О.В. Потапкина
МАОУ «ОЦ «НЬЮТОН» г. Челябинска»,
г. Челябинск, Россия
Цифровые инструменты в работе учителя начальных классов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.
Платформа «Мобильное электронное образование»
Аннотация: в статье рассказывается о работе с новой цифровой платформой «Мобильное электронное образование», которая очень активно входит в педагогический процесс, анализируются возможности нового цифрового ресурса, используемого в образовательной деятельности, и показаны, какие преимущества есть для учителя начальных классов.
Ключевые слова: мобильное электронное образование, мобильные устройства, Интернет, приложения.
Potapkina Olga Viktorovna, primary school teacher,
Municipal Autonomous General Educational Institution
"Educational center "NEWTON", Chelyabinsk",
city of Chelyabinsk, Russia.
Digital tools in the work of a primary school teacher. Platform "Mobile e-education"
Annotation: the article describes the work with the new digital platform "Mobile e-education", which is very actively included in the pedagogical process, analyzes the possibilities of a new digital resource used in the educational process, and what are the advantages for a primary school teacher.
Key words: mobile e-education, mobile devices, Internet, applications.
В XXI веке человек реализует себя в информационной среде. Наша сегодняшняя жизнь немыслима без компьютеров и Интернета. Поэтому информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательной деятельности.
Внедрение новых технологий – это всегда сложный процесс. Сначала мы, учителя, должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания и компетенции обучающимся.
Современные дети, которых мы обучаем, владеют навыками цифрового общения на порядок выше учителя. Здесь можно спросить: «Чему обучать таких умных ребят?» И тут же есть ответ: «Безопасности в сети, умению фильтровать контент, распределять свое время на образование и отдых, использовать безопасные ресурсы».
На сегодняшний день у учителей есть выбор ресурсов для работы с учащимися среди множества разнообразных образовательных платформ и сервисов. В начале 2022 года учителя МАОУ «ОЦ «НЬЮТОН» г. Челябинска» познакомились с новой образовательной средой «Мобильное электронное образование» (МЭО). Я начала использовать задания из МЭО на уроках у первоклассников.
«Мобильное электронное образование» – разработчик и поставщик системных программных решений, образовательных услуг и сервисов, обеспечивающих реализацию требований ФГОС общего образования. Это цифровая образовательная среда, которая готова работать со всеми категориями учащихся с 1 по 11 класс [2].
МЭО – онлайн-платформа с курсами для педагогических работников, разработанная авторами ФГОС, обеспечивающая формирование функциональной грамотности и личностное развитие обучающихся [2].
Все неизведанное часто вызывает страх, опасение, но в то же время – это возможность постигать новое в своей профессии, а, значит, двигаться вперед. Все это происходит и в образовательном процессе, любые инновационные технологии связаны со сложностями в освоении, но открывают для педагога новые возможности.
В наше время, активно входящее в педагогический процесс мобильное электронное образование, меняет обычный классический урок. Мобильное электронное образование – это очень большой информативный ресурс для учителей, обучающихся и их родителей.
Мобильное электронное образование дает возможность обучающемуся стать активным участником образовательной деятельности. Для педагога мобильное электронное образование представляет собой полноценный ресурс готовый работать с разными категориями обучающихся: одаренными и учащимися с ОВЗ.
Родителям МЭО позволяет анализировать успехи и успеваемость своего ребенка, наблюдать не только за итоговыми оценками, но и комментариями учителя к выполненным заданиям. Родителям видно, в каких предметах ребенок более успешен, в каких нужно дополнительно позаниматься.
Особенности МЭО:
Образовательный контент «МЭО» соответствует требованиям ФГОС и рекомендован к использованию в учебной деятельности школы.
Содержание МЭО подходит под все УМК из утвержденного федерального перечня учебников.
Использование МЭО в образовательной деятельности школы позволяет без значительных финансовых, организационных и временных затрат индивидуализировать образование каждого обучающегося.
Применение МЭО в учебной деятельности расширяет образовательное пространство урока за счет мультимедиа среды, разработанной в соответствии с психофизиологическими особенностями обучающихся разного возраста.
Система позволяет организовать обучение для всех категорий обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения, обучения одаренных и талантливых детей.
Возможность организации учебной деятельности как в традиционной классно-урочной системе, так при проведении уроков с применением дистанционных технологий.
В МЭО есть все инструменты: от готового урока, который обучающиеся могут усвоить самостоятельно, до журнала учета знаний. Представлены все школьные предметы, дневник и журнал, материалы ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и олимпиады – в одном личном кабинете.
Очень удобно, что есть такие разделы как, «Инструкции по регистрации», «Вебинары», «Инструкция по оформлению бесплатного доступа к платформе», «Доступные предметы», «Преимущества», «Отзывы», «Задавать вопросы», «Матрица назначения учебных предметов», «Система оценивания». За этой цифровой платформой стоят реальные люди, готовые помочь в любое время, если у педагога, родителя или ребёнка возникают вопросы.
Для удобства учителя есть свой личный органайзер. В него можно внести дату регистрации на платформе, отправить личные сообщения, голосовые сообщения, добавить свой материал. Этому ещё предстоит учиться, т.е. есть возможность проявить свою «изюминку» в этом направлении.
Использование МЭО позволяет экономить время при подготовке к урокам, каждый обучающийся оказывается вовлечён в образовательную деятельность. Данный контент позволяет выстраивать индивидуальную траекторию для каждого обучающегося, исходя из его способностей и запросов.
Материалы занятий настолько продуманы, что подготовка к урокам стала доставлять удовлетворение: меньше время трачу на подбор дополнительных материалов.
Остановлюсь немного на предметах. Удобное расположение папок с предметами позволяет быстро ориентироваться в представленном материале. Выбираем свой предмет. Все занятия идут по номерам и темам. Можно подобрать материал для изучения нового, с использованием учебника. Далее следуют интернет-уроки. Иллюстрации все подходящие, яркие, распределены по темам. Задание можно прочитать, прослушать. Обучающиеся рассматривают и аргументируют свой ответ. Если задание выполнять в домашних условиях, есть возможность записать свой ответ самостоятельно. Мы с ребятами выполняли вместе, поэтому ответы записывала я. При завершении изучения разделов (например, по окружающему миру, темы «Мой класс», «Мой дом», «Моя семья»), идет тематическая контрольная работа. И так после каждого раздела можно проверить усвоение материала с помощью этих работ. Обучающиеся имеют возможность вернуться к изученным темам для повторения, самопроверки или углубления учебного материала как с учителем, так и без него.
Цель работы в «Мобильном электронном образовании» – способствовать повышению качества образования через использование современных образовательных технологий.
В этом учебном году я использовала данную платформу на уроке в качестве закрепления или актуализации знаний. В планах – использование МЭО в изучении нового материала, и в качестве домашнего задания, так как очень удобно, что результат проверки автоматически будет выставлен в электронный журнал.
Материал интернет-уроков отличается насыщенностью, информативностью. Каждый может найти для себя то, что ему необходимо, в домашних условиях. Если ребенок, например, отсутствует по каким-либо причинам, да и для дистанционного обучения, думаю будет очень удобно. Но эти навыки нужно будет совершенствовать.
МЭО – это удобно, комфортно и быстро! На уроках с МЭО можно организовывать различные формы занятий: групповые, проблемные, исследовательские и т.д. Оно, с одной стороны, индивидуально, с другой стороны, основано на сотрудничестве.
Мобильное обучение является новой образовательной стратегией, на основе которой создается учебная среда, где обучающиеся могут получить доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте. Это делает процесс обучения всеобъемлющим и мотивирует обучающихся к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни.
Уверена, что платформа МЭО будет постоянно развиваться и совершенствоваться, делая работу учителя еще более интересной.
Литература
1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н. Алексеева. – Текст : электронный / Учитель. – 2009. – №3. – С.28.
2. Голицына И.Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании. / И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова – Текст : электронный // Образовательные технологии и общество. – 2011. – № 1. – С. 241-252. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii/viewer (дата обращения: 18.12.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка».