Тема: «Цифровые инструменты в работе учителя математики»
Охват Любовь Петровна
учитель математики
МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского союза П. В. Масленникова
ст. Архонская»
Аннотация. В настоящее время мы наблюдаем, как на смену традиционному обучению приходит смешанное, когда сочетаются формы аудиторного и элементы электронного обучения. Поэтому учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и ориентироваться в разнообразии современных цифровых ресурсов, чтобы использовать их в образовательном процессе. В работе предлагается обзор некоторых электронных сервисов, которые можно использовать как при дистанционном обучении, так и на традиционных уроках.
Сегодня мы наблюдаем быстротечное изменение окружающего нас мира. Появление новых прорывных технологий привело к появлению новых профессий. На рынке труда всё более востребованы люди, обладающие гибкими навыками, умеющие работать в условиях неопределённости. Фриланс, «удалёнка» становятся нормой. Конечно, это не могло не повлиять и на сферу образования. Мы всё чаще используем технологии удалённого интерактивного обучения для самообразования. На смену традиционной педагогике приходит цифровая, которая создаёт новые возможности для обучения с помощью компьютерных программ и цифровых ресурсов. На смену традиционному обучению приходит смешанное, когда сочетаются формы аудиторного и элементы электронного обучения. В помощь учителю создаются и постоянно совершенствуются платформы для проведения онлайн обучения, ресурсы для создания интерактивных форм взаимодействия учителя и обучающихся. Поэтому современный учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и ориентироваться в разнообразии цифровых ресурсов, чтобы использовать их в образовательном процессе.
Рассмотрим некоторые цифровые сервисы, которые можно использовать не только при дистанционном обучении, но и на обычных уроках. Условно разделим ресурсы на группы по целям, для которых их можно применить.
Закрытые информационные системы, позволяющие установить связь между учениками, учителями и родителями. Участники сети могут следить за отметками, расписанием, домашним заданием и отправлять друг другу сообщения. Существуют государственные сервисы, такие как дневник на сайте мэра Москвы, на сайте «Госуслуги», и частные разработки: «ЭлЖур», «Дневник.ру» и другие. Школы нашей республики используют бесплатный ресурс «Дневник.ру» [2]
Образовательные платформы, дающие возможность организовать учебный процесс дистанционно. Их можно условно поделить на две группы. Первая группа – это веб-приложения, с помощью которых можно создавать сайты для онлайн обучения: «Moodle», «Microsoft Teams», «Google класс» и другие. Изначально эти приложения были созданы не для школы. И вторая группа – это платформы, на которых размещены обучающие материалы по школьным предметам, видеоролики, презентации, подборки задач. Например, «Мобильное электронное образование», «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс учебник» и др. Подробнее рассмотрим платформу «Учи.ру». Достаточно зарегистрироваться на сайте учителю, сформировать классы и сгенерировать пароли для детей и их родителей. Платформа предлагает видеоматериалы, презентации и задания ко всем темам школьного курса. Причём, задания оформлены в игровой форме, что интереснее, чем просто решить задачу или уравнение. Помимо программы есть возможность повторения пройденного ранее, участия в олимпиадах и подготовки к базовому ЕГЭ. Использовать электронный сервис можно и на уроке и во внеурочной деятельности. Ученики могут самостоятельно решать карточки с заданиями, как бесплатные, так и платные в удобное для себя время. Учитель будет видеть статистику по ученикам в своём рабочем кабинете. Если же учитель нажимает кнопку «Начать урок», то все ограничения на карточки в течение урока снимаются. Учитель имеет возможность создавать домашнее задание, самостоятельные и контрольные работы из предложенных заданий, как всему классу, так и индивидуально, регламентируя при этом время. Система организует автоматическую проверку, учитель видит результаты проверки. Есть возможность проведения урока онлайн. Разработчики платформы «Учи. ру» организовали систему соревнований между детьми в классе, между классами школы, а также программу «Активный учитель», что позволяет пополнять портфолио участников учебного процесса. К этому сервису можно относиться как к развлекательному. [3] Мне кажется, этим он и привлекателен. Конечно, ресурс имеет некоторые недостатки, но учитывая скорость развития технологий, всё исправимо.
Существует множество цифровых ресурсов, предназначенных для создания интерактивных плакатов, рабочих листов, заданий, тестов и опросов: Canva, Thinglink, Wizer, Coreapp, Formative, Teacher Made, LiveWorksheets, Google формы, Kahoot, Mentimetr и др.
Остановимся на некоторых из них. На сайте LiveWorksheets.com Вы можете создать интерактивный рабочий лист. Это очень просто. За основу можно брать свои тетради, старые рабочие листы, созданные в текстовом редакторе Word, а также в формате PDF (приложение 1), изображение JPEG, или скачать готовые рабочие листы на сайте worksheets.ru . [7] Нужно загрузить свой документ, и он будет преобразован в изображение. Затем вам просто нужно нарисовать поля на листе и ввести правильные ответы. Есть также несколько команд, которые вам нужно изучить, если вы хотите выполнять другие упражнения, такие как перетаскивание, соединение со стрелками, разговорные упражнения и т. д. Созданные ИРЛ вы можете группировать в интерактивные рабочие книги. Для обратной связи с учащимися достаточно сбросить им ссылку https://www.liveworksheets.com/2-hh879509th (https://www.liveworksheets.com/2-ik880688ld ) на интерактивный рабочий лист или поместить его на сайте или в блоге. После выполнения заданий обучающийся нажимает на кнопку «Готово» и в режиме реального времени видит свой результат. Учитель получает уведомление и может проверить ответы детей. Этот ресурс облегчает работу учителю, сокращает время, потраченное на проверку и анализ работ. [5]
Для создания интерактивных викторин, тестов, опросов удобно использовать платформу Kahoot. Зарегистровавшись на сайте вы можете создать игру – викторину. Можно организовать устный счёт. Ресурс предлагает различные формы ответов на вопрос: выбор верного, определение правда или ложь (приложение 2), самостоятельная запись ответа и др. Причём для задания вопроса можно использовать картинку или видео ролик. Устанавливается время для ответа на вопрос, музыка для сопровождения викторины. Созданному «кахуту» присваивается код , который учитель демонстрирует на экране. Обучающиеся заходят на сайт Kahoot.it, вводят код, своё имя и отвечают с помощью телефона на вопросы, которые демонстрируются на экране. После каждого ответа на экране высвечивается статистика верных ответов, количество баллов каждого участника в порядке убывания, причём за скорость ответа добавляются баллы. В конце игры на экране появляется пьедестал, на котором размещены имена победителей. Такие викторины оживят урок и повысят мотивацию детей. [4]
Для голосования или опроса мнений можно использовать такой инструмент как Mentimeter. [6] Он позволяет задать вопрос классу и сразу получить обратную связь через любые мобильные устройства, имеющие доступ в интернет. Участники опроса могут вставить в поисковую строку браузера ссылку, код опроса или сканировать QR – код, который учитель показывает на экране. Опрос проводится анонимно. Я думаю, что этот ресурс можно использовать для проверки эмоционального состояния учеников в начале и в конце урока, для рефлексии, определения самого популярного мнения и т. п. Например, в начале урока геометрии можно провести опрос по определению темы урока: «Как вы думаете, о какой фигуре пойдёт речь на уроке? Это одна из древнейших геометрических фигур и самая простая из кривых линий. Философы древности придавали ей большое значение. Согласно Аристотелю, небесная материя, из которой состоят планеты и звёзды, как самая совершенная, должна двигаться по этой самой совершенной линии». https://www.menti.com/19srwdq2bt
Ещё одна группа - ресурсы, предназначенные для создания видео материалов: CamStudio, Ezvid, Movavi, Loom и др. CamStudio - бесплатная и простая в использовании программа, которая позволяет записывать все происходящее на мониторе с последующим сохранением готового видео на жестком диске в формате AVI или SWF. В настройках можно задавать область экрана, с которого будет происходить запись, скрывать/отображать курсор, редактировать параметры аудио/видео и многое другое. Также программа позволяет записывать звук, что делает CamStudio эффективным инструментом для создания видеопрезентаций и обучающих курсов. [1]
В заключение, хочу отметить, что цифровых ресурсов для образования существует гораздо больше, чем было перечислено. И скорее всего, будут появляться новые сервисы, и совершенствоваться уже хорошо известные. И современный учитель должен пользоваться этими предложениями, как при дистанционном обучении, так и на традиционных уроках. Применение цифровых ресурсов оживит процесс обучения, добавит ему интерактивности и разгрузит учителя от бумажной работы. Конечно, тетради следует оставить, но часть заданий можно перевести «в цифру».
Список интернет – источников.
Аствацатуров Г. О., didaktor.ru
Дневник.ру
Учи.ру
Create.kahoot.it
LiveWorksheets.com
Mentimeter.com
Worksheets.ru