СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.»

Тема: Глагол. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. § 17

ЦЕЛЬ: Закрепить навык употребления Ь знака на конце глагола. Формировать умения различать нависание глаголов неопределенной формы (на -ТЬСЯ) и глаголов 3-го лица (на -ТСЯ).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

Б е с е д а: Что такое части речи? На какие две группы они делятся? Почему предлоги и союзы — служебные части речи? Что такое глагол? Какие морфологические признаки имеет глагол? Что такое наречие? Какие морфологические признаки имеет наречие?

К а р т о ч к а 1. Прочитайте стихотворение А. Кушнера.

Кто сказал, что мы подрались?

Мы не дрались, а боролись.

Правда, мы чуть-чуть кусались,

И щипались, и кололись.

Правда, мы друг друга мяли,

И бодались, и лягались.

Нас, конечно, разнимали.

Мы, конечно, упирались.

Найдите в тексте стихотворения глаголы, с помощью которых создается картина драки, и запишите их в неопределенной форме. Рядом напишите вопрос. Сделайте вывод, когда глаголы пишутся с –тся, а когда с -ться.

К а р т о ч к а 2. Прочитайте текст и запишите его в тетрадь.

Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. В них отражается небо и солнце.

В предложениях подчеркните главные члены. Над глаголами-сказуемыми напишите число, лицо или род.

2. Орфографическая работа: запись слов (под диктовку).

Р..дная сторона, суб..отний вечер, птич..и г..л..са, ст..ять в бесе..ке, засм..треться на цветы, к..пуста в к..рзине, сла..кая яго..ка.

В глаголах поставьте ударение, графически обозначьте корень слова, подберите проверочные слова.

3. Работа по теме урока.

1. Расскажите о слове (запишите те морфологические признаки глагола.

2) Подумайте и запишите слова, на конце которых пишется -ца (курица). К какой части речи они относятся? Обоснуйте свое мнение.

З а п о м н и т е! На конце глаголов никогда не пишется -ца (хотя произносится), а пишется -тся или -тьсякупаться (ч т о д е л а т ь?), не гуляется (ч т о д е л а е т с я?).

3) Чтение правила на стр. 41. Анализ схемы и запись ее в грамматическую тетрадь:


4) Выборочно-распределительное списывание. Заполните таблицу глаголами из упражнения 78. Сочетание букв -ться и -тся подчеркните.

Глаголы неопределенной формы

(Ч т о д е л а т ь?

Ч т о с д е л а т ь?)

Глаголы 3-го лица

(Ч т о д е л а е т?

Ч т о с д е л а е т?)

5) Проверочная работа (текст распечатан для каждого ученика).

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните в глаголах сочетание букв -ться и -тся. Графически обозначьте корни и орфограммы в корнях.

З..леные доро..ки (в) лесу все будто курят..ся, туман везде поднимает..ся, в..да пузырьками садит..ся на лист..я, на хв..инки елок, на паучиные сети, на телеграфную проволоку. И по мере того, как поднимает..ся со..нце и разогревает..ся воздух, капли на телеграфной проволоке начинают слива..ся одна с другой и редеть. На дерев..ях тоже сл..вают..ся капли.

(М. Пришвин)

4. Домашнее задание. Правило на стр. 42. Упр. 85.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!