Аннотация. Только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – педагог.
Учитель технологии
МБОУ «Гимназия №11 г.Ельца» Прокофьева Л.А.
Ценностно-ориентированный подход к личности педагога.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. «Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром» - Франсуа Вольтер. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни.
Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в формировании личности. Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, разделять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления. Необходимо каждому учителю овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, сдержанность, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса. Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой, культурой выражается мастерство и профессионализм учителя.
Новое поколение может воспитать по-новому только мыслящий педагог. Но личные качества современного педагога играют немаловажную роль. Можно выделить следующие особенности личности педагога:
1. Скромность - это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем.
2. Великодушие - традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.
3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.
4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться быть естественным и современным; тактичным в поведении; в совершенстве владеть культурой межличностного общения; быть интеллектуальным и независимым; убеждённым, обладать широким мировоззрением.
5. Терпимость и сдержанность проявляются: в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими; в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;
6.Душевность проявляется в формировании человеческих идеалов, потребностей; в культуре межличностного общения; в повседневном поведения;в доброжелательном отношении к людям.
7.Высокая нравственность педагога позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса; в реализации навыков поведения; в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.
Культура есть мера развития человека, которая характеризуется не только и не столько объемом усвоенных им ценностей общественной жизни, сколько каким способом человек приобщается к этим ценностям. Педагогическая культура учителя включает ряд необходимых компонентов личности, деятельности и общения.
Необходима в деятельности учителя культура речи: это правильная дикция, поставленный голос и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции, так как процесс решения педагогической задачи — это всегда творчество. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Для активизации познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения) необходимы жесты наглядности, которые иллюстрируют рассказ педагога. Эти жесты – имитационные и изобразительные дают представление о форме, размере предмета. Но детям недостаточно услышать точное определение – им нужно наглядно с помощью жестов показать ту или иную фигуру. Иногда автоматически жестом учитель заменяет слово, которое никак не может быстро вспомнить. Подобные жесты называются поисковыми. А если педагог не владеет культурой общения, если не умеет владеть собой, он может усложнить и без того трудную ситуацию. Вместе с тем, если он научится управлять своими чувствами, скрывать их, это поможет ему, сохраняя внешнее спокойствие, найти правильный выход из сложной ситуации и тем самым предупредить конфликт или облегчить его. Необходимо помнить, что отсутствие выдержки, внешние проявления гнева могут привести к стрессовому состоянию, что, естественно, вредит не только здоровью, но и авторитету педагога.
Хотелось бы отметить педагогическое творчество и призвание. Ведь учитель - это не только педагог, это ещё и актер, художник, скульптор. Каждый урок для него - это спектакль, где он и главный герой, и постановщик, и режиссер. От его умения, знаний, навыков и конечно же творчества зависит как пройдет урок, как учащиеся усвоят материал, с каким настроением придут на следующее занятие. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. При этом нравственным стержнем учителя выступают принятые им этические нормы, бережное отношение к личности ребенка, понимание его проблем. А смысловым стержнем выступает его потребность в постоянной интроспекции, его нравственной рефлексивной культуре, которые успешно осуществляют целеобразование и реализуется программа собственного развития. При этом личность учителя, его творческое «Я» раскрывается и полностью реализуется в творческом отношении к делу, в его личностно-индивидуальном профессиональном стиле педагогической деятельности. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя, а педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.
Литература.
Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002 Зарецкая И.И.
Профессиональная культура педагога - М.: АПК Мин. образования РФ, 2001. -67 с.2. - №3. - С.3-8. 8.
Ключарев Г., Огарев Е. Компетентность или грамотность: к разработке государственного стандарта. - Виртуальная библиотека РНИС и НП, 2002
. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пособие /Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.
Якушева Т.Н. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога. Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж, 1992. - С. 122 - 124.
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
При выполнении творческих и проектных работ
Оценка «5»
ставится, если учащийся:
Оценка «4»
ставится, если учащийся:
Оценка «3»
ставится, если учащийся:
Оценка «2»
ставится, если учащийся:
Защита проекта
Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы.
Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно
Подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы.
Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения
Конкретными примерами
Обнаруживает неполно соответствие доклада и проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы.
Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами.
Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Оформление проекта
Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта.
Грамотное, полное изложение всех разделов.
Наличие и качество наглядных материалов
(иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.).
Соответствие технологических разработок современным требованиям.
Эстетичность выполнения.
Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта.
Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов.
Качественное, неполное количество наглядных материалов.
Соответствие технологических разработок современным требованиям.
Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.
Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта.
Неграмотное изложение всех разделов.
Отсутствие наглядных материалов.
Устаревшие технологии обработки.
Практическая направленность
Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.
Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.
Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
Соответствие технологии выполнения
Работа выполнена в соответствии с технологией.
Правильность подбора технологических операций при проектировании
Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения
Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению
Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется
Качество проектного изделия
Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия
Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается
Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению
Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия