СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа формирования здорового образа жизни у школьников сельской пригородной школы представляет собой структурную модель на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного и потребностно - ориентированного подхода спортивно - оздоровительной работы со школьниками сельской пригородной школы.
1.Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное значение по итогам апробации в профессиональном сообществе.
1.2. Соответствие разработки современным научным подходам в образовании. Инновационность и эксклюзивность методической разработки.
1.3. Соответствие содержания разработки и заключения (выводов) заявленным целям и задачам. Четкая структура представленных материалов и их соответствие требованиям к данному виду документа.
1.4. Наличие в материалах описания технологии получения результата.
1.5. Итоги апробации в профессиональном сообществе:
1. Целевая воспитательная программа формирования здорового образа жизни у школьников сельской пригородной школы "От физической культуры – к здоровому образу жизни".
Программа формирования здорового образа жизни у школьников сельской пригородной школы представляет собой структурную модель на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного и потребностно - ориентированного подхода спортивно - оздоровительной работы со школьниками сельской пригородной школы.
Практическая значимость данной программы определяется необходимостью создания условий для улучшения двигательной подготовленности детей школьного возраста, укрепления их здоровья, средствами и методами физической культуры и приобщения их к ценностям здорового образа жизни в условиях ФГОС.
Паспорт программы
Автор программы: учитель физической культуры Якунина Светлана Николаевна, учитель высшей категории, руководитель методического объединения учителей Костромского муниципального района.
Наименование программы: «От физической культуры – к здоровому образу жизни».
Направленность программы: формирования здорового образа жизни путём создания условий для улучшения двигательной подготовленности детей школьного возраста, укрепления их здоровья, средствами и методами физической культуры, приобщения их к ценностям здорового образа жизни в условиях ФГОС.
Заказчик программы: родительская общественность ученического коллектива учащихся МКОУ Караваевской Средней общеобразовательной школы».
Аннотация содержания программы: авторская инновационная программа «От физической культуры – к здоровому образу жизни» разработана Якуниной Светланой Николаевной совместно с кафедрой физического воспитания КГСХА на основе федерального государственного стандарта (полного) общего образования по физической культуре, которая и легла в основу системы спортивно-оздоровительной работы МКОУ Караваевской СОШ, которая успешно и реализуется.
В центре Программы системно-деятельностный, личностно-ориентированный и потребностно - ориентированный подходы в формировании у школьников здорового образа жизни сельской пригородной школы положенный в основу модели (Программы).
Програмно-содержательное обеспечение, способствует интеграции процессов валеологического воспитания и социального развития личности. Обучающиеся включены в систему физкультурно - оздоровительной деятельности, которая позволяет целенаправленно использовать внеурочные формы физкультурно-оздоровительной работы и возможности школы, семьи, учреждений социума для укрепления здоровья.
Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности предполагает возможности для выбора школьником индивидуальной траектории реализации своей потребности в здоровье.
Программа апробирована, есть методические разработки. Программа адресована педагогической общественности.
Текущий статус программы ««От физической культуры – к здоровому образу жизни»»: действующая программа
Наименование и контактные реквизиты: Костромская область, Костромской район, п., 157000 Караваево, ул. Штеймана д. 58а. Контактный телефон: (4942) 66-17-33
Факс: (4942) 66-17-33
Наименование и контактные реквизиты экспертных организаций: написать
(Краткое описание программы)
Целевая воспитательная программа формирования здорового образа жизни у школьников сельской пригородной школы "От физической культуры – к здоровому образу жизни".
Пояснительная записка
I.Введение
На рубеже веков в условиях экономической нестабильности российского общества, сложной экологической обстановки, ослабления системы здравоохранения заметно ухудшилось состояние здоровья школьников, возможности их жизнеобеспечения и развития. С каждым годом сокращается количество выпускников школ, которые могут считаться здоровыми, увеличивается число школьников, имеющих хронические заболевания, физические отклонения, психические расстройства.
Причинами такого положения, являются не только длительное неблагоприятное воздействие социально-экономических и экологических факторов, но и ряд негативных тенденций в сфере школьного образования, недостатки в существующей системе спортивно-оздоровительной работы, а также функциональная неграмотность части родителей в вопросах поддержания и развития здоровья детей.
Ситуация, когда, с одной стороны, ухудшаются условия окружающей среды, увеличиваются информационные и психологические нагрузки, а с другой стороны, снижаются возможности семьи и школы по обеспечению здоровья детей, диктует необходимость формирования у школьников здорового образа жизни, который образно можно назвать «универсальным средством от всех болезней сразу».
Физическая культура традиционно была и остается одним из главных направлений оздоровительной работы в школах. Однако в преподавании физкультуры в последнее время все ярче проявляется противоречие между целями процесса физического воспитания и получаемыми результатами. Несмотря на провозглашение образовательных и оздоровительных задач урока, уровень физического развития и физического здоровья школьников снижается год от года. Кроме того, остаются недостаточными знания учащихся о состоянии собственного здоровья и способах его укрепления. Снижается в глазах подростков престижность занятий физкультурой и спортом.
Исходя, из выше изложенного возникла необходимость создания в нашей школе системы спортивно-оздоровительной работы. Совместно с кафедрой физического воспитания КГСХА на основе федерального государственного стандарта (полного) общего образования по физической культуре мы разработали программу «От физической культуры к здоровому образу жизни», которая и легла в основу системы спортивно-оздоровительной работы, и успешно реализуется на базе МКОУ Караваевской СОШ.
Учитель физкультуры занимает особое место в системе общеобразовательной школы. Являясь учителем-предметником, он, кроме того, выступает в роли воспитателя и организатора. На плечах учителя физкультуры лежит подготовка команд к соревнованиям различного уровня, подготовка и проведение многочисленных внутришкольных мероприятий оборонно-спортивного и физкультурно-оздоровительного направлений. В ходе подготовки к ним педагогу приходится взаимодействовать с родителями учащихся, классными руководителями, медицинскими работниками, специалистами учреждений, находящихся на территории поселка. При этом он является руководителем ученического коллектива физкультуры и тренером спортивной секции. Во многом благодаря этому, возрастает влияние учителя физической культуры на школьников, процессы их развития и воспитания. На мой взгляд, роль педагога-физкультурника сопоставима с ролью классного руководителя, а по некоторым параметрам и более значима.
II.Общие положения
Н аправленность программы
Цель программы:
создать условия для улучшения двигательной подготовленности детей школьного возраста, укрепления их здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни.
Задачи:
воспитывать у школьников осознанную потребность в здоровье, физическом развитии и совершенствовании;
развивать навыки практической и творческой физкультурно-оздоровительной деятельности;
способствовать гармоничному развитию физических качеств и двигательных умений;
воспитывать морально-волевые и нравственно-психологические качества, формировать чувство гордости за свой класс, родную школу, поселок.
У частники:
- учащиеся старших классов;
- учителя физической культуры;
- классные руководители;
- школьный врач;
- специалисты учреждений сельского социума;
- родители;
- школьная администрация.
III. Этапы реализации программы
1 этап (2012 - 2013 гг.)
Подготовительный
Изучение состояния здоровья и физического развития школьников; определение педагогических условий для воспитания ЗОЖ школьников в сельском социуме; разработка модели формирования ЗОЖ.
2 этап (2013 - 2014 гг.)
Организационно - деятельностный
Реализация учебно-воспитательного процесса по формированию ЗОЖ у школьников.
3 этап (2014- 2015 гг.)
Аналитический
Мониторинг освоения программы с последующей корректировкой на основании критериальных оценок (отслеживание, анализ, коррекция).
Основные принципы реализации программы:
1) Принцип ориентации на базовые потребности школьников.
Данный принцип предполагает, что в процессе физического воспитания школьники через познание своих потребностей и индивидуальных особенностей, постепенно перейдут к выбору своего способа двигательной активности и выработают в рамках этого способа индивидуальный стиль физического самосовершенствования. Наша задача в данном случае состоит в том, чтобы помочь школьникам сделать правильный выбор рода занятий, адекватно поставить перед собой цель физического развития и самосовершенствования, предоставить им необходимые средства, вооружить их нужной информацией. То есть, по существу, способствовать получению школьниками минимального физкультурного образования.
2) Принцип социализирующего влияния физической культуры.
Мы рассматриваем физкультурно-спортивную деятельность школьников как средство их успешной социализации. Ситуации и отношения, возникающие в процессе такой деятельности, являют собой модель вхождения человека в самостоятельную жизнь, но при этом происходят в игровой (учебно-тренировочной) среде, что уменьшает воздействие негативных факторов на личностное развитие учащихся. Физкультурно-спортивная деятельность не только укрепляет мышцы, но и формирует привычку трудиться. В своей работе мы используем эти возможности, стараемся предвидеть и моделировать воспитывающие ситуации, что, в конечном счете, должно способствовать приобретению школьниками социального опыта. Об этом можно судить по вовлеченности школьников в активную общественную жизнь нашего поселения.
3) Принцип эмоциональной насыщенности физкультурно-оздоровительной деятельности.
В настоящее время процесс приобщения школьников к занятиям физкультурой и спортом в силу ряда причин (увеличение учебной нагрузки, конкуренция со стороны телевидения, видео, компьютерных игр, вредных привычек и др.) значительно затруднен. Поэтому при организации физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо отдавать предпочтение нестандартным, эмоциональным формам, средствам, приемам, способным создавать на занятиях благоприятный эмоциональный фон и вызывать у ребят интерес к физической активности. Этот эффект усиливается, если школьники привлекаются к разработке содержания фрагментов физкультурно-оздоровительных мероприятий (игр, викторин, аттракционов). Значительную роль в реализации этого принципа играет внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий: электронного компьютерного тестирования, тематических компьютерных презентаций, использования ресурсов сети Интернет и др. Поддержание эмоционального воздействия на личность школьников обеспечивается регулярностью проведения таких мероприятий. Наша задача - обеспечить на занятии (мероприятии) необходимый эмоциональный настрой, поддерживать его, а также управлять им, тем самым, способствовать воспитанию эмоциональной культуры учащихся. Этому способствует и внедрение инновационных программ в рамках 3-го часа по предмету Физическая культура».
4) Принцип индивидуальных траекторий продвижения школьников в процессе их обучения и воспитания.
Многолетний опыт нашей работы показывает, что в силу неодинакового уровня физического развития и разных физических способностей школьников нормативный результат не всегда является истинным показателем активности учащихся на уроке и степени их участия в физкультурно-оздоровительной деятельности. Поэтому ученик должен иметь возможность индивидуального выбора темпа, амплитуды, мощности выполнения упражнения и степени сложности двигательного действия. При этом показателем успешности будет являться личностный прирост в результате (качестве) выполненного упражнения. Наша задача в данном случае заключается в том, чтобы подобрать такие тренировочные задания, которые позволяют, с одной стороны, осуществить такой выбор, а с другой стороны, верно, оценить индивидуальные достижения ученика и поставить оптимальные ориентиры его дальнейшего личностного роста.
При реализации выше названных принципов в качестве основных мы используем следующие средства и методы:
физические упражнения, гигиенические факторы, естественные силы природы;
метод регламентированного упражнения;
игровой и соревновательный методы.
Работу по обеспечению функционирования системы несут субъекты деятельности, а, именно: учащиеся 1-11 классов; учителя физической культуры; члены методического объединения оборонно-спортивной направленности; классные руководители; школьный врач; специалисты учреждений сельского социума.
Их совместные усилия реализуются в следующих направлениях деятельности.
1) Оптимизация процесса физического воспитания на уроках физической культуры.
Предполагает актуализацию оздоровительных задач урока физической культуры и, как следствие, повышение мотивации школьников к занятиями физическими упражнениями. Это достигается внедрением в процесс физического воспитания двух взаимосвязанных элементов:
экспресс-оценки уровня физического здоровья учащихся, которая представляет собой комплекс антропометрических тестов и функциональных проб, позволяющих определить в баллах "количество" здоровья школьников (по Г.Л. Апанасенко);
валеологической установки, под которой понимаются действия педагога по формированию у школьников положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Валеологическая установка по форме представляет краткое, яркое, сообщение, несущее основы валеологических знаний и нацеливающее школьников на определенный вид двигательной активности. Она применяется в течение всего учебного года, чаще всего во вводной части урока. Хочется отметить, что реализация целей, задач и принципов функционирования системы требует превращения процесса физического воспитания в занимательную творческую деятельность, основанную на сотрудничестве учителей и школьников. Поэтому мы стремимся применять на уроке проблемно-поисковые методы, учебные беседы, познавательные игры и упражнения, самостоятельную работу, самоконтроль, алгоритмизацию.
2) Организация внеурочной и внеклассной (спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия) деятельности.
Предполагает использование многообразных эмоциональных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы (соревнования по разным видам спорта, спортивно-игровые шоу, интеллектуальные игры, туристические походы, спортивные праздники), среди которых учащиеся могут выбрать свой способ физкультурно-оздоровительной активности и перейти в рамках этого способа к выработке индивидуального стиля физического саморазвития и самопознания.
На базе нашей школы нами была разработана и успешно апробирована игра «Гонка за лидером», получившая впоследствии признание в области и за ее пределами. Цикл игр транслировался на региональном телевидении ГТРК.
На данном направлении мы применяли такие педагогические методы и приемы, как: личностно-ориентированный метод, стимулирования интереса к деятельности; игровой и соревновательный методы; технология коллективного творческого дела, групповая и проектная деятельность.
3) Вовлечение школьников в систему дополнительного физкультурно-спортивного образования (спортивные секции).
Имеются данные о том, что ребенок, систематически занимающийся спортом, к 13 годам вырабатывает иммунитет к курению и наркотикам. Школьный спорт дает нам возможность воспитать полноценных людей, которые сумеют взаимодействовать в коллективе, преодолевать сложности, играть по правилам. Отсюда важность данного направления, которое предоставляет ученикам возможность расширить свой физкультурно-оздоровительный опыт и реализовать свой индивидуальный стиль физического самосовершенствования через
включение в систему дополнительного физкультурно-спортивного образования (секции волейбола, баскетбола, футбола, группы аэробики, атлетической гимнастики и другие). Кроме того, одним из показателей эффективности занятий в этих секциях, может служить участие школьников в соревнованиях по различным видам спорта на школьном, районном и областном уровнях. В дополнение к перечисленным выше методам, мы используем в рамках этого направления следующие педагогические приемы: личный пример, агитация и пропаганда, обеспечение информацией, авторитет, посещения, экскурсии.
4) Объединение и согласование усилий школы, семьи, учреждений сельского социума в целях сохранения и укрепления здоровья школьников.
Данное направление предполагает использование педагогического потенциала семьи и учреждений сельского социума по укреплению здоровья школьников и приобщению их к ценностям здорового образа жизни. Интеграция усилий осуществляется двумя путями.
Во-первых, через использование материально-технических и кадровых возможностей учреждений, находящихся на территории поселка (Спорткомплекс "Урожай", сельхозакадемия, Дом культуры, школа и др.). Особое место здесь занимает совместная работа нашего методического объединения с кафедрой физвоспитания и спорта КГСХА. В рамках этого сотрудничества на базе Караваевской школы были проведены экспериментальные исследования по проблемам валеологизации процесса физического воспитания школьников и обоснованию методики оптимального развития двигательных качеств на уроках физической культуры. Во-вторых, через работу с родителями учащихся: на родительских собраниях разъясняются направления физкультурно-оздоровительной работы со школьниками; производится анкетирование; ведутся индивидуальные собеседования; осуществляется привлечение родителей к организации спортивно-массовой и оздоровительной работы школы и класса.
Особое значение при реализации этого направления мы придаём развитию и популяризации семейного спорта, который, является одним из перспективных инструментов воспитания, поскольку дает здоровье сразу всем, и родителям, и детям. А главное он объединяет и сплачивает семью, ведь у всех членов семьи возникает общий интерес, общее совместное дело, что, согласитесь, в современном обществе является редкостью.
5) Самосовершенствование, повышение уровня педагогического мастерства учителей физической культуры.
Эффективное решение целей и задач системы невозможно без самообразования и самосовершенствования учителя физкультуры, который, является организатором спортивно-массовой работы, источником физкультурных и валеологических знаний, пропагандистом ценностей здорового образа жизни. Современный учитель физической культуры должен обладать широкой эрудицией, высоким уровнем профессиональной подготовки, отличаться общей культурой личности. Отсюда важность данного направления, которое призвано стимулировать профессиональный рост педагога.
Основные формы:
участие в экспериментальной деятельности;
участие в семинарах, круглых столах, мастер-классах, проводимых для учителей района и области);
курсы повышения квалификации;
участие в спортивных соревнованиях и профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Чтобы оценить эффективность работы программы, нами были определены следующие критерии успешности:
С момента работы нашей системы произошла позитивная динамика в спортивно-оздоровительной деятельности.
Критерии успешности (2012 –2015 год)
количество детей, принимающих участие, в спортивно-массовых мероприятиях увеличилось от 320 до 400 человек.
количество детей, регулярно посещающих, различные спортивные секции увеличилось от 200 до 250 человек.
количество детей, принимающих участие в районных, городских и областных соревнованиях увеличилось от 100 до 200 человек.
количество призовых мест районных, городских, региональных и межрегиональных соревнований, завоёванных учащимися школы, увеличилось от 88 до 170 человек, федеральный уровень от 1 до 3 человек и международный уровень 1 человек.
Коллектив МКОУ «Караваевской средней общеобразовательной школы» постоянно сотрудничает с различными учреждениями, находящимися на территории поселка Караваево (Спорткомплекс "Урожай", КГСХА и др.). Активно сотрудничает со школой и оказывает помощь при проведении уроков физкультуры, внешкольных спортивно-оздоровительных мероприятий, ГОУ ДОД Костромской области ДЮСШ «Урожай» на основании двустороннего «Договора совместной деятельности». На базе спорткомплекса «Урожай» для школьников организованы спортивные секции: вольной борьбы, дзюдо, армрестлинга, футбола, которые, несомненно, играют большую роль в реализации решения задач внеклассной физкультурно-спортивной работы Караваевской школы. Особое место здесь занимает совместная работа нашего методического объединения с кафедрой физического воспитания и спорта КГСХА. На базе нашей школы и КГСХА, совместно с кафедрой физ. воспитания и спорта КГСХА была разработана и успешно апробирована спортивно-массовая игра «Гонка за лидером», ставшая впоследствии популярной в области и за ее пределами.
Большую помощь в организации, проведении спортивно-массовых мероприятий и оказании спонсорской помощи на территории посёлка и Караваевской школы оказывает администрация Караваевского сельского поселения. На территории посёлка Караваево совместно с администрацией сельского поселения организуем проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для населения. Глава администрации Караваевского сельского поселения Елена Александровна Шилова - частый гость в нашей школе, она оказывает спонсорскую помощь в проведении спортивно-оздоровительных мероприятий, в приобретении спортивного инвентаря (лыжного инвентаря), спортивной формы для участия в спортивных соревнованиях команд Караваевской школы (Всероссийские спортивные игры школьников ВДЦ «Орлёнок). Ежегодно в августе месяце совместно с администрацией проводятся «Поселковые спортивные игры», посвящённые Дню посёлка, в которых принимают активное участие школьники, население посёлка, выпускники школы и семейные команды. Каждый год учащиеся Караваевской школы принимают активное участие в спортивных соревнованиях разного уровня, защищая честь Караваевского сельского поселения, Костромского района и Костромской области.
Реализация программы способствовала тому, что наша система спортивно-оздоровительной работы приобрела динамизм, логичность, целостность. В течение нескольких лет происходила притирка ее основных элементов, и в настоящее время система приобрела законченный вид, что положительно сказалось на результатах. Значительно повысился интерес школьников к физической активности, улучшилась успеваемость по физической культуре, появилась положительная тенденция в состоянии здоровья детей школьного возраста. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, ведь именно нынешние школьники совсем скоро займут ведущие позиции во всех сферах жизнедеятельности.
Задачи:
Объединение педагогического потенциала школы, семьи, учреждений находящихся на территории посёлка (Спорткомплекс "Урожай", КГСХА, Дом культуры, школа ДЮСШ и др.) в целях сохранения и укрепления здоровья школьников.
2) Повышение уровня педагогического мастерства работников физической культуры, в соответствии с актуальными методиками.
Необходимо обновить содержание уроков физической культуры, сделать их по-настоящему интересными и доступными для школьников с разными физическими возможностями и состоянием здоровья.
Продолжить внедрение инновационных программ в рамках 3-го часа физкультуры или спортивной секции, кружка.
Укрепление и развитие материально-технической базы школы: развитие спортивной инфраструктуры, строительство спортивного зала. Приобретение спортивного инвентаря и оборудования, технических средств обучения, строительство современных спортивных площадок, подключиться к программе «Газпром детям».
Приложение № 1 (к критерию 1): Целевая воспитательная программа формирования здорового образа жизни у школьников сельской пригородной школы "От физической культуры – к здоровому образу жизни".
Приложение №2:Рецензия на программу. Приложение №3: Выписка из протокола.
2. Во внеклассной работе я использую многообразные формы организации и проведения спортивно - массовых мероприятий с учётом возраста школьников, состояния их здоровья, физической подготовленности и материально-технической базы школы. Поэтому одно из направлений спортивно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения МКОУ «Караваевской средней общеобразовательной школы» по формированию культуры здоровья и безопасного поведения является проект «Недели физической культуры и спорта». Проект был разработан и успешно апробирован в 2012 году и получил признание в области и за ее пределами. Он включает в себя массовые спортивные мероприятия, в которых участвуют школьники разного возраста, педагоги, а также родители обучающихся.
. Данный проект адресован:
Школьникам;
педагогам-предметникам;
педагогам дополнительного образования;
классным руководителям;
социальному педагогу;
педагогу – психологу;
педагогу организатору ОБЖ;
администрации школы.
Паспорт проекта
Полное название проекта | Проект» «Неделя физической культуры и спорта МКОУ Караваевской СОШ». п. Караваево, Костромской муниципальный район, Костромская обл. |
Автор проекта | Якунина Светлана Николаевна - учитель физической культуры, руководитель, руководитель МО, спортивного клуба «Семья-Спорт-Счастье». |
Руководители проекта | Потапова Ирина Евгеньевна – директор, Степанова Ольга Анатольевна – заместитель директора по ВР. Якунина Светлана Николаевна - учитель физической культуры, руководитель, руководитель МО и спортивного клуба. Совет спортивного клуба «Семья-Спорт-Счастье». |
Название проводящей организации | МКОУ «Караваевская средняя общеобразовательная школа». |
Адрес организации | Костромская область, Костромской район, п., 157000 Караваево, ул. Штеймана д. 58а Контактный телефон: (4942) 66-17-33 Факс: (4942) 66-17-33 |
Цель проекта | Организация и вовлечение школьников в спортивно-оздоровительные мероприятия с целью укрепления и сохранения здоровья, улучшения двигательной подготовленности детей школьного возраста и приобщения их к ценностям здорового образа жизни, профилактика пагубных привычек. |
Задачи проекта | Основные задачи проекта: Продолжить работу по формированию у школьников ранней мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья, физическому и спортивного совершенствованию. Развивать систему поддержки талантливых детей, разработать индивидуальные образовательные маршруты школьников, показывающих высокие спортивные результаты. Создать условия для мотивации школьников для систематических занятий физической культурой и спортом через оптимизацию системы дополнительного образования. Развивать систему непрерывного физического воспитания школьников. Пропагандировать среди школьников и их родителей положительное отношение к физической культуре и спорту, сохранению и укреплению здоровья. Расширить сетевое взаимодействие с учреждениями и организациями занимающимися вопросами физкультурного образования. Дать необходимые знания в области физической культуры и спорта, из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиены. Совершенствовать содержание форм и методы организации спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе с привлечением родительской общественности и развитием массовых видов спорта. Разработать сборник методических разработок педагогов физкультурному образованию. Формировать у ребенка потребность в самосознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности. Воспитывать у школьников чувство коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки, спортивного азарта, взаимовыручки и поддержки; Совершенствовать материально- техническую базу физкультурно-спортивного назначения. |
Исполнители проекта | сотрудники школы, обучающиеся, родители, социальные партнёры. |
Источники финансирования | внебюджетные средства |
Сроки реализации проекта | ноябрь - 2012-2013уч. год. ноябрь - 2013- 2014 уч. год. март – 2014- 15 уч. год. |
Место реализации проекта | МКОУ Караваевская средняя общеобразовательная школа |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Реализация в школьной практике системы физкультурного образования. Увеличение числа школьников, занимающихся физической культурой и спортом, участвующих в мероприятиях в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой направленности. Повышение уровня физической активности школьников. Достижение результатов в соревнованиях разного уровня по различным видам спорта. Минимизация воздействия негативных факторов образовательной среды школы, отрицательно виляющих на здоровье школьников и педагогов. Создание системы сетевого взаимодействия координации школы, родительской общественности, учреждений и организаций, занимающихся вопросами здравоохранения и физкультурно-спортивного воспитания школьников. Создание условий для непрерывного повышения компетентности родителей, педагогических работников и персонала образовательного учреждения по вопросам физкультурно-спортивного воспитания и физкультурного образования. Улучшение материально-технического оснащения медицинского кабинета, спортивных объектов (спортивного зала, спортивной площадки и стадиона). |
Система контроля | Основными показателями результативности реализации проекта служит снижение уровня заболеваемости и проявления асоциального поведения учащимися. |
ПРОЕКТ
неделя физической культуры и спорта
МКОУ Караваевской СОШ
пояснительная записка
Актуальность проекта. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, увеличение числа школьников, имеющих хронические заболевания, морфофункциональные отклонения и нервно-психические расстройства, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.
Причинами такого положения являются не только длительное неблагоприятное воздействие социально-экономических и экологических факторов, но и ряд негативных тенденций в сфере школьного образования, недостатки в существующей системе спортивно-оздоровительной работы, а также функциональная неграмотность части родителей в вопросах поддержания и развития здоровья детей.
Ситуация, когда, с одной стороны, ухудшаются условия окружающей среды, увеличиваются информационные и психологические нагрузки, а с другой стороны, снижаются возможности семьи и школы по обеспечению здоровья детей, диктует необходимость формирования у школьников здорового образа жизни
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Вместе с тем, наряду с традиционными урочными формами занятий, в любых образовательных учреждениях используются и внеурочные формы организации физического воспитания подрастающего поколения.
На мой взгляд, внеурочные физкультурные занятия имеют гораздо больший педагогический потенциал, в рамках которого возможно целенаправленно влиять также и на приобретение социального опыта школьников в процессе формирования их личностной физической культуры. Поэтому формирование познавательной активности я веду через организацию внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, которая направлена, прежде всего, на интеллектуальное развитие и формирование положительной мотивации к физической культуре и здоровому образу жизни.
Для этого я использую многообразные эмоциональные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы (соревнования по разным видам спорта, спортивно-игровые шоу, интеллектуальные игры, туристические походы, спортивные праздники), среди которых учащиеся могут выбрать свой способ физкультурно-оздоровительной активности и перейти в рамках этого способа к выработке индивидуального стиля физического саморазвития и самопознания.
Поэтому в образовательном учреждении МКОУ «Караваевской средней общеобразовательной школе» был разработан и успешно апробирован в 2012 году проект «Недель физической культуры и спорта» по формированию культуры здоровья и безопасного поведения, который получил признание в области и за ее пределами.
Проект «Недели физической культуры и спорта» включает в себя массовые спортивные мероприятия, в которых участвуют школьники разного возраста, педагоги, а также родители обучающихся.
Объект изучения и планирования: процесс физического воспитания учащихся МКОУ Караваевской средней общеобразовательной школы» во внеурочное время.
Предмет разработки: организационные формы внеурочной физкультурно-спортивной деятельности школьников различного возраста с использованием социально ориентирующих игр.
Вид проекта: практико-ориентированный
Возраст участников: 7-18 лет
Продолжительность каждого проекта: в течение одного учебного года
Основные положения проекта:
методологическая основа классификации внеурочных форм физического воспитания школьников базируется на принципах формирования физической культуры личности, ключевым моментом построения предложенной классификации является функциональный признак, характеризующий поэтапное формирование физической культуры личности;
основу объединения внеурочных форм организации физического воспитания школьников, в единую систему составляют социально ориентирующая деятельность;
социально ориентирующая деятельность позволяет учащимся Караваевской общеобразовательной школы через различное ролевое участие в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях получить социальный опыт физкультурно – спортивной и оздоровительной деятельности;
в результате системно организованной деятельности формируются модели здорового и здоровьеформирующего поведения.
Проблемно – ориентировочный анализ ситуации
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Перед учебным заведением возникла задача - создать здоровьесберегающую среду.
С чем же сталкивается в данное время школьник:
• постоянно регистрируемое снижение индивидуального уровня здоровья школьников;
• отсутствие достаточной двигательной активности;
• постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;
• нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;
• недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.
Одновременно в связи с имеющими место быть социально – экономическими условиями, изменился стереотип моделей поведения детей: гораздо меньше семьи стали уделять спорту физкультуре, привитию здорового образа жизни детям, что, в свою очередь, привело и продолжает стимулировать снижение мотивации школьников к занятиям физкультурой и спортом. Только в случае наличия увлеченного педагога, владеющего современными образовательными технологиями и психолого – педагогическими компетентностями возможно массовое увлечение физкультурой и спортом. Негативным является и отсутствие стройного целеполагания в работе с детьми учителей физвоспитания. Очень мало из учителей владеют технологией социально-ориентированной игры, как основы физкультурно – оздоровительного движения.
Новизна проекта заключается в реализации нового практико - ориентированного подхода к организации физического воспитания школьников во внеурочное время, реализующего положения и принципы личностного образования, а именно:
определены факторы целесообразности использования социально - различных форм внеурочной физвоспитания учащихся Караваевской школы;
разработана классификация внеурочных форм физкультурных занятий школьников, в основе, которой положен функциональный признак - поэтапное формирование физической культуры личности;
установлен системообразующий фактор (социально ориентирующая деятельность) организации внеурочного физического воспитания школьников и обоснована методика его использования в общеобразовательном учреждении;
доказана значимость полидеятельностной организации физического воспитания во внеурочное время на формирование физической культуры личности школьников.
Новизна проекта заключается и в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в спортивно-оздоровительной работе.
Концепция проекта
Так как формирование физической культуры школьника осуществляется постепенно с учетом возрастных особенностей, то я предлагаю следующую структурную периодизацию этих этапов.
В период обучения в начальной школе соответствующими формами внеурочной организации процесса формирования физической культуры личности являются:
конкурсы рисунков и плакатов различной тематики;
спортивно-массовые соревнования;
конкурсы и викторины;
физкультурные и семейные праздники;
вечера - знакомства с выдающимися спортсменами нашей страны и Костромской области;
уроки здоровья;
игры, содержащие оздоровительное направление;
беседы о здоровье и здоровьесбережении.
На этапе обучения в основной школе целесообразно использую:
учебно-тренировочные занятия по различным видам спорта,
спортивно-массовые соревнования,
конкурсы,
викторины,
спортивные вечера и физкультурные праздники,
игры, содержащие оздоровительное направление;
беседы о здоровье и здоровьесбережении,
Олимпиады по физической культуре,
КВН,
уроки здоровья,
лекции специалистов и представителей общественных организаций о профилактике пагубных привычек.
На старшей ступени формирования физической культуры личности наиболее эффективны социально ориентирующие формы деятельности. Именно эта социально ориентированная физкультурно - оздоровительная деятельность, сочетающая в себе спортивные мероприятия и социально значимые мероприятия.
Социально ориентированная деятельность включает в себя:
спортивные мероприятия, объединяющие младших и старших школьников;
спортивные праздники для разных возрастных категорий учащихся;
викторины и мероприятия здоровьеформирующего характера;
мероприятия, приуроченные к праздникам и памятным датам.
Все эти социально ориентированные образовательные спортивные события позволяют через спортивные мероприятия, на которые дети мотивированы, формировать у них ключевые социальные компетентности: социальную активность, добровольческие начала, патриотизм, гуманизм и толерантность.
Функции проекта:
воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
развивающая – содействие физическому развитию школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.
Основные технологии: социально ориентированные мероприятия, игры, соревнования. Образовательный компонент, который направлен на стимулирование и мотивацию, развития компетентностей ведения здорового образа жизни.
Методика работы строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки здоровья, спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, интеллектуальные игры, спортивные вечера содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Каждая неделя имеет свою тематическую направленность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В процессе реализации проекта рассматриваются три этапа (проекта) – мероприятий:
(Проект 1)
НЕДЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
«СПОРТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА, ПАГУБНЫМ ПРИВЫЧКАМ»
(на основе спортивной игры: баскетбол - ноябрь месяц)
2012-2013 учебный год
1. 16 ноября - финальные соревнования по баскетболу на первенство Костромского района среди женских и мужских команд. (9.00 спортивный зал КГСХА и Караваевской школы).
2. 17 ноября - внутришкольные соревнования среди мальчиков и девочек 7-8 классов по мини-баскетболу (7 классы: 1и 2 урок 1 смены, 8 классы: 3и 4 урок 2 смены)
3. 18 ноября - «Праздник оранжевого мяча» (эстафеты) - 1 – 4 классы. (1 классы: 1и 2 урок 1 смены, 2 классы: 3 и 4 урок 1 смены, 4 классы: 5 и 6 урок 1 смены, 3 классы: 1 и 2 урок 2 смены).
4. 19 ноября - Первенство по баскетболу среди 10 – 11-х классов. (1 и 2 урок 1 смены) и соревнования «Мяч капитану» среди 6 классов (6 и 1 урок 2 смены)
5. 20 ноября - соревнования по баскетболу - 9 классы. Соревнования «Мяч капитану» среди 6 классов (6 и 1 урок 2 смены)
6. 24 ноября - Интеллектуальная игра «Знатоки спорта» и закрытие недели.
(Проект 2)
НЕДЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ!»
НА ОСНОВЕ ВИДОВ СПОРТА
( лёгкой атлетики, баскетбола - ноябрь месяц)
2013-2014 учебный год
1. Спортивный праздник: «Лёгкая атлетика – королева спорта»:
25 ноября: 5 классы - 5 и 6 урок , 1 смены; 6 классы – 4 и 5 урок 2 смены.
26 ноября: 4 классы – 1 и 2 урок, 1 смены; 3 классы – 1 и 2 урок 2 смены;
2 классы – 3 и 4 урок 2 смены.
28 ноября – Семейный спортивный праздник: «Сбор урожая» среди 3-4 классов.
29 ноября: 1 классы- 3 и 4 урок 1 смены.
2. Соревнования по подвижной игре «Мяч капитану» среди мальчиков и девочек 7 – 8 классов: 25 ноября: 8 классы – 1и 2 урок 1 смены.
29 ноября: 7 классы – 6 урок 1 смены и 1 урок второй смены.
3. Соревнования по стрит-болу среди юношей и девушек 9, 10, 11 классов:
26 ноября: 10 – 11 классы – 3 и 4 урок 1 смены.
30 ноября: 9 классы – 5 и 6 урок 1 смены.
4. Закрытие недели. Интеллектуальная игра: «Знатоки спорта». Подведение итогов.
(Проект 3)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
НЕДЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
«МЫ ВЫБИРАЕМ СПОРТ!»
(на основе видов спорта)
2014-2015 учебный год
05 марта стартуют спортивные соревнования « Зимние забавы» (эстафеты) среди 1- 4 классов. 1 классы – 1,2 урок, 1 смены; 2 классы - 3,4 урок, 1 смены; 3 классы 1,2 урок.2 смены.
05 марта на площадке Караваевской школы пройдут спортивные соревнования «Комбинированная полоса препятствий» среди 5 - 6 классов – 5,6 урок, 7-8 классы 3, 4 урок 1 смены;
06 марта продолжаются спортивные соревнования « Зимние забавы» (эстафеты) 4 классы – 1,2 урок 1 смены.
07 марта в спортивно-игровом шоу « Гонка за лидером» примут участие 9,10, 11 классы на 5,6 уроке, 1 смены;
10 марта состоится закрытие недели. Интеллектуальная игра Знатоки спорта: «Олимпиада начинается в школе». Подведение итогов и награждение.
Программное обеспечение:
Среда для создания презентации Power Point. Для демонстрации презентаций: комплект, ноутбук и видеопроектор.
Спортивный оборудование и инвентарь.
Спортивный зал Караваевской СОШ, спортивная пришкольная площадка,
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности при занятиях и правилах бесконфликтного поведения;
о способах самозащиты; о правилах поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях;
о правилах поведения и гармоничного взаимоотношения с людьми;
об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье;
о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к младшим, к слабым, к нуждающимся в защите;
ценностного отношения к спорту и физкультуре; ценностного отношения к собственному самосовершенствованию, ценностного отношения к миру и ненасилию.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве;
опыта заботы о младших и слабых, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Когда мы говорим о современной образовании в его урочных и внеурочных формах, мы говорим о компетентностном подходе как результате образования. Компетентность подразумевает готовность к выполнению тех или иных функций.
Но готовность, намерения – это еще не вся личность; свою целостность личность обретает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим признаком личностного роста человека. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или обретает намерение стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для личностного роста школьника важна не только возможность социального действия в школьной среде (по определению, защищенной и дружественной), но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нем как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придется доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов. Этому способствует система внеурочной деятельности в физкультурно – спортивной сфере.
Рекомендации
Выявленные, в ходе проведения мероприятий факторы, позволяют выработать следующие рекомендации для практикующих педагогов и лиц, работающих с детьми в спортивной сфере:
для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям спортом и целевой установкой в работе педагогов, должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие. Формирование у них устойчивого интереса к занятиям, поскольку большая часть наших преподавателей, тренеров ориентирована на максимальный успех в спорте при общем невнимании к личностному развитию;
следует максимально разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на занятиях те формы и средства общения, которые вызывают у учащихся наименьшее число отрицательных реакций;
ценная, на мой взгляд, особенность состоит в следующем: больше использовать речевые средства общения и среди них - словесный метод (диалог), а не только опознавательные сигналы (свистки).
необходимо в значительной степени сочетать физическое и социальное развитие детей (социализацию) через социальное проектирование;
при всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе, главенствующую роль в приобщении к физической культуре, как основе здорового образа жизни, безусловно, принадлежит внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее, так как даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно - массовой работой, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника;
следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Спектр возможностей сотрудничества учителя физкультуры с родителями, а также со своими коллегами, классным руководителем, школьным психологом очень широк;
очевидно, что в последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической куль туры и спорта в своей повседневной деятельности. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры - одно из приоритетных направлений в работе учителя, тренера, при этом мы имеем в виду физическое и психологическое здоровье ребенка.
Цель вышеперечисленных рекомендаций состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих формирование здоровьеформирующих компонентов развития личности ребенка, осознанию им необходимости самосохранности и саморазвития, как в физическом, так и психологическом плане, а также мотивацию к занятиям спортом.
Заключение
В данном проекте освещены вопросы организации и реализации внеурочной педагогической деятельности спортивно – оздоровительной направленности, влияния физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников, рассмотрены особенности физиологического развития детей, а также представлены различные формы проведения внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности.
Промежуточные результаты проекта подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни, которые в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.
Одно из ведущих мест, в формировании здорового стиля жизни школьников играет потребностно-мотивационная сфера, позволяющая им включаться в процесс познания и формирования здоровья. Для этого необходимо создать определенные условия:
квалифицированные специалисты в области педагогики и спорта;
инновационные подходы в методике преподавания физической культуры, с непременным учетом физиологических и психических качеств каждого обучающегося и с акцентом на здоровьесберегающие технологии;
сотрудничество с психологической службой и медицинскими работниками;
оборудованные спортзалы; разнообразие спортивных секций, в том числе и для детей с ограниченными возможностями.
В связи с этим, на первое место в системе внеурочной деятельности школьников по своей эффективности выходят социально - ориентированные проекты, обладающие комплексностью, интерактивностью и высоким социализирующим эффектом.
Мой проект позволил установить, что занятия физической культурой, спортом благоприятно влияют на подростковый организм, особенно на фоне гормональной перестройки и самоидентификации личности, сохраняют и укрепляют не только физическое здоровье, но и развивают личность и приводят в равновесие психо - эмоциональный фон подростка.
Значимую роль играет физическая культура во внеурочной деятельности в направлении адаптации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и классного коллектива.
В данной деятельности важнейшей стороной эффективной работы должны стать мотивирование и стимулирование школьников к занятиям спортом с начала обучения, создание ситуации успеха и саморазвития.
Система контроля:
Основными показателями результативности реализации проекта служит снижение уровня заболеваемости и проявления асоциального поведения учащимися.
Данный проект был представлен на конкурсы различного уровня и был оценен: победа на муниципальном этапе, Диплом I степени на региональном этапе Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Здоровьесберегающие технологии».
Методическая разработка семейного спортивного праздника «Сбор урожая», входящая в этот проект дипломом III степени в номинации «Ведущие за собой».
Приложение № 1 (к критерию 1.1): Проект «Недели физической культуры и спорта», Приложение №2: Рецензия на проект. Приложение №3: Выписка из протокола.
Достоверность информации, представленной в критерии 1.1-1.5 заверяю, подлинность дипломов подтверждаю: «___»___________2016 г.
Начальник управления образования Костромского муниципального района Костромской области _____________ Г.И. Куликова
17