СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностные ориентации в воспитании молодого поколения Калмыкии

Нажмите, чтобы узнать подробности

О поисках утраченных ценностей и необходимости обращения  к национальным истокам, к народной педагогике с её богатым многовековым опытом воспитания. 

Просмотр содержимого документа
«Ценностные ориентации в воспитании молодого поколения Калмыкии»

Ценностные ориентации в воспитании молодого поколения Калмыкии


В последнее время средства массовой информации не умолкают сообщениями о мировом финансовом кризисе. Однако уже общеизвестно, что экономический кризис общества чаще всего сопровождается кризисом ценностных ориентаций. Устойчивое экономическое, политическое, финансовое развитие страны зависит, прежде всего, от социального фактора, а именно от человеческого потенциала, активной части населения. Так каковы же предпочтения и приоритеты нынешнего человеческого потенциала и, прежде всего, молодого поколения?

Представления о ценностных ориентациях у молодежи размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни.

Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком западной пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбируют личность, вырабатывают конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов. Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 54 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Жизненными ориентирами являются вымышленные герои фильмов, компьютерных игр и т.д И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

В поисках утраченных ценностей необходимо обращение к национальным истокам, к народной педагогике; повышение интереса к народной педагогике с её богатым многовековым опытом воспитания.

Обращение к народной педагогике, а именно к эпосу "Джангар", в котором заложена суть народного воспитания: культура, традиции, обычаи продиктовано самим временем и теми обстоятельствами, в которых оказалось современное общество республики. Идеи эпоса "Джангар" сегодня подходят для возрождения и становления национальной культуры и языка калмыков. Для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения, обращаясь к вековым морально-этическим традициям, необходимо закреплять такой идеал совершенного человека, содержанием которого является образ личности, способной посвятить себя борьбе за счастье своего народа. Именно такой образ будет являться наиболее устойчивой сердцевиной духовной культуры личности и служить жизненным ориентиром для нее.

Мы - калмыки, в более раннем названии ойраты, обладаем замечательным великим и героическим эпосом «Джангар». Содержанием песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника и главы - Джангара. Страна Бумба, в которой живут герои поэмы, - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и, ничего не деля на "мое" и "твое", славят в напевах сладостное бытие:

Счастья и мира вкусила эта страна,

Где неизвестна зима, где всегда - весна,

Где, не смолкая, ведут хороводы свои

Жаворонки сладкогласные и соловьи,

Где и дожди подобны сладчайшей росе,

Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

Где небеса в нетленной сияют красе,

Где неизвестна старость, где молоды все,

Благоуханная, сильных людей страна,

Обетованная богатырей страна.

Защита страны Бумбы - основная идея "Джангариады". Все песни изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами Бумбы. Следует отметить при этом, что все эти войны характеризуются как войны оборонительные, как войны, ведущиеся за честь и свободу страны от посягательства чужеземных поработителей.

В эпосе "Джангар" сохраняются и воспеваются, как своего рода реликтовые отношения, лучшие времена из прошлого ойратско-калмыцкого народа, к которым относится главным образом XV столетие, когда было создано крупное ойратское государство, объединившее все четыре ойратских племени. Надо полагать, что тому периоду обязан своим происхождением и "Джангар". Но не только этим ценен эпос "Джангар", - еще более важно то, что благословенная страна Бумба в народном сознании живет не только как страна прошлого, как "золотой век" в истории ойратского народа, но и как страна народных чаяний и ожиданий - страна будущего.

Академик Б.Я. Владимирцов справедливо считает, что "Джангариаду" надо признать удивительной выразительницей народного духа, стремлений народа, его чаяний, она рисует его настоящий мир, вот эту его повседневную, настоящую жизнь, но только возведенную в идеал; она является действительно национальной поэмой" [8]. В настоящее время имеется всего семнадцать песен "Джангара", из которых наиболее распространены двенадцать песен.

Громадная общественно-воспитательная роль эпоса "Джангар" подтверждается всей историей калмыцкого народа. Калмыцкие воины, участвовавшие в народных движениях Разина и Пугачева, в национально-оборонительных войнах русского народа против шведов в рядах войск Петра I, против нашествия Наполеона в рядах войск Кутузова, в гражданской и Великой Отечественной войнах, вспоминали о подвигах Джангара и его двенадцати богатырей. "Джангар" всегда вдохновлял калмыцкий народ на борьбу за счастливую жизнь, за ту жизнь, которая протекает в волшебной стране Бумбе.

Особое внимание хочется уделить участию калмыков в Отечественной войне 1812г, где прослеживается героизм, отвага и бесстрашие калмыцкого народа.

«Мы помчимся следом за тобой,

Мы сломаем силу орд французских!

Командир веди нас смело в бой.

Ради нас и наших братьев - русских!»

Память об участии калмыков в Отечественной войне 1812 года сохранилась не только в народных преданиях; она подтверждается многочисленными архивными документами - достоверными свидетельствами славных ратных подвигов воинов трех отдельных калмыцких полков. Калмыки - потомки воинственных ойратов, славились как бесстрашные и ловкие войны, прекрасные кавалеристы. Они служили надежной охраной южных границ России и неоднократно участвовали в ее военных походах. В войне с Наполеоном калмыки выставили 3 своих полка, в каждом из которых насчитывалось по 500 всадников. Также Калмыки откликнулись на обращение царя к народам России о сборе средств для воюющей армии. Уже в июле 1812 г. в государственную казну поступило 12525 руб. от населения Хошеутовского улуса. Калмыки Астраханской губернии в фонд помощи внесли 134225 руб., 11000 лошадей, 1100 голов крупного рогатого скота, а общая сумма пожертвований составляла 449927 руб.

Первый Астраханский калмыцкий полк, Второй Астраханский калмыцкий полк и Ставропольский калмыцкий полк вошли в состав русской армии еще накануне войны. Параллельно с ними были мобилизованы более 2 тысяч донских калмыков-казаков в составе корпуса атамана М. И. Платова.

Командиром Первого Астраханского калмыцкого кавалерийского полка стал молодой наместник Джамба Тайша Тундутов, представитель древнего рода "цорос" чуть не в двадцатом колене имеет замечательных предков, которыми по праву может гордиться народ. Первый Астраханский калмыцкий полк создавался исключительно из калмыков Большедербетовского и Малодербетовского улусов. Вооружение полка было слабое: имелось всего 267 ружей ,137 сабель и 445 пик. В жарких схватках с врагом калмыцкие конники показали отличную боевую подготовку и примеры неустрашимой храбрости - это неоднократно отмечалось приказом командования.

Вторым Астраханским калмыцким полком командовал нойон Сербеджаб Тюменев . Его отец нойон Тюмень Джиргалан призвал в свое имение Тюменевку лучших наездников кочевья. Он обеспечил их обмундированием, вооружил и дал в командиры своего старшего сына. Сербеджаб был уже опытным военным, служил на Кавказе, имел звание майора.Как же в России появился род Тюменей? Когда-то дед Сербеджаба - Дегжит, спасаясь от китайских завоевателей, оказался в русском городе Тюмень. Здесь у него родился первенец, которого Дегжит в честь города, давшего ему спасение, назвал Тюмень Джиргалан. В этом городе Дегжит пробыл недолго, вскоре он перебрался к волжским калмыкам. И основал село Тюменевка. Второй Астраханский калмыцкий полк, к ак говорилось выше, был неплохо оснащен и сформирован из калмыков Хошеутовского и Торгоутовского родов. Полк, снаряженный за счет своего командира, героически сражался, а затем преследовал отступающих французов.

Летом того же года в Оренбургской губернии был снаряжен Ставропольский калмыцкий полк, который состоял из калмыков, проживавших, главным образом, вблизи крепости Ставрополя на Волге (ныне г. Тольятти). Еще в XVIII веке из поселенных вблизи этой крепости крещеных калмыков правительство России составило особое Ставропольское калмыцкое войско для несения пограничной службы. В 1756 году войску было пожаловано войсковое знамя с видом крепости Ставрополя и надписью «Ставрополь». В 1798 т. войско вошло «в общую систему управления командами Оренбургских нерегулярных людей». В июне 1811 года Ставропольский калмыцкий полк, вместе с 1-м Башкирским полком прибыл в г. Симбирск, отсюда полки совершили марш к г. Серпухову, где Ставропольский калмыцкий полк был принят капитаном П. И. Диомидием. По приказу военного министра Барклая-де-Толли Ставропольский калмыцкий полк в конце апреля 1812 г. прибыл в г. Вильно (Вильнюс), и в начале мая он был направлен в пограничную зону для несения службы по р. Неман. 24 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны перешла Неман. Общая численность наступавших на Россию войск достигала 640 тыс. человек с 1420 орудиями. Им противостояли русские вооруженные силы, растянутые на широком фронте вдоль государственной границы, имевшие 210 тысяч человек и 906 орудий. С первых дней войны Ставропольский калмыцкий полк принимает участие в сражениях второй русской армии под командованием генерала Багратиона. В крупных, сражениях с авангардами противника при деревнях Вороново и Вишнево полк храбро поражал неприятеля. Активное участие Ставропольского калмыцкого полка в большом сражении под г. Мир составило одну из славных страниц его истории: в боях под Миром русские войска наголову разбили девять неприятельских полков, взяли в плен около 30 штабных и обер-офицеров и до 900 человек рядовых. 2 июня Ставропольский калмыцкий полк сражался у деревни Романово, где были истреблены два лучших полка неприятельской кавалерии. В конце июля Калмыцкий полк участвовал в рейде летучего отряда генерала Винценгероде, в результате которого были выявлены намерения Наполеона в районе Смоленска.

1-й и 2-й Калмыцкие полки, входившие в состав третьей армии генерала Тормасова, 13 июля 1812 г. принимали участие в боях у г. Бреста, 15 июля — в разгроме и пленении трехтысячного французского отряда генерал-майора Кленгеля в районе Кобрина. В районе Пружан два эскадрона гусар с двумя сотнями всадников 2-го Калмыцкого полка и казаками подполковника Мадатова, отбили склады противника и захватили в плен эскадрон саксонских драгун. Принимавшие участие в пружанской операции калмыцкие конники проявили напористость и мужество. Приказом генерала Ламберта наиболее отличившиеся воины 2-го Калмыцкого полка — урядники Мекля, Цаган Халга, рядовой Иджил и волонтер из купцов Иван Гоглазин, показавшие пример неустрашимости и храбрости, были награждены «знаками отличия военного ордена». 19(31) июля 1812 г. французский корпус Ранье соединился с австрийским корпусом Шварценберга. Несмотря на явное превосходство противника в силах, российские войска смело вступили в бой и нанесли неприятелю тяжелое поражение у Городечны. В этой битве 1-й и 2-й Калмыцкие полки совместно с четырьмя эскадронами татарского, уланского полков и донскими казаками уничтожили немалое количество живой силы противника. За стойкость и мужество бойцов командир 2-го Калмыцкого полка майор Серебджап Тюмень был награжден именным оружием. В дальнейшем 1-й и 2-й Калмыцкие полки все время вели оборонительные бои с наседавшим противником.

В начале августа 1812 года во главе всей русской армии встал М. И. Кутузов — великий полководец суворовской школы. Прибыв в действующую армию, Кутузов выбирает место генерального сражения, которым стало Бородинское поле. Третьей армии, в составе которой действовали калмыцкие полки, Кутузов поставил задачу отвлечения неприятельских сил, направленных на первую и вторую армию. В письме генералу Тормасову Кутузов писал: «...в настоящие для России критические минуты, когда неприятель уже находится в сердце России, в предмет действий Ваших не может более входить защищение и сохранение наших польских провинций, но совокупные силы третьей армии и Дунайской должны обратиться на отвлечение сил неприятельских, устремленных против первой и второй армии». 26 августа по старому стилю, или 7 сентября на Бородинском поле разыгралось величайшее по тому времени генеральное сражение, в котором приняли активное участие калмыки донских полков под командованием Платова, а также воины Ставропольского калмыцкого полка. В военных действиях на московском направлении Ставропольский калмыцкий полк участвовал в боях под Звенигородом, затем — в стычках с неприятелем на подступах к Москве. 20 сентября (3 октября) Кутузов провел войска в район Тарутино, где, вдвое увеличив свою армию, стал готовиться к большому контрнаступлению. Отсюда же Кутузов руководил действиями партизанских и летучих армейских соединений. Ставропольский калмыцкий полк в это время участвовал в стычках с неприятелем под Дмитровым, затем снова уходил в рейды в составе летучего отряда Винценгероде, направляемые Кутузовым, вначале к Волокаламску, затем к Рузе. После нескольких сражений с неприятелем Руза была очищена от оккупантов. 6 октября внезапным нападением русских войск был разгромлен корпус Мюрата под Тарутиным, что положило начало контрнаступлению русской армии. В этих боях проявили мужество калмыки-казаки донских полков Манчир Манжиков и Учур Шиханов. Они отбили у противника 19 орудий, за что были награждены орденом «Святой Анны». В декабре 1812 г. развернулось наступление крупной группировки русских войск против Мюрата и Макдональда в направлении Кенигсберг – Эльбинг – Торн. Во время этого наступления Ставропольский полк получил приказ преследовать одну из французских колонн. Навязывая непрерывные стычки, калмыки шли по ее пятам вплоть до Вильно. За период преследования полк захватил в плен 4 офицеров и 220 французских солдат. За успешное выполнение поставленной задачи командира полка Диомидия и хорунжего Тандарова представили к наградам. Весной 1813 г. Ставропольский полк штурмовал г. Бауцен. За умелое выполнение приказов командования многие воины полка получили ордена «Святой Анны». Калмыцкие воины продолжали свой боевой путь и в освободительном походе в Европу в 1813 г. и разгроме наполеоновской империи в 1814 г.

В январе 1813 г. 1-й Калмыцкий полк в составе корпуса генерал-лейтенанта Волконского вступил на территорию герцогства Варшавского, а 27 января вошел в столицу Польши. В дальнейшем полк участвовал в блокаде крепости Модлин. За проявленную отвагу «…и отличия оказанного в сражениях против французских войск, в продолжении блокады крепости Модлина…» командир полка Тундутов был награжден именным оружием – золотой саблей с надписью «За храбрость».

2-й Калмыцкий полк в октябре 1813 года принял участие в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Личный состав полка проявил исключительную смелость и мужество. В рапорте отмечалось: «В общем ударе на не- приятеля… полк бросился на кавалерию, которая прикрывала орудия, опрокинув ее и между тем наскакав на пушки, переколол оных (прислугу) и взял оные». Калмыцкие полки приняли участие и в последних сражениях с французскими войсками под Фер-Шампануазом и Лефертом.

Наконец, захватом Парижа закончилось победоносное шествие русской армии, а вместе с ней и калмыцких полков. Участие калмыков в Отечественной войне 1812 г. имело особое значение и надолго сохранилось в памяти народа. О возвращении 1-го и 2-го Астраханских калмыцких полков к родным местам газета «Восточные известия» писала, что подвиги калмыков в битвах «за свободу, независимость и благосостояние Европы», восхищали просвещенный мир Запада, что «многие нижние чины украшены знаками отличия, а некоторые имеют по два и по три даже других держав».

В своем исследовании мы рассмотривали проблемы этнического воспитания молодежи на народных традициях. Теоретико-методологическую основу исследования составила народная педагогика, проблемы ее становления и формирования, современные проблемы изучения теории этнопедагогики. Народная педагогика и этнопедагогика изучают проблемы современного общества, рассматривает отношение человека к своему прошлому. Народная педагогика является основой общечеловеческой и национальной культуры. Можно сказать, что наука этнопедагогика стала необходимой в процессе гуманизации и демократизации современного общества.

Воспитание подрастающего поколения - главнейшая задача любого этноса. Гуманистическое воспитание личности ребенка основывается на этническом воспитании - это прививание молодежи знаний национальной истории, традиций, обычаев, языка. Большую роль в этом играет фольклор.

Стержнем любой народной педагогической культуры, её духовным ядром, является идеал совершенного человека. Идеал совершенного человека представляет собой духовный облик народа. Идеал совершенного человека есть концентрированное выражение цели народной педагогики. Изучение исследований по идеалу совершенного человека: философских, социальных, психологических, педагогических дает нам основание считать, что идеал нравственный, эстетический, этический, физический, духовный неразрывны между собой, все они исходят из народного идеала. Изучение идеала совершенного человека и применение его сегодня, для воспитания подрастающего поколения необходимо с учетом особенностей этнопсихологии и философии народа. Идеал совершенного человека как цель и средство воспитания: нравственного, духовного, этического, эстетического, этнического и физического является основным фактором в процессе гуманизации и демократизации современного общества. Идеал совершенного человека по эпосу "Джангар" является целостной ценностной системой, которая играет немаловажную роль в процессе становления и возрождения национальной культуры и языка; ценности, заложенные в идеале совершенного человека, являются основными ценностями, через изучение которых мы познаем общечеловеческие и национальные;

Используемые источники:

  1. Авляев Г.О Происхождение калмыцкого народа /середина IX-XYII вв. М.Элиста. 1994.- 248 с.

  2. Авляев Г.О. Эпос «Джангар»: исторические корни и проблемы датировки. // Известия Калмыкии. 1997.

  3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М: Мысль, 1998.- 253 с.

  4. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.:Наука,1978. - 188 с.

  5. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. С.4-45.

  6. Бакаева Э.Э. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1993.- 136 с.

  7. Бердяев H.A. Самопознание. Л: Наука,1991.398 с.

  8. Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов.