12 декабря 2017 в 18.00
Видеоконференция
Цифровое преображение российского образования
Алексей СЕМЕНОВ , академик РАН и РАО
Артем СОЛОВЕЙЧИК , ИД «ПС»
Нам нужно успеть поменять модель образования. И это нужно было сделать еще вчера.
Г. Греф
Дети – завтра
Мир – сегодня
Школа – вчера
Уже сегодня…
- Результаты школьного образования быстро устаревают или выветриваются
- Нужен сдвиг баланса от знаний к компетенциям
- Компетенции и знания используют цифровые ресурсы
- Быть отличником по всем предметам – не цель
Нужна школа…
- соответствующая потребностям ученика и его родителей устраняющая пропасть между современным миром и образованием реальная для массового образования страны
- соответствующая потребностям ученика и его родителей
- устраняющая пропасть между современным миром и образованием
- реальная для массового образования страны
Каждому выпускнику…
- компетенции XXI века, нужные личности, обществу, экономике
- продолженность результатов школы
- продолжение образования
- личностный рост и здоровье
Компетенции личности (компетенции XXI века)
- Soft Skills
- Digital Skills
- Professional Skills на базе предметных компетенций
Компетенции личности (по-русски) …
- Метапредметные и личностные компетенции (Soft Skills)
- Использование цифровых ресурсов в профессиональной деятельности и повседневной жизни человека (Digital Skills)
- Предметные компетенции (база для Professional Skills)
Soft Skills (на примере школы Summit) …
Когнитивные навыки на примере школы Summit
- Анализ текста
- Создание и представление сообщения
- Исследование
- Анализ и синтез
- Выступление / слушание
- Сочинение / письмо
- Работа с источниками
Soft Skills (возможный вариант)
Анализ текста…
Когнитивные навыки в школах Summit
- Тема / основная идея
- Точка зрения / цель
- Развитие
- Структура
- Выбор слов
Soft Skills (возможный вариант)
Создание и представление сообщения…
Когнитивные навыки в школах Summit
- Академический стиль
- Устный доклад
- Гипермедиа
- Мультимедиа в устных докладах
- Условность конкретной области
- Точность
Soft Skills (возможный вариант)
Исследование…
Когнитивные навыки в школах Summit
- Постановка вопроса
- Разработка гипотез
- Проектирование процессов и процедур
Soft Skills (возможный вариант)
Анализ и синтез…
Когнитивные навыки в школах Summit
- Выявление закономерностей и отношений
- Сравнение / противопоставление
- Представление информации с помощью визуальных и символьных моделей
- Интерпретация данных / информации
- Выявление связей и выводы
- Критика аргументации других
- Обоснование / формулирование объяснения
Soft Skills (возможный вариант)
Выступление / слушание…
Когнитивные навыки в школах Summit
- Обсуждение / вклад
- Подготовка
- Правила / активное слушание
Soft Skills (возможный вариант)
Сочинение / письмо…
Когнитивные навыки в школах Summit
- Аргументация
- Информация и пояснения
- Рассказ, нарратив
- Рассмотрение альтернатив и оппозиций
- Подбор подтверждающих фактов
- Объяснение фактов / интеграция фактов
- Организация (переходы, связь, структура)
Soft Skills (возможный вариант)
Работа с источниками…
Когнитивные навыки в школах Summit
- Подбор подходящих источников
- Учет контекста
- Синтез информации
Успешность
Предметы
умение учиться
проекты, будущая профессия
ключевые компетенции и новая грамотность
социально-эмоциональный интеллект
Компетенции личности…
Персонализация образования…
Создание условий, при которых ученики …
- выбирают цели и пути их достижения на большом масштабе жизни – в перспективе всей жизни, а не только школы и вуза
- учатся осознанно и с удовольствием
- не знают, что такое страх в учебе, и бесстрашно обращаются за помощью к другим
- обладают многими правами включая главное право ученика – «право на ошибку»
3
Фиксация, запись
Организация процесса учения (agile-процесс) …
Планирование
более крупное планирование
Деятельность
Обсуждение, принятие решений
Обратная связь: прогнозирование, рекомендации
Реакция, анализ, оценивание
Результаты. Компетенции…
- Метапредметные (Soft) и Цифровые (Digital)
- Базовые предметные (не-цифровые, цифровые, а-цифровые)
- Углубленные предметные (не-цифровые, цифровые, а-цифровые)
- не-цифровые (нельзя оцифровать)
- цифровые (построенные на цифровых технологиях)
- а-цифровые (традиционный вариант, используемый наряду с цифровым)
Учение
Экзамен
Результаты в цифровом мире через 5 лет
Навыки XXI века
Цифровая аттестация
Обновляемые результаты (вся жизнь)
Учение на цифровой платформе
Disruptive Innovation: школьник использует те же навыки XXI века, что и взрослый в своей работе и жизни.
Результаты образования
XXI век
XX век
…
Профессия 3
Профессия
Профессия 2
Профессия 1
Предметы
В разрабатываемой нами модели школы планируемые результаты, школьного образования не сильно отличается от XX века. (Естественно, знания - более современные и встраиваются механизмы их постоянного обновления, позиция самого учителя настроена на такое обновление и собственное постоянное учение.) При этом, однако, поскольку в школе постоянно используются цифровые ресурсы, то работа ученика намного более эффективна и требует меньших затрат. Мы рассчитываем, что ученики смогут осваивать больше материала, относящегося к областям профессиональной деятельности , к которым у ученика есть интерес.
В процессе аттестации также используются и оцениваются навыки XXI века, в частности, умение работать с цифровыми ресурсами. Аттестуются и предметные компоненты , и приобретенные в школе по выбору ученика профессиональные компетенции .
В дальнейшей работе и жизни большая часть освоенного в школе может быть использована при необходимости с привлечением цифровых ресурсов: эффективность школьного образования существенно выше, чем в традиционно модели .
предметы
Навыки XXI века
21
Измерение результатов…
- внутреннее оценивания работы ученика
основной источник – контакт с учеником, запись аудио-видео, движений
выполненные им задания, улучшения
самооценка и оценка другими учениками
внешняя оценка – часть плана
соответствие результатов плану
незапланированные ресурсы только для незапланированного результата
- оценивание работы учителя и школы из динамики оценок учеников
оптимальная поддержка всех
21
Обратная связь для настройки образовательных процессов …
Обратная связь в процессах разных масштабов
На самом большом масштабе – в масштабе всей жизни – это:
– продолженность результатов школы
– применение выпускником компетенций, полученных в школе
– анализ траектории развития и после выпуска из школы
21
Вы блестящий учитель,
у Вас прекрасные ученики!
Команда ИД «Первое сентября»