( слайд 1)
В своём интервью в канун Рождества 2014 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит, что в настоящее время, происходит чрезмерное увлечение молодых людей социальными сетями Интернета. Он называет это пристрастие уходом в "королевство кривых зеркал". «Это порабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. Мы погружаемся в «королевство кривых зеркал», – образно охарактеризовал ситуацию Патриарх Кирилл.
Глава Церкви считает, что речь в данном случае может идти о "духовном кризисе людей". "В этих кривых зеркалах "отражается реальность, отражаемся мы сами; поэтому в каком-то смысле Интернет является образом, отображением внутреннего духовного мира человеческой цивилизации.
(слайд 2) «Ценности традиционного образования и требования нового времени»
(духовно-нравственное воспитание в школе)
Проблема преобразования ценностей и ценностных ориентаций является одной из центральных проблем не только современной науки, но и современного общества.
Одна из исследователей культуры Котлярова В.В. обращает внимание на тот факт, что в условиях кризисного состояния, необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают традиционные ценности.
По мнению Р. М. Николаева, ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, красота, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п.
Они «передаются от поколения к поколению, благодаря семейному и несемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства». В своей исследовательской работе Николаев Р.М. определяет традиционные ценности культуры как ценности, присущие народу, совместно проживающему и выработавшему общий ряд навыков, обрядов, традиций, образцов поведения.
Традиционные ценности выступают фундаментом культурной идентичности, основываются на тесной и неразрывной связи между индивидом и социумом и выполняют ряд функций (социализации, нормативную, регулятивную, символическую и др.)
(Слайд 2)
Дореволюционная система образования в России включала в себя начальное, среднее и высшее образование. Учреждения начального образования составляли - государственные (Министерства народного просвещения), земские и церковные (Св. Синода).
В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.
Зако́н Бо́жий — религиозно-ориентированная учебная дисциплина, в курсе которой изучались основы религиозной доктрины (как правило, для религий, которые исповедует большинство или значительное меньшинство населения этих стран).
В Российской империи была обязательной для всех учащихся православного вероисповедания начальной и средней школы. Преподаватель Закона Божия, как правило, священник назывался законоучителем.
Законодательно-нормативная база религиозного образования до 1917 г. определяла цели, структуру, состав учебного курса Закона Божия, регламентировала все его стороны, права и обязанности должностных лиц, программно-методическое обеспечение. До принятия Указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и Манифеста 17 октября 1905 г. в Российской Империи по закону не допускалось внеконфессиональное состояние; существовал запрет на переход из православия в любую другую религию, поэтому незыблемым оставался принцип обязательности изучения Закона Божия.
Закон Божий, как предмет преподавания, слагался - из церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения, а в средних учебных заведениях к этому присоединялась история христианской церкви.
Кроме преподавания Закона Божия законоучитель руководил ещё и молитвой учеников, чтением ими Священного Писания и религиозных книг, а также призван был «следить за исполнением ими долга исповеди и причащения», наставляя учеников в соблюдении правил Церкви.
В средних учебных заведениях дореволюционной России Закон Божий структурно состоял из ряда отдельных преподаваемых предметов или, как их называли, отделов: Священной история Ветхого и Нового Заветов, учении о Богослужении Православной Церкви, Катехизиса, церковной истории до Константина Великого, церковной истории общей и русской, вероучении и нравоучении Православной Церкви.
Учитывая, что в каждом начальном и среднем учебном заведении преподавался Закон Божий, можно утверждать: достаточно масштабный охват учащихся религиозным обучением, что позволяло влиять на религиозное воспитание детей и юношества.
Так, многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью, жертвенностью, отречением от своей воли, удобств и удовольствий во имя высших идеалов. Церковь благословляла на священный долг перед Отечеством – ее защиту. «Служить России, отвечать Богу» – таков был девиз наших предков, потому что для всех Отечество было понятием священным.
Наш народ дорожил своим единством, сплоченностью и непоколебимой верой.
Подвижники Православия любовно лелеяли душу народа, вкладывая в нее такие основы, как милосердие, незлобивость, смирение и мужество. Крепкой ячейкой государства была семья с ее традиционным укладом, и она составляла основу державы Российской.
1917 год не явился неожиданно, вдруг или врасплох: задолго до 1917 года методично и настойчиво в сознании народа сеялись сомнения и неверие. Современники - и друзья, и враги Православия, - отмечали резкое падение уровня веры и церковности - особенно в среде интеллигенции и даже в простом русском народе.
Причинами, приведшими к катастрофе 1917 г., видятся следующие обстоятельства:
Во-первых, случился разлад общественности, организованного единства в обществе. Всё общество раскололось на лагери, группы, партии, союзы, провозглашающие несовместимые и противоположные интересы и ценности. Раскол произвёл своё разрушительное действие и в отдельной личности: душа раскалывалась, чертыхалась, трепетала и страдала от утери внутренней гармонии и единства.
Во-вторых, произошло непростительное ослабление государственности и государственного начала. Государство, державшее прежде в своих цепких руках и общественное движение, и мысль, и Церковь - в крепких удушающих объятиях, теперь будто ослабло, обмякло, потеряло волю и решительность.
В-третьих, роковую роль сыграло отсутствие самостоятельного творческого делания у Церкви: народ более охотно слушал не проповеди священников, а выступления с поставленной на улице бочки заезжих визгливых ораторов, крушащих в своих речах власть, царя, открыто поносящих Россию, и называющих её не иначе как «поганою». Церковь теряла паству, семинаристы уходили в революцию и т.д.
По большому счёту, главная причина катастрофы 1917 г. - духовная.
В обществе терялся дух любви и братства. Общество ускоренно отказывалось от настроения умиротворения, и в умах и сердцах начинал господствовать дух вражды, взаимных обид, непримиримости.
После Октябрьской революции в декабре 1917 года был опубликован приказ наркома общественного призрения А. М. Коллонтай, который придал этой дисциплине в подведомственных наркомату учебных заведениях факультативный характер, установив, что «никакого принуждения в посещении уроков Закона Божия больше допущено быть не может».
В СССР, в связи с открыто декларируемой атеистической идеологией, преподавание этой дисциплины было запрещено.
К традиционным ценностям российского общества относятся следующие ценности: приоритет духовного над материальным, семейные ценности, религиозные ценности , труд, патриотизм, справедливость, коллективизм и общинность, благотворительность и меценатство и т. д.
В советскую эпоху эти ценности приобрели новую оболочку. Служение Отечеству заменил советский патриотизм, на место святости встали идеи коммунизма и интернационализма. Идеологическая формула «Москва – третий Рим» преобразовалась в идею строительства самого справедливого общества, «рая на земле». Во всех общественных учреждений висели плакаты с моральным кодексом строителя коммунизма. И в этом кодексе, по сути дела, были изложены все те же базовые ценности – дружбы, солидарности, труда, – но в новой идеологической упаковке.
А сейчас мы видим, что, несмотря на взаимоисключающие идеологические веяния, где-то в глубине базовые ценности оставались одними и теми же, хоть и назывались по-разному. Именно благодаря этому мы были и остаемся русским народом, и каждый период нашей истории по-своему ценен.
(Слайд )
Например, во Время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., авторы многих произведений обращались к легендарному прошлому и военным победам в дореволюционной истории, семейным ценностям, культурно-историческим символам предшествующих эпох.
1990-е – очень краткий период, но нам еще предстоит осмыслить его роль в истории нашей культуры, когда вдруг родилась и широко распространилась идея, что ценностей вообще нет, что каждый волен выбирать свои идеалы сам или вообще ничего не выбирать.
(Слайд ) Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров… Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
В новых образовательных стандартах слово «ценности» встречается очень часто. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является
(слайд ) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
( Слайд ) Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
(Слайд )
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
(Слайды )
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Воспитательная программа осуществляется по пяти направлениям:1. Урочная деятельность;
2. Внеурочная деятельность (культурные практики);
3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
4. Семейное воспитание;
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов
Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.
Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
(Слайд ) Одной из важных мер по усилению духовно-нравственного компонента в образовательном процессе является введение в школах нового курса: основы религиозных культур и светской этики, основной задачей которого является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности и формирование целостного мировоззрения обучающихся.
В 2012 годы в России был введён Основы религиозных культур и светской этики, в рамках которого предусмотрен модуль «Основы православной культуры».
Особенностью курса является то, что предметом изучения в нём является сам человек, его способность духовно развиваться. Этот курс в современной школе удовлетворяет всем требованиям новых стандартов образования. Его особенностью является также то, что это интеграционный курс. В его содержание включены сведения из истории нашей Родины, литературы, этики, психологии, истории искусства. В основе преподавания курса лежит культурологический подход, т. е. познание через культурные ценности.
Следующей важной особенностью и отличием курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» является то, что курс безоценочный. Этот факт имеет принципиальное значение, так как «оценка» может быть «хорошей» и «плохой». Но согласитесь, что то, сокровенное, чем сегодня ребёнок готов поделиться с учителем и классом не имеет цены.
(Слайд ) В мае 2016 г. вышел документ "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. В нем говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.
(Слайд ) Согласно этой Стратегии приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
(Слайд ) Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
(Слайд ) Задумывались ли вы как-нибудь, сколько воды в организме человека?
Примерно 80%. Значит, под действием слова в ней происходят, те же процессы, что в воде. Только, кровь, в отличие от воды, может иметь генетическую память.