1. Цифровая трансформация образования
Что такое цифровые технологии в образовании? Зачем нужно использовать современному учителю цифровые технологии? Можно ли обойтись и без цифровых технологий в современном образовательном процессе? Давайте, попытаемся ответить на все эти вопросы вместе.
2. Цифровые технологии в образовании – это способ организации учебного процесса с использованием электронного обучения. Зачем нужно использовать современному учителю цифровые технологии?
Распространение цифровых технологий ведет к качественным изменениям в сфере производства и на глобальных рынках. Эти перемены захватывают и сферу образования. Цифровая трансформация образования — это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.
Задача состоит в том, чтобы гармонизировать в едином образовательном процессе:
овладение обучающимися заранее отобранным содержанием; достижение обучающимися внешне формируемых и самостоятельно отобранных целей;
поддержку и развитие способности обучаемых к учению, формирование их учебной самостоятельности, порождение и развитие их личностной идентичности в процессе овладения как социально заданным, так и самостоятельно отобранным содержанием.
Цифровые технологии создают условия для решения этой задачи за счет совершенствования средств планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации образовательного процесса. Можно ли обойтись и без цифровых технологий в современном образовательном процессе?
3. Чтобы формирование компетенций XXI века у обучаемых оказалось успешным, они должны использовать цифровые технологии для выполнения своей учебной работы и демонстрации ее результатов — написания эссе, для подготовки презентаций, для подготовки к ГИА, разработки веб-сайтов, технологических устройств и проч. То есть и педагоги должны использовать цифровые технологии в своей педагогической практике. Сейчас мы видим такую картину, что Учитель хочет сохранить базовые образовательные ценности в быстро меняющемся мире. Его работа — давать детям знания, умения и навыки, а лучшая награда — это видеть интерес к учебе. Учитель осознает значимость своей роли.
4. Однако существует проблема – избыточность информации. Количество информации с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Сейчас уже нужны специальные навыки, чтобы осуществлять поиск нужного материала и ориентироваться в перенасыщенном информацией цифровом пространстве. В каждом ребенке изначально заложено естественное желание развиваться и учиться, которое реализуется в комфортных для него условиях. Если в младших классах ребенок безоговорочно доверяет взрослым и легко следует по образовательным маршрутам, созданным ими, то в средней и старшей школе он попадает в параллельный секретный от взрослых мир мессенджеров, видео, социальных сетей и онлайн–игр. В этой комфортной среде он имеет свободу выбора, исследует, изучает, принимает решения и моментально видит результаты, а отложенный эффект от школьных задач и отсутствие выбора бесконечно далеки от темпа его жизни. При этом школа остается для него практически единственным местом социализации. Ранее учитель воспринимался в качестве единственного распространителя знаний. Теперь роль учителя изменилась, он становится координатором и наставником. Учебный процесс постоянно предусматривает общение обучающихся как между собой, так и с учителем. И он должен строиться в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.
5. В цифровых технологиях есть плюсы. Учитель:
1. Имеет большой выбор контента под все учебные задачи. Различные образовательные платформы содержат тысячи видео или текстовых лекций, заданий, отсортированных по учебным темам в соответствии со школьными УМК.
2. Свободное время. Технологии берут на себя проверку «тетрадей», построение учебной аналитики и графиков для отчетов. У учителя появляется свободно время для профессионального развития, например, на курсах повышения.
3. Профессиональный рост. Обучаясь работе с цифровыми образовательными инструментами, педагог узнает о современных педагогических подходах и практиках, квалификации.
6. Ученик:
1. Психологический комфорт. Ученик имеет право делать ошибки и получает моментальную обратную связь. При таком подходе он хочет решить задание правильно, а не просто получить хорошую отметку. Это возможно реализовать, например, при прохождении онлайн учебного тренинга. Цифровой ресурс оповещает ученика, где была допущена ошибка и почему. Таким способом вы всегда сможете уделить внимание каждому ученику.
2. Мотивация. Повышайте мотивацию к своему учебному предмету. Размещайте в заданиях или другом учебном контенте интересные факты, которыми вы никогда бы не успели поделиться на традиционном уроке.
3. Навыки учебы и работы в цифровой среде. Школьники учатся использовать компьютер не только для игр и общения, но и для решения конкретных задач.
Так же важно отметить, что используя цифровые технологии в своей педагогической деятельности, вы применяете электронное обучение. Электронное обучение – это система обучения при помощи информационных и цифровых технологий. Благодаря электронному обучению учебный процесс становится более индивидуальным.
7. В электронном обучении существует несколько форматов: - синхронное обучение – учебное мероприятие, в котором учитель и ученик взаимодействуют здесь и сейчас по фиксированному расписанию; - асинхронное обучение – учебное действие, в ходе которого учащиеся изучают учебный материал в разное время относительно друг друга; - смешанное обучение – формат, в котором комбинируется синхронное и асинхронное обучение.
Учебный процесс постоянно предусматривает общение обучающихся как между собой, так и с учителем. Это должно быть сотрудничество, а не передача знаний.
Давайте остановимся на видах электронного обучения.
8. Цифровые учебные материалы
Видеоконференцсвязь и вебинары. Технология, обеспечивающая одновременную передачу видео и звука между двумя и более пользователями, с возможностью трансляции экрана и коммуникацией между участниками.
Три программы для видеокоммуникации
Неважно, директор вы или учитель, при удаленной работе бывает необходимость собрать всех в режиме видеоконференции. В таком случае можно увидеть всех, дать обратную связь, поддержать. То есть выстроить аналог “живой” коммуникации.
Три оптимальных опции:
Zoom — позволяет организовывать онлайн-встречи до 100 участников в видео-формате. В бесплатной версии время сессии — до 40 минут. В платной (15 долларов в месяц) этого ограничения нет, можно расширить количество участников. Плюс в том, что слушателям необязательно регистрироваться в системе, можно просто пройти по ссылке.
G Suite (Hangouts) — у гугла есть инструмент для организационной коммуникации G Suite, школа или вуз может подключить его бесплатно. По умолчанию, можно организовать встречу на 25 человек (в период каратина — расширен доступ до 100). Плюс системы в том, что дополнительно Google Classroom предлагает много других. инструментов для учителей. У всех участников должен быть email на gmail (что в целом легко). Это самый удобный инструмент, однако нужно для начала использования подключить всю школу.
Microsoft teams — это бесплатнй сервис до 150 участников. Можно присутствовать на встрече и с телефона, и с компьютера. Пользователям нужна будет учетная запись в microsoft
Интерактивное видео. Учебное видео, в котором пользователь может получать дополнительный материал, отвечать на тестовые задания и ставить реакции (лайки) в процессе просмотра.
Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением».
Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.
Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения.
Среди них часто выделяют:
интерактивные доски;
интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
робототехнику и конструкторы LEGO;
интерактивный стол;
беспроводной планшет;
документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
мобильный планетарий — купол с проектором внутри;
компьютеры и оргтехнику.
Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Скринкаст. Видеозапись экрана с целью обучить тому, что можно продемонстрировать.
Тип подкастинга, позволяющий передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя. Скринкастинг часто используется в сфере образования для обучения чему-либо.
Скринкаст — это запись видео с экрана. Чаще всего ее создают, чтобы научить зрителя работать с интернет-сайтом или компьютерной программой, например, Photoshop или Word.
Для подстраховки загрузите текст в «Главред». Этот сервис поможет найти штампы, обобщения и другой словесный «мусор». А на сайте Readability можно проверить насколько просто написан текст.
9. Облачные технологии. Это технологии хранения, предоставления общего доступа к цифровому ресурсу для совместной работы. Облачные технологии — это инновационные технологии для работы в сети интернет. Технология распределённой обработки данных в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю, как интернет-сервис.
10. Цифровое оценивание Интерактивные тренажеры. Цифровые ресурсы, предназначенные для самостоятельного изучения или повторения с одновременным контролем знаний и обратной связью с пользователем.
После окончания урока преподаватели остаются в классе, полном учеников, которые пытливо смотрят на них. Получили ли мои ученики отдачу от этого урока? Есть ли какие-то знания, вопросы или навыки, в которых они всё еще не уверены? Есть ли у моих учеников какие-либо неверные представления об уроке и его содержании? Нужно ли мне завтра что-то пересматривать в работе?
Это лишь некоторые из вопросов, которые рефлексивным педагогам остаётся обдумать после того, как прозвенит звонок. По правде говоря, многие из этих вопросов, которые учителя задают себе, могут быть решены, если они используют оперативные опросы и тесты. Итоговый тест — это простой, быстрый и часто эффективный метод формирующего оценивания, используемый ближе к концу урока. Это простая задача, которая требует, чтобы учащиеся ответили на несколько вопросов, выполнили определенные задачи, изученные в процессе обучения. Ещё больше возможностей появляется, когда мы используем созданные задания как домашнюю работу.
Формат онлайн тестирования варьируется. Педагоги могут использовать различные типы вопросов/действий. Есть тесты множественного выбора, да/нет, короткий письменный ответ, соответствие, заполнить пробел и ряд других. С точки зрения реализации в классе, итоговые задания должны быть короткими, краткими и привлекать учащихся к самоконтролю. Насколько они усвоили изученное. Небольшие тесты также идеально подходят для продолжения обучения на следующем уроке. Многие учителя начинают с итогового теста предыдущего урока, чтобы актуализировать предыдущие знания учащихся.
В эпоху цифрового обучения итоговые тесты больше не ограничиваются маленькими листками бумаги, которые преподаватели собирают, когда ученики покидают свои классы (хотя этот метод всё еще хорош). В распоряжении преподавателей имеется множество цифровых инструментов для сбора важных данных об успеваемости своих учеников.
Тесты. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.
11. Цифровые технологии – это только инструмент для реализации личностно-ориентированного подхода обучения. Благодаря использованию цифровых технологий в обучении становится возможным оптимизация учебного процесса, придание ему гибкости, динамичности и целостности.
Перед вами обзор инструментов формирующего оценивания, с помощью которых смогут собрать данные, произвести своеобразное сканирование процессов понимания учениками учебного материала.
Но цифровое образовательное пространство стремительно меняется. Появляются новые приложения и сервисы. Многие давно знакомые значительно преобразились. Надеюсь, данный обзор поможет вам сориентироваться в начале учебного года.
GOOGLE FORMS Преподаватели могут создавать итоговые тесты с различными типами вопросов и отправлять заявки на участие по электронной почте или по общей ссылке. Последние обновления теперь позволяют вопросам включать изображения и ссылки на YouTube. Учителя смогут получить большой аналитический материал о ходе выполнения заданий по каждому ученику и общую статистику по классу.
SOCRATIVE Приложение весьма простое в использовании. Вход в систему занимает несколько секунд. Socrative работает на компьютерах, планшетниках, смартфонах и ноутбуках. Естественно должно быть интернет-соединение .
Задания ученикам могут быть представлены в трёх вариантах: выбор нескольких правильных ответов, вариант верно/неверно, и вопросы, предполагающие краткий письменный ответ.
PLICKERS Приложение позволяет учителям получить обратную связь в режиме реального времени, независимо от того, имеются или нет мобильные устройства у учащихся. Ученики пользуются карточками с персональными QR-кодами. Данные опросов можно получить в таблице. В последнее время приложение значительно обновилось.
12.
KAHOOT Игровая платформа, где ученикам весьма комфортно работать. Сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетов ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. В последнее время имеется ряд обновлений, в том числе и возможность для домашней работы.
PADLET Возможно, вы удивитесь, что это замечательное приложение появилось среди инструментов формирующего оценивания. Но анализ учебной деятельности это не только тесты. Мы должны оценить работу учеников не только количественными, но и качественными показателями. Padlet — это онлайн-общее пространство, в котором учащиеся могут размещать заметки, мультимедийные файлы, гиперссылки и документы.
FORMATIVE Еще один отличный инструмент для выполнения формирующего оценивания. Он позволяет легко создавать различные типы опросов, классные и домашние задания. Вы создаете задание, назначить его ученикам, получаете в реальном времени результаты и даёте свои замечания.
QUIZALIZE Quizalize — добротный инструмент организации тестирования, викторины в классе. Он позволяет учителям создавать увлекательные задания в классе или организовать неординарное домашнее задание. Учителя могут мгновенно увидеть результаты и легко определить сильные и слабые стороны учеников. Процесс создания викторины является простым и легким. После того, как вы вошли в свою учётную запись, перейдите на вкладку «Мои викторины» и нажмите на кнопку «Создать новую викторину». Следуйте инструкциям, и введите свои данные. После того, как вы закончите нажмите на кнопку «Сохранить», чтобы сохранить викторины. Чтобы назначить викторины для ваших студентов нажмите на кнопку «Установить Викторину» и введите имя вашего класса.
В части общего образования обозначены приоритетные цели: 1) вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; 2) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на 2 принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; 3) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
13. Значительная роль для достижения обозначенных целей отводится реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. То, что цифровые технологии открывают большие возможности для получения всестороннего образования, для определения траектории индивидуального развития ребенка, раскрытия потенциала как учителя, так и ученика, подчеркивалось неоднократно в работах и выступлениях ученых, методистов, педагогов. Однако в условиях пандемии 2020 года, когда вся система образования стремительно была вынуждена перейти на формат дистанционного обучения, проблемы нашего 14. образования стали очевидными. Так были выявлены такие проблемы, как отсутствие собственных, российских решений для организации дистанционного обучения, неравенство регионов, школ, семей в возможности получения доступа к качественному цифровому образовательному контенту, наличие множества разрозненных образовательных сервисов, способных закрыть лишь часть потребностей сферы образования, при этом не имея возможности логичного встраивания в образовательный процесс, проблемы в доступе к сети интернет, в наличии современного технического оборудования.
На решение обозначенных задач направлен федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Цифровая образовательная среда определяется как совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.
15. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда», за реализацию которого отвечает Министерство просвещения Российской Федерации, планируется оснащение образовательных организаций современным техническим оборудованием, предоставление доступа к высокоскоростному интернету (совместно с Министерством связи, цифрового развития и массовых коммуникаций), внедрение образовательных сервисов: библиотека цифрового образовательного контента, маркетплейс, сервис контрольноизмерительных материалов для оценки текущей успеваемости и для самодиагностики, личный кабинет, цифровая биография, взаимодействие с ЭЖД, информационно-коммуникационная образовательная платформа. Все образовательные сервисы будут интегрированы в единую точку доступа – федеральную государственную информационную систему «Моя школа». ФГИС «Моя школа» позволит обеспечить единую авторизацию и идентификацию через портал Госуслуг (ЕСИА). Реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» позволяет определить основное назначение, миссию цифровой образовательной среды – создание страны без образовательных окраин, формирование единого образовательного пространства и обеспечение доступности качественного образования на всей территории страны за счет создания современной образовательной инфраструктуры, библиотеки верифицированного контента и сервисов.
Одним из направлений в разработке образовательных сервисов в 2020 году стало решение о необходимости создания российской информационнокоммуникационной образовательной платформы для организации дистанционного обучения, для обеспечения образовательной коммуникации между участниками образовательного процесса. При поддержке Министерства просвещения и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций путем объединения интеллектуальных, финансовых возможностей двух крупнейших корпораций России ПАО «Ростелеком» и Mail.ru Group (образовано совместное предприятие ООО «Цифровое образование») разрабатывается информационно-коммуникационная платформа, которая получила название «Сферум».
Платформа прошла апробацию в период с сентября по декабрь 2020 года в общеобразовательных организациях пятнадцати субъектов Российской Федерации. Тогда для апробации были определены по три школы в каждом из 15 субъектов – городская школа, сельская, малокомплектная. По результатам апробации было принято решение о распространении опыта использования платформы в образовательных организациях.