Ход урока 1. Организационный момент. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку - формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся хода урока. 2. Основная часть: Проверка д/з. 1. .Основные признаки феодального строя. 2. Натуральное хозяйство. 3. Феодальная раздробленность. 3. Объяснение новой темы. План. 1. феодальная иерархия. 2. Феодальные быт и традиции. 3. Положение крестьян в средние века. 4. Быт крестьян. 1. Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется феодальной иерархией. На самой верхней ступени стоял король. Он исполнял обязанности высшего судьи и командующего войсками; на следующей ступени стояли герцоги и графы, ниже – бароны и виконты- вассалы графов и герцогов. Баронам подчинялись рыцари, асами рыцари являлись хозяевами воинов, носивших оружие. Правило было одно во всех странах – во время войны каждый вассал со своим оружием и боеприпасами являлся к своему правителю. Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания и ремесленными изделиями. Подобная феодальная иерархия укрепляла феодальные отношения. 2. Феодалы сами управляли своими землями, и их мощь зависела от их умелого управления своим хозяйством, деловых и организационных способностей. Феодалы наживались за счёт крестьян, которые платили им налоги и работали в их поместье. Тех, которые занимались только военным делом, с конца X века стали называть рыцарями. Они должны были иметь феод – земельное владение. На рыцаря тоже работали крестьяне. Основное дело рыцаря – воевать, поэтому они постоянно упражнялись в военном искусстве и участвовали в учениях. Состязания рыцарей назывались турнирами. Рыцари занимались и охотой. Правила поведения рыцарей были изложены в кодексе рыцарской чести. Они должны были защищать слабых и обиженных и помогать церкви. У рыцарей существовал культ поклонения красоте женщине. Замок феодала был и его крепостью. Здесь хранились запасы зерна и оружия. Каждый крестьянин имел право укрыться в замке феодала в случае опасности или войны. Замки были хорошо укреплены, имели колодцы и запас продуктов. 3. Роль крестьян в обществе определялась согласно теории о сформировавшихся в средневековье трёх общинных группах. Общество сравнивалось с человеческим организмом: духовенство молится, думает о морально-этических нормах, поэтому они – голова. Добродетельные воины и знать - руки человека, сражающихся за интересы общества, а крестьяне сравнивались с ногами человека, которые должны всех кормить. Поэтому людей призывали жить в тесных братских связях, избегая раздоров и войн. Труд крестьян был производительнее труда рабов, поэтому крестьяне берегли свои орудия труда и были заинтересованы в его результатах. Крестьяне были вольные и зависимые. Зависимые не могли принимать решений и работать по своему усмотрению. Феодал мог их продать или обменять, но лишить жизни по закону не мог. Рабы попадали в зависимые крестьяне и их называли сервами, в Англии – вилланами. Крестьяне несли повинности: они не служили в армии, а обеспечивали её продуктами, отрабатывали барщину и платили налог продуктами – оброк. 4. Жизнь крестьян была очень тяжёлой. Они жили в домах, не имеющих дымоходов, в одном помещении спали и питались. Пища была самая простая. Одежду шили из домотканых тканей, а обувь – из кожи, коры деревьев и растений. Иногда из-за тяжёлой жизни крестьяне поднимались на борьбу, убивали и разоряли феодалов, выдвигали требования, но восстания крестьян всегда терпели поражение. Восстания крестьян вынуждали феодалов уменьшать размеры взимаемых налогов.   Контрольный блок Закрепление материала. | 1.Перечертить схемы в тетрадь. | Заключительная часть. Выставление оценок
| | Домашнее задание: | 1. :§____10__,стр39-42; вопросы 1-4 :§____11__,стр42-45; вопросы 1-4 | |