СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Центр дополнительного образования в начальной школе: от истоков до сегодняшнего дня" (из истории школы № 323)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагаю исследовательскую работу, которая была выполнена ученицей 3-го класса . Тема работы касается истории ГБОУ СОШ № 323 Невского района Санкт-Петербурга и, в частности, ее структурного подразделения - Центра дополнительного образования детей. Конечно же, девочке потребовалась помощь взрослых - тех, кто мог рассказать о школьных событиях разных лет, предоставить фотоматериалы. Так как данное исследование проводила моя внучка,  мне пришлось подключиться и стать ее тьютором. Работа получилась совместной и была представлена на школьный конкурс, посвященный 25-летию школы. Думаю, эта работа будет интересна определенному кругу читателей - тем, кто так или иначе связан с нашей школой,  ее прошлым и настоящим..

Просмотр содержимого документа
«"Центр дополнительного образования в начальной школе: от истоков до сегодняшнего дня" (из истории школы № 323)»



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 323 Невского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 323 Невского района Санкт-Петербурга)









Исследовательская работа


Центр дополнительного образования

в начальной школе:

от истоков до сегодняшнего дня






Работу выполнила

ученица 3 «Э» класса

ГБОУ СОШ №323

Ермолина Валерия





Санкт-Петербург

2016





Содержание



  1. Введение………………………………………………………………… 3

  2. Из истории дополнительного образования в школе № 323……………4

  3. Педагоги-первопроходцы ………………………………………………. 7

  4. У истоков школьных традиций …………………………………………9

  5. Театральные премьеры ЦДО……………………………………………11

  6. Творчеством приносить радость людям………………………………..11

  7. ЦДО в начальной школе сегодня……………………………………….12

  8. Выводы ………………………………………………………………… .. 13

  9. Заключение………………………………………………………………. 14
























Введение


Драм-кружок, кружок по фото.

А мне и петь еще охота…

А.Барто «Болтунья»


Мне повезло учиться в школе № 323 Невского района, которую мы все называем Культурно-образовательным центром «Оккервиль». Я, как и героиня стихотворения Агнии Барто, тоже занимаюсь сразу в нескольких кружках. И делаю это, не выходя за пределы школы. В 2016 году школе 323 исполняется 30 лет. А всегда ли в ней были такие кружки, студии и секции, как сейчас? Какими они были раньше? Поменялись ли с тех пор их руководители? Приносят ли пользу ребятам начальной школы занятия в кружках? Какова роль ЦДО в истории школы?

Озадачившись этими вопросами, я решила провести исследование.

Его цель:

Проследить историю создания Центра дополнительного образования (ЦДО) в школе № 323. Найти в этой истории самые важные и интересные моменты, связанные с начальной школой.

Задачи:

Выяснить, когда и для чего в школе был открыт Центр дополнительного образования. Узнать то, чего не все знают:

- какие кружки для ребят начальной школы были открыты первыми, кто был их руководителями;

- какие события происходили в начальной школе на протяжении истории ЦДО;

- как в школе появилась эмблема, которая изображена на значке «Юного оккервильца»;

- для чего нужно всем разучивать и петь «Гимн «Оккервиля», откуда он появился;

- есть ли польза от занятий в кружках, студиях и секциях ребятам начальной школы.

Гипотеза: занятия в ЦДО приносят пользу детям, помогают добиться успеха

Предмет исследования: ЦДО в начальной школе

Методы исследования: беседа, опрос, знакомство с архивными материалами.

Думаю, моя исследовательская работа актуальна. Я хочу узнать историю создания ЦДО, его роль в жизни начальной школы. Ведь на протяжении 13 лет могли произойти такие события, о которых мы и не догадываемся.

Практическая значимость работы: создание презентации, представление итогов исследования на школьной конференции.

Во время работы над исследованием я просмотрела множество фотографий из архива ЦДО, прочитала школьную брошюру, беседовала с руководителем ЦДО и другими педагогами, с ребятами моего класса и других классов начальной школы. При этом я узнала много нового и хочу об этом рассказать.

1. Из истории дополнительного образования в школе № 323

Дополнительное образование – это образование, которое можно получить дополнительно к основному, школьному. Оно добровольное, и каждый человек решает для себя сам – заниматься ли ему чем-то, помимо школьных уроков, или нет. Президент нашей страны В.В.Путин считает, что дополнительное образование, так же, как и основное, очень важно для формирования личности человека – гражданина своей страны.

История Центра дополнительного образования ГБОУ СОШ №323 началась с замечательной идеи нашего директора Людмилы Александровны Флоренковой: сделать школу культурно-образовательным центром. Наша школа №323 находится в спальном районе, отдаленном от центра Санкт-Петербурга. Для того, чтобы попасть в ближайший Дом детского творчества, нужно проделать долгий путь на автобусе или трамвае. Далеко не у всех родителей есть возможность возить туда своего ребенка. У Людмилы Александровны была мечта, чтобы школа стала местом, где детям будет интересно и радостно не только учиться, но с пользой проводить свободное время, чтобы школьные годы запомнились яркими событиями. А значит, в школе должно быть много творческих занятий и праздников, где в выходной день можно было бы позаниматься в кружках и спортивных секциях даже вместе с родителями. И эта мечта сбылась! В 2003 году открылся Центр дополнительного образования. Он был вторым в Невском районе.

А дальше я процитирую статью из школьной брошюры. «Вот тут-то и появились вопросы, ответы на которые находились далеко не сразу. Как из существующего набора школьных кружков выстроить стройную систему – структурное подразделение под названием «Центр дополнительного образования»? Где найти хороших педагогов? По каким образовательным программам работать? Ответственность за решение этих задач взяла на себя Л.А. Гончарова. Любовь Алексеевна, будучи опытным и мудрым организатором, все свои силы и энергию направила на составление необходимой документации, поиски кадров из числа специалистов дополнительного образования, оборудование помещений для занятий творческих кружков, студий, спортивных секций. Осенью 2003 года Центр дополнительного образования приветливо распахнул свои двери для детей и подростков от 6 до 18 лет, для всех, кто готов был открыть для себя новые горизонты познания, попробовать свои силы в творчестве, укрепить здоровье, заняться спортом».

С этого момента школа стала называться культурно-образовательным центром «Оккервиль», по имени речки, которая протекает неподалеку.

В настоящее время каждому первокласснику на празднике посвящения в юные оккервильцы вручается значок с эмблемой школы. Есть такой значок и у меня. Я заинтересовалась, почему именно такой рисунок на эмблеме? Кто его придумал? Идея о том, что у школы должен быть свой отличительный знак (теперь его называют словом «логотип») также возникла у Л.А.Флоренковой. Людмила Александровна была уверена в том, что у Культурно-образовательного центра должна быть эмблема, отражающая и основное, и дополнительное образование. Разработать эскиз будущей эмблемы, а также гимн Культурно-образовательного центра «Оккервиль» было поручено И.Б.Ермолиной. Эскиз был нарисован карандашом, затем с помощью компьютерных технологий преобразован в эмблему, на которой сохранились главные символы – раскрытая книга, скрипичный ключ и палитра.

Из беседы с И. Б.Ермолиной (она – моя бабушка и работает в школе с 2003 года) я узнала также историю создания «Гимна «Оккервиля». Я задала себе вопросы, на которые предстояло найти ответ: что такое гимн и для чего он нужен школе? Почему всем ребятам начальной школы нужно его знать и дружно петь на праздниках?

«Гимн» – слово греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песнь». Гимн России - это песня, посвященная Родине, это символ государства, его должен знать каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования.

Поручение директора было выполнено. В словах и музыке «Гимна «Оккервиля» отразилась гордость за любимую школу, которая помогает вырасти настоящим гражданином своей Родины. Сейчас на каждом празднике его поют хором и дети, и учителя. «Гимна «Оккервиля», как и эмблема, является символом нашей школы:


Таинственный «Оккервиль», учеными не открытый

Ты наши сердца покорил калейдоскопом событий.

Здесь каждый мечтой согрет, и друга находит каждый.

Пусть маленький, но секрет в себе ты откроешь однажды.

Припев:

«Оккервиль» - это брызги живой воды.

«Оккервиль» – это вместе всегда я и ты.

«Оккервиль» – это творчество, это успех.

Мир, который открыт для всех!

 

На крутых виражах судьбы ждут нелегкие нас испытанья,

Только мы не свернем с пути, а смелее и крепче станем.

«Оккервиль», научи нас жить в этом мире, таком неспокойном.

Свято верить и крепко дружить, быть великой страны достойным!


2. Педагоги - первопроходцы

Тех, кто работает в ЦДО, называют педагогами дополнительного образования. Первыми педагогами дополнительного образования в начальной школе были Ю.Л. Васильев, Н.П. Мошкова, А.С. Погорелов, И.Б Ермолина. Часть из них одновременно были школьными учителями: О.С.Анучина, Л.Н. Зяблицева, О.Н.Дубинина, А.И.Яровая. И.Б.Ермолина тоже некоторое время работала в школе учителем рисования. В разное время в ЦДО приходили и другие специалисты дополнительного образования: Ольга Юрьевна Херувимова (хор), Ольга Ивановна Просолупова (театральная студия), Лариса Ивановна Новоржилова (фортепиано), Елена Эдуардовна Даниленко (танцетерапия), Снежана Анатольевна Перепелюк (хор, вокал) и другие.

Например, руководитель секции художественной гимнастики Мария Михайловна Кручинина. Ее маленькие ученицы уже участвовали в спортивных соревнованиях по своему виду спорта и достигали успехов. А еще в ЦДО работала Ольга Николаевна Рыжик, руководитель эстрадной студии «Гран - При». Она, будучи актрисой степ-шоу театра, учила своих воспитанников не только петь, но и отбивать чечетку (это называется «стэп»). Для этого у ребят была специальная обувь с металлическими подковками на подошве.

Виктория Нугуловна Сарвина, руководитель театральной студии, актриса музыкального театра, и сама, и ее старшие ученики выступали на школьной сцене в костюмах ростовых кукол. Виктория Нугуловна сейчас по-прежнему играет разные веселые роли в театре (мы ходили на ее спектакль «Муха-цокотуха» в Мюзик-холле), а также участвует в съемках журнала «Ералаш», но в школе уже не работает.

В ЦДО постепенно сложилась дружная команда талантливых педагогов дополнительного образования, работающих с ребятами начальной школы. Елена Васильевна Ржанникова руководила танцевальным коллективом «Солнышко». Всем запомнилось выступление ее воспитанников с необычным танцем «Радуга друзей», в котором участвовали дети в костюмах разных национальностей. Анастасию Павловну Скалозуб, педагога хора, мы тоже хорошо помним. Она удивляла всех своим сильным и красивым голосом. Сейчас она работает в детской вокальной студии в Москве.

А еще в ЦДО работали Соня Артемовна Срабанян (педагог информатики), Кирилл Олегович Сорочкин (руководитель секции ушу), Елена Владимировна Селезнева (студия «Волшебный мир бумаги»). Елена Владимировна училась бумажному искусству в южной Корее. Она написала несколько книг для детей с яркими иллюстрациями. Многие из тех педагогов, которые начали вести занятия в 2003 году, работают в ЦДО и сейчас.

В 2006 году на должность руководителя ЦДО была назначена моя бабушка – Ирина Борисовна Ермолина.

И.Б.Ермолина

Сегодня в Центре дополнительного образования ребятам можно выбрать любое занятие по душе: здесь работают кружки, студии и секции по 5-ти разным направленностям.

А в 2003-м году направленностей было всего две: спортивная и художественно-эстетическая. В архиве ЦДО я нашла перечень творческих мастерских в начальной школе, которые работали в 2005-2006 учебном году:

Студия музыкального развития «Кантеле»

Хоровая студия «Улыбка»

Эстрадная вокально-танцевальная студия «Гран-При»

Театральная студия «Две маски»

Изостудия «Этюд»

Студия «Домашний дизайн»

Танцевальная студия «Солнышко»

Класс фортепиано


Для того, чтобы ребята уже в начальной школе привыкали к выступлениям на сцене, была создана Эстрадная студия «Гран-При», занимаясь в которой ребята с 7 лет учились основам вокала, танца и театрального искусства. Самыми первыми яркими выступлениями на школьной сцене как раз и были отчетные концерты воспитанников студии «Гран-При». Надо заметить, что актовый зал школы в то время был совсем не таким, как сейчас. Его стены покрывала грязно-зеленая ткань, а занавес сцены был темно-коричневого цвета. Световое оборудование и дым-машина юным артистам даже и не снились….

3. У истоков школьных традиций

Одним из первых созданных кружков был «Игра, творчество, праздник» (руководитель – И.Б.Ермолина). Первыми кружковцами стали ребята-пятиклассники. Они посетовали на то, что школьная жизнь скучная, в ней нет ярких событий, которые запомнились бы на всю жизнь. Появились идеи о том, что можно сделать своими силами. Под руководством своего педагога ребята задумали, подготовили и стали проводить в начальной школе такие праздники, как «Посвящение в «юные оккервильцы», «Масленица», «Книжкина неделя».

Ребята начальной школы, которые занимались в разных кружках художественно-эстетического направления, стали участниками первого отчетного концерта ЦДО для родителей на сцене в апреле 2014 года. Название этому концерту придумали в соответствии со сценарием - сказочное: «Оккервильская Корона». По итогам года самым творческим коллективам были вручены символические «короны» - «серебряная» и «золотая». Такая форма подведения итогов года понравилась администрации школы и вскоре стала традиционным общешкольным праздником, где награждаются по разным номинациям ученики, педагоги и активные родители. Название решили оставить прежним - «Оккервильская корона».

Все мы любим праздновать День рождения клуба «Патриот». Но не все знают его историю. До 2003 года в школе велась активная работа по патриотическому воспитанию школьников в двух направлениях - «родословы» и «рекруты» (ребята из средней и старшей школы). Этой работой руководила Татьяна Николаевна Кочеткова, учитель истории. Идея организации патриотического клуба возникла с появлением нового направления - «домовята» (изучение народных игр и традиций). Домовятами стали воспитанники И.Б.Ермолиной. Идею поддержала директор школы Л.А.Флоренкова. с этого момента «домовята», «родословы» и «рекруты» объединились в один клуб «Патриот», день рождения которого решено было праздновать ежегодно 1-го декабря. «Домовята» теперь – это все ученики начальной школы. Они участвуют в игровых программах («Игры русского дома») и каждый год выступают целыми классами на сцене с творческими номерами на фестивалях клуба «Патриот». В подготовке этих номеров принимают активное участие педагоги дополнительного образования: Л.Н.Агеева, Н.П.Мошкова. А вот в первый день рождения клуба (1 декабря 2003 г) единственным творческим номером на сцене было выступление гостей из Удмуртии. И.Б.Ермолина рассказала: на открытие клуба «Патриот» она пригласила своих бывших воспитанников. Ребята не только выступили в ярких удмуртских народных костюмах на нашей сцене, но и провели несколько игровых программ под названием «Как Лопшо Педунь в Питер собирался» в близлежащих детских садах. Лопшо Педунь – это герой удмуртских сказок. Игры тоже были удмуртские народные. Сегодня клуб «Патриот», руководителем которого является педагог-организатор ЦДО Т.Н.Кочеткова, известен своими делами не только в школе, районе и городе, но и в России и даже за рубежом.

Еще один клуб родился в ЦДО. Это клуб «Семья». Его организатором и первым руководителем была Елена Васильевна Ржанникова. По субботам в школу приходили дети начальной школы вместе со своими родителями и занимались интересными делами: кто рукодельничал, кто играл, кто танцевал… Позднее клуб «Семья» возглавила Е.В.Селезнева. Работы в технике бумажного искусства, выполненные детьми и родителями, удостоились высоких наград!

Все мы любим болеть за учительскую команду КВН. В ходе исследования я узнала, что в ЦДО существовал детский клуб КВН! В него принимали ребят с 7 лет. Клубом руководила Галина Николаевна Соловьева.

5. Театральные премьеры ЦДО

С каждым годом в начальной школе становилось все больше запоминающихся событий. В 2004, 2005, 2006 учебном году воспитанники коллектива «Игра, творчество, праздник» проводили игровые программы в рамках «Книжкиной недели». Жаль, что этого больше нет. Когда мне было 3 года, я побывала на театральном спектакле-мюзикле эстрадной студии «Гран-При» «Принцесса Белоснежка». Его артистами были 30 ребят из начальной школы. Я сидела с мамой в зрительном зале и очень хотела на сцену. Сейчас моя мечта осуществилась – мне уже трудно пересчитать количество своих выступлений на сцене вместе с танцевальным коллективом «Жемчужина» под руководством Ларисы Николаевны Агеевой. Надо заметить, что сегодня сцена актового зала по своему техническому оснащению ничем не уступает настоящим театральным сценам. И зал тоже преобразился: он красивый и современный! А самый первый спектакль в ЦДО театрально-игровому коллективу пришлось играть в школьной столовой, потому что в зале шел ремонт. Это была сказка «Волк и семеро козлят на новый лад». Потом был поставлена «Баллада о королевском бутерброде», где главную роль короля играл Саша Гудковский, ученик начальной школы. Сегодня он - студент педагогического института и уже работает в лагере «Зеркальный» вожатым! Думаю, в выборе профессии для него важную роль сыграли творческие занятия в ЦДО.

6. Творчеством приносить радость людям

С 2003 года ни один школьный праздник не проходит без участия воспитанников творческих коллективов ЦДО, которые радуют всех зрителей своими артистическими талантами. Кроме того, педагоги дополнительного образования постоянно придумывают для своих воспитанников что-то новое: проекты, конкурсы и соревнования, где каждый может проявить себя, показать, на что он способен. Например, Л.Н.Агеева ежегодно проводит «Конкурс юных постановщиков танца» для ребят из «Жемчужины», фестиваль ритмики для начальных классов, выставки рисунков и поделок на тему танцевального искусства. Ю.Л.Васильев и Н.П. Мошкова совместно с А.И.Яровой придумывают творческие проекты к Рождеству и Масленице. Д.Б.Антоневич устраивает соревнования моделей самолетов «Ас воздушного боя». А еще ребята, занимающиеся в ЦДО, приносят своим творчеством радость людям: дают благотворительные концерты. Например, они несколько лет подряд поздравляли сотрудников милиции с праздником 23 Февраля, выступали в соборе на Рождество, а 8 марта ездили с концертом к бабушкам, живущих в доме для пожилых людей.


Приведу еще несколько примеров. Коллектив «Игра и творчество», в котором я тоже занимаюсь, ежегодно проводит игровые программы «В гостях у тетушки Арины» не только для детей разных возрастов, но и для взрослых. С ними играли даже директора школ! А воспитанники студии «Волшебный мир бумаги» своими руками приготовили подарки ветеранам Великой отечественной войны. Однажды к ним приезжало телевидение. Тогда ребята сложили 100 бумажных журавликов в знак поддержки японских детей, пострадавших от страшного цунами.


7. ЦДО в начальной школе сегодня

Сегодня в ЦДО 28 программ 5 направленностей. Большая часть из них (18 программ) предназначена для начальной школы. Перечислю лишь некоторые:

  • «Студия музыкального развития» (хоровое пение, ритмика, обучение игре на блок-флейте, театральная игра, вокальный ансамбль)

  • «Пластилинография»

  • «Изостудия «Этюд»

  • «Творческая мастерская»

  • «Рукодение»

  • «Игра. Творчество. Праздник»

  • «Технология создания мультимедийных презентаций»

  • «Ушу»

  • «Самбо»

  • «Подвижные игры»

  • «Электролет» и другие.

Ребята из моего класса занимаются в самых разных кружках и спортивных секциях. В этом году мальчики из моего класса записались в коллектив авиамоделирования. Сейчас они учатся создавать модели раке и самолетов, а позднее будут по-настоящему их испытывать в полетах. У тех, кто занимается подвижными играми, пока нет больших побед в спорте. Но укрепление здоровья и победа над собственной ленью, по-моему, не менее важны! Одним словом, каждый коллектив ЦДО имеет свои достижения, свою историю, и ребятам есть, о чем вспомнить и рассказать.

В каждом коллективе есть свои таланты. Я подсчитала, что за один год они все вместе получают более 70 дипломов и грамот! Особенно много выступают на концертах и участвуют в конкурсах и фестивалях девочки из танцевальных коллективов «Жемчужина» и «Dance-коктейль».

8. Выводы

Изучив историю ЦДО, я поняла, что дополнительное образование, которое можно получить, не выходя из школы, очень важно и полезно для всех, кто хочет развить свои способности и стать успешным.

Какая же польза от занятий в кружках?

Из моего исследования я пришла к следующим выводам:

  1. На занятиях в кружках можно узнать много нового и интересного, многому научиться, стать творческим человеком и приносить пользу людям.

  2. А еще можно укрепить свое здоровье, стать смелее, научиться справляться с трудностями и правильно распределять свое время.

  3. Можно побеждать в фестивалях и конкурсах даже международного уровня.

  4. Можно правильно выбрать свою будущую профессию.

Занятия в ЦДО приносят пользу не только детям, но и взрослым: родители не беспокоятся о том, чем заняты дети после уроков, радуются их успехам и творческим достижениям.

Почему это возможно?

- потому что почти все кружки – бесплатные и доступны каждому. Нужно только не лениться, не бездельничать, не убегать после школы домой, а выбрать для себя занятие по интересам и упорно трудиться;

- потому что в ЦДО созданы условия для самых разных видов деятельности: почти все занятия проходят в специально оборудованных кабинетах, не похожих на школьные классы;

- потому что в ЦДО работаю талантливые педагоги, готовые научить нас тому, что знают и умеют сами. Они не поставят плохую оценку, поэтому не надо бояться ошибок. Они нас любят!


9.Заключение

В жизни и истории школы (и не только начальной) ЦДО играет важную роль. Благодаря дополнительному образованию обычная школа стала Культурно-образовательным центром, где и детям, и взрослым живется интересно и весело! Занимаясь в ЦДО, ребята начальной школы не только развиваются сами, но и учатся приносить пользу своей школе, радость окружающим людям. А родители рады этому и гордятся успехами своих детей. В этом большая заслуга педагогов дополнительного образования, которые ответственно относятся к своей работе.

Литература

  1. Ермолина И.Б. Дополнительное образование в школе: воспитание привычки к творчеству// Наша школа: итоги, достижения, перспективы. 2008-2009 учебный год. – Издание школы № 323, 2009

  2. Фотоархив ЦДО

В работе использованы фотодокументы и сведения, предоставленные И.Б.Ермолиной.


Приложение: слайды презентации


21