилизма и бессмысленной критики государственных институтов.

Автору книги близки по духу авторские позиции доктора, автора психологических книг В.В. Синельникова под общим названием «новая модель сознания – «хозяин своей жизни», предполагающие ответственность за свою жизнь, здоровье, собственный выбор и открытые возможности.1

Когда человек признаёт, что в затруднительную (безнравственную, неприятную и т.д.) ситуацию попал он сам – с помощью своих действий, мыслей, решений, установок, подсознательного выбора и т.д. – он понимает, что выбраться из неё он также может САМ, изменив алгоритмы этих самых действий и мыслей. Помогают разобраться с мыслями и определиться с дальнейшими способами действий вопросы, заданные себе:

1) Чем я вызвал эту ситуацию? Какими действиями, образом мышления, решениями?

2) Для чего она мне нужна? Чтобы что осознать, переосмыслить, изменить в своей жизни?

3) Что можно сделать уже сейчас, чтобы изменить / ликвидировать / минимизировать последствия данной ситуации? А что сделать, чтобы избежать её повторения?

4) Помнить законы: «внешнее отражает внутреннее» и «подобное притягивает подобное», «Вселенная справедлива – по мыслям и делам вашим воздастся вам».

Такой алгоритм разбора проблемы помогает:

1) научиться мыслить шире и гибче, понимать, что ты свободен в выборе своих решений и действий;

2) избавляет от чувства своей обреченности и беспомощности (упования на «обстоятельства» и действия других людей);

3) помогает избавиться от самобичевания и чувства вины – «сам выбрал действие – получил его последствия. Т.к. выбор был моим решением, я имею право, волю и возможности изменить действия и решения, получив другой результат, отличающийся от этого»;

4) Помогает выработать смелость в принятии решений.


Желаю вам и вашим близким душевной гармонии, объективности, достижения целей, здоровья и ответственности за свою жизнь!





1 Синельников В.В. Тайны подсознания. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. – 525 с.